Как работает мозг человека: часть вторая

    daa8d7f7c0536527d726df2d8a63c150

    Топография мозга

    У каждого отдела мозга есть свои функции. Так, например, информация, полученная при помощи зрения
    , анализируется в затылочной области мозга. А
    движение
    контролируется достаточно узкой полосой нервной ткани, протянувшейся от верхней части головы к уху, как дужка наушников.

    Тренировка для мозга

    Подводит память? Неудивительно, ведь она страдает без нагрузки так же, как и мышцы. Вам помогут упражнения по развитию памяти – их можно начинать делать в любом возрасте.

    При этом и зрение, и слух, и движение, и все тактильные ощущения контролируются зеркально. Так, если у человека произошел инсульт в левом полушарии – у него нарушаются двигательные функции правой стороны тела. Рядом с двигательной областью располагается район, где контролируются
    тактильные ощущения
    . Поэтому нередко при повреждении мозга человек одновременно утрачивает и способность двигаться, и возможность чувствовать. Восприятие
    слуховой информации
    происходит в височной области мозга. У правшей левая височная доля отвечает за понимание слов и выражение собственных мыслей. Правая височная доля – помогает слышать музыку и идентифицировать различные шумы. Область мозга, где зрительные и слуховые области встречаются, отвечает за
    функцию чтения
    – преобразование визуальных образов в звуки.

    Мозговая организация внимания

    Нейропсихология внимания

    – сравнительно молодая область нейропсихологии. Еще совсем недавно считалось, что внимание не связано специально с какими-то определенными структурами мозга и что его нарушения (в виде ослабления, снижения объема). Нарушения концентрации, повышенной истощаемости, резких колебаний и т.д.) свойственны любому больному человеку, не зависимо от локализации поражения мозга. Иными словами, считалось, что нарушения внимания не имеют локального значения, и их анализ не может быть использован в топической нейропсихологической диагностике. Эта точка зрения связывала нарушения внимания (как и нарушения памяти) только с общемозговыми механизмами, с работой мозга как целого.

    Есть все основания считать, что не все системы переднего мозга играют одинаковую роль в процессах организации внимания и что вопрос о мозговой организации внимания следует дифференцировать как в отношении отдельных структур мозга, так и в отношении отдельных форм внимания.

    Рассматривая вопрос об основных функциональных блоках мозга, мы уже указывали на ту роль, которую играют образования верхних отделов ствола и ретикулярной формации в поддержании уровня бодрствования и появления общей реакции пробуждения. Именно поэтому после работ Мэгуна, Моруцци (1949), Линстли и др. (1959), Джаспера данные образования считались основными механизмами, определяющими переход от сна к бодрствованию и обеспечивающими наиболее генерализованные и элементарные формы внимания.

    Однако стволовые и мезэнцефалические механизмы восходящей формации обеспечивают лишь наиболее генерализованные состояния бодрствования и внимания.

    Для обеспечения избирательных (селективных) форм внимания, т.е. выделения того или иного сигнала и торможения реакций на побочные раздражители, необходимо участие более высоко расположенных образований головного мозга неспецифических ядер таламуса – лимбической коры и лобной области больших полушарий.

    За последнее время накоплено много данных, освещающих ту роль, которую играют образования древней коры, или лимбической области (гипокамп, миндалина), и связанные с ними аппараты хвостатого ядра в регуляции внимания и бодрствования. Исследования, проведенные на нейронном уровне, показали, что именно в этих образованиях значительное место занимают нейроны, отвечающие не на модально-специфические раздражения, а производящие как бы сличение (компарацию) старых и новых раздражителей и обеспечивающие реакцию на новые сигналы или их свойства с угашением реакций на старые, уже привычные раздражители. Поэтому образования гиппокампа, интимно участвующие в обеспечении механизмов торможения посторонних раздражителей и привыкании к длительно повторяющимся раздражителям, стали считать одной из существенных составных частей того тормозящего или «фильтрующего» аппарата, который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители, входящие в систему врожденных ориентировочных рефлексов и инстинктивного поведения. Именно в силу этого гиппокамп, а затем и хвостатое ядро стали рассматривать как существенные аппараты, обеспечивающие организму возможность осуществлять строго избирательные формы поведения.

    А нарушения этих образований – как источник распада селективного поведения в целом, которое в большей степени можно отнести к нарушениям избирательного внимания, чем дефекта памяти. Этим представлениям о роли лимбических структур, в частности образований гиппокампа, в организации поведения играют и те изменения в поведении и в состоянии сознания, которые наблюдаются у человека при поражении этой области, а также при изучении в специальных электрофизиологических исследованиях.

    Клинические больные этой группы – с расположенными по средне линии глубокими опухолями – не дают отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, речи или формально-логических процессов. Патология психических процессов у данных больных заключается в выраженном нарушении избирательности, селективности психических процессов, в резкой их истощаемости.

    Как работает мозг человека: часть вторая

    В относительно более стертых случаях это проявляется в повышенной отвлекаемости больных, быстром прекращении активной, направленной деятельности, в легком всплывании побочных ассоциаций и в отчетливо выступающих нарушениях памяти. В более тяжелых случаях (массивные опухоли, влияющие на стенки третьего желудочка и лимбические структуры) этот синдром может принимать грубо выраженные формы и переходить в просоночные онейроидные состояния, при которых больные теряют грань между настоящим и прошлым, обнаруживают явления спутанности, конфабуляции (вымышленные больным события, факты, принимающие форму воспоминаний). В обоих случаях любые посторонние раздражители сразу же вплетаются в течение мыслей, и организованное, избирательное строение сознания уступает место спутанности. Такие больные могут заявить, что они находятся не в больнице, а дома или на работе (а иногда и там и здесь), что тут же рядом находятся их родные. Они принимают врача за знакомого по месту работы и дают признаки грубых расстройств сознания, которые оказываются особенно отчетливо выраженными, если в патологический процесс вовлекаются передние отделы лимбической области и если критика к собственному состоянию нарушается.

    Читайте так же  Азапентацен — глазные капли: инструкция по применению и описание препарата

    Закон силы, по которому сильные раздражители вызывают сильные, а слабые – слабые реакции, нарушается, разные по интенсивности раздражения начинают вызывать одинаковые слабые реакции. Процесс привыкания к новому раздражителю отчетливо наблюдаемый при нормальном состоянии коры, также претерпевает грубые изменения.

    Одновременно эти исследования показали, что у данной группы больных можно наблюдать и известные извращения нормального протекания нервных процессов, что вплотную подводит нас к объяснению механизмов только что описанных психических явлений.

    Существенным для этих случаев является тот факт, что все эти признаки первичного нарушения селективного внимания могут в той или иной степени компенсироваться введением речевой инструкции, иначе говоря, включением в систему более сохранных высших уровней построения процесса. Чаще всего эта компенсация имеет лишь временный характер, и избирательность процессов активации быстро теряется; однако эта потенциальная сохранность высших, произвольных форм внимания при первичном нарушении его элементарных форм является одним из важных признаков, отличающей этих больных от больных с иной локализацией поражения.

    Совершенно иную роль играют в организации внимания лобные доли головного мозга.

    В классических исследованиях над животными показано, что животное с удаленными лобными долями не могло сохранить отсроченных реакций не столько потому, что не удерживало прежних следов, а вследствие постоянного отвлечения побочными раздражителями. Устранение этих побочных раздражителей (например, помещение животного в полную темноту или проведение опытов на фоне транквилизаторов, снижающий общий тонус коры) приводило к восстановлению отсроченных реакций. Существенна роль лобных долей в торможении реакции на любые раздражители и в сохранении направленного, программированного поведения

    .

    Богатейшие данные о нарушениях избирательного поведения, и, прежде всего высших произвольных форм внимания, дает клиника поражений лобных долей мозга.

    В отличие от описанных случаев поражений верхних отделов ствола и лимбической области элементарные формы непроизвольного внимания или импульсивно возникающие ориентировочные реакции на любые раздражители могут быть у таких больных не только сохранены, но даже и патологически усилены; Наоборот. Всякие попытки вызвать у этих больных устойчивое произвольное внимание по речевой инструкции не приводят ни к каким результатам.

    Невозможность сосредоточиться на данной инструкции и затормозить реакции на любые побочные раздражители становятся видны уже при обычных клинических наблюдениях над больными с массивными поражениями лобных долей мозга. Обычно такие больные начинают выполнять предложенное им задание, но лишь только в палату входит посторонний человек или сосед по палате обращается к кому — то шепотом, больной тот час же перестает выполнять начатое задание, переводит взор на вошедшего в палату или вмешивается в разговор соседа. Именно поэтому, чтобы исследовать такого больного, надо проводить опыт с его соседом: в этих случаях он непроизвольно вплетается в начатый разговор, обнаруживая при этом ту непроизвольную активность, которую трудно вызвать, обращаясь к нему с непосредственно адресованными ему заданиями.

    Эта повышенная отвлекаемость больного с массивным поражением лобных долей становится источником глубоких нарушений его целенаправленного поведения.

    Глубокое нарушение произвольного внимания или высших форм контроля над деятельностью при оживлении элементарных форм внимания и создает ту картину нарушения поведения, которую мы так часто встречаем в клинике поражений лобных долей мозга.

    Ряд психофизиологических исследований, проведенных за последние годы, позволяет подойти к выделению механизмов, лежащих в основе нарушений высших произвольных форм внимания.

    Именно в лобных долях ожидание какого-либо сигнала вызывает специфические медленные потенциалы, названные «волнами ожидания», и что лишь в последствии эти волны распространяются на другие участки мозга. По данным М. Н. Ливанова и его сотрудников, каждое интеллектуальное напряжение вызывает в лобных отделах коры закономерное повышение числа синхронно работающих точек.

    Эти явления указывают на непосредственное участие лобных долей мозга человека в активации, вызываемой речевой инструкцией; лобные доли являются частью мозговых систем, которые непосредственно вовлекаются в процессы, связанные с высшими формами активного внимания.

    Наличие богатых нисходящих связей лобных долей мозга с лимбической системой и ретикулярной формацией ствола является фактом, позволяющим выделить и некоторые морфофизиологические основы участия лобных долей мозга в этих высших формах активации.

    Массивные поражения верхних отделов ствола среднего диэнцефального мозга и лимбической области могут привести к нарушениям первичных основ внимания – ориентировочного рефлекса, который либо угнетается и легко угасает, либо, напротив, не подчиняется факторам привыкания. Характерно, однако, что в этих случаях привлечение внимания к сигналу путем речевой инструкции может в известных пределах компенсировать этот дефект и усиливать и стабилизировать электрофизиологические и вегетативные компоненты ориентировочного рефлекса. Аналогичное можно наблюдать и у больных с поражением задних отделов мозга, у которых патологическое состояние коры может делать физиологическую основу внимания неустойчивой, но у которых, речевая инструкция, данная больному, сразу же повышает активность коры в определенной мере компенсирует дефект. Настойчивую работу над компенсацией дефекта можно наблюдать у этих дольных и в процессе восстановительного обучения, она, безусловно, требует напряженности и стойкости произвольного внимания.

    Совершенно иное — у больных с массивными поражениями лобных долей мозга, если наблюдать их реакции на последовательно предъявляемые сигналы. Значительная часть больных этой группы обнаруживает в этих случаях большую нестойкость внимания, и уже через несколько предъявлений одних и тех же раздражителей вегетативные и электрофизиологические компоненты ориентировочного рефлекса исчезают.

    Отличие больных с поражением лобных долей мозга от больных с очаговыми поражениями в задних отделах мозга заключается, однако, в другом: если у последних больных привлечение произвольного внимания дополнительной инструкцией (например, инструкцией «считать сигналы», «следить за их изменением» и т.п.) сразу же восстанавливает и стабилизирует угасшие компоненты ориентировочного рефлекса, то у больных с поражением лобных долей мозга этого не происходит. Инструкция, которая должна повысить активность больного, не приводит ни к каким сколько-нибудь устойчивым сдвигам в системе ориентировочных реакций.

    Читайте так же  Как влияет на зрение избыточное освещение: солнечное, искусственное

    Лобные доли мозга принимают ближайшее участие в повышении уровня бодрствования соответственно поставленным перед субъектом задачам и тем самым играют решающую роль в обеспечении высших произвольных форм внимания.

    Лобные доли – «управляющая компания»

    Самая большая часть мозга – это лобные доли. Одна из основных функций этого отдела мозга – планирование
    – возможность совершать поступки, требующие нескольких разных действий. Чтобы последовательность действий была правильной, лобные доли осуществляют еще одну функцию –
    организационную
    . Кроме того, лобные доли играют важную роль в
    контроле эмоций
    . В глубоко расположенных отделах мозга располагаются области, отвечающие за примитивные эмоции: голод, агрессию и сексуальное влечение. Эти структуры отправляют сообщения в отделы мозга, отвечающие за действия. Лобные доли управляют этим процессом за счет так называемой
    стоп-функции
    . Так, например, если эмоции диктуют ударить начальника – лобные доли сигнализируют: «Стой, или потеряешь работу». Эта функция исключительно уведомительная. Отключать эмоции и останавливать действия лобные доли, разумеется, не могут.

    Бойцы невидимого фронта

    В задней части головного мозга располагается мозжечок
    . Его объем составляет примерно одну восьмую от размера больших полушарий. Несмотря на небольшой размер, этот отдел мозга контролирует
    координацию движений
    (совместную работу всех мышц) и
    чувство равновесия
    . Благодаря работе мозжечка человек может стоять на ногах, сохранять равновесие и передвигаться.
    Ствол головного мозга
    находится под большими полушариями и за мозжечком. Он соединяет спинной и головной мозг и контролирует все функции, которые необходимы для поддержания жизни в теле. Ствол отвечает за непроизвольную работу мышц при дыхании, сердцебиении, за переваривание пищи и циркуляцию крови. Он
    работает автоматически и без перерывов
    .

    Как продлить молодость?

    Один из механизмов, ведущий к старению, – это гибель нервных клеток. Чем меньше человек напрягает свой мозг – тем более масштабным становится этот процесс. Узнайте, как остановить этот процесс и отсрочить старость.

    Ствол мозга также отвечает за сортировку и распределение сообщений, которые головной мозг получает от всего организма. Другая примечательная область головного мозга –
    гиппокамп
    . Это парное образование, расположенное в височных долях полушарий, управляет
    памятью
    . Точнее, передачей информации из хранилища краткосрочной памяти – в долгосрочную.
    Гипофиз
    находится на нижней поверхности мозга – в специальной костной ямке, которая называется турецким седлом. Размер гипофиза очень мал – не больше горошины. Его задача – контроль
    производства и выделения всех гормонов
    в организме. Производит гипофиз и собственные гормоны – например, гормон роста.
    Гипоталамус
    находится практически в геометрическом центре мозга. Он синхронизирует между собой работу нервной и эндокринной систем организма, тесно сотрудничая с гипофизом. Так, например, он отвечает за своеобразный внутренний термометр, который
    поддерживает температуру всего тела
    . Если она увеличивается – гипоталамус отправляет сложное нервно-гормональное сообщение, стимулирующее потоотделение. Если снижается – дает команду для мышечной дрожи.

    Структура головного мозга

    Мозг представляет собой одну из самых сложных и интересных загадок, с которой сталкивается наука. Нет даже четкого представления о том, насколько он изучен и к скольким открытиям еще стоит прийти. Вероятно, несколько десятилетий, а то и столетий ученые будут изучать мозг и находить в нем что-то новое, вести дискуссии, развенчивать старые мифы и создавать новые.

    Наш мозг выполняет громадное количество функций. Вот лишь некоторые из них:

    • Обработка сенсорной информации.
    • Внимание.
    • Память.
    • Планирование.
    • Координация.
    • Формирование позитивных и негативных эмоций.
    • Мышление.

    Да, высшим свойством мозга является умение мыслить. Однако даже мышление бывает нескольких типов. Если вы хотите не только узнать об этом, но и научиться мыслить по-разному, пройдите наш курс по когнитивистике.

    Мозг условно делится по двум принципам:

    1. Разделение функций мозга по полушариям — это так называемая латерализация. Когда говорят, что мозг разделен на два полушария, то это правда, физически действительно так. Оба полушария внешне схожи и при этом активно взаимодействуют, однако отвечают за разные функции и процессы. Сейчас модно утверждать, что теория о том, что люди с развитым правым полушариям более творческие — неточная. Однако на самом деле она имеет под собой четкие обоснования, позже мы убедимся в этом.
    2. Распределение функций по разным зонам мозга. Хотя может показаться, что мозг работает как единое целое, при ближайшем рассмотрении оказывается, что есть так называемые доли (зоны, отделы), каждая со своими функциями. Разделение ролей в этом случае прослеживается очень четко.

    Для начала посмотрим на наш мозг с позиции латерализации.

    Правое полушарие

    При помощи правого полушария вы сможете метафорически попасть из точки А в какую угодно другую.

    Оно выполняет следующие функции:

    • Пространственная ориентация. Благодаря правому полушарию вы ориентируетесь на местности и создаете в своем воображении карту. Также можно оценить расстояние до объекта и осознать свое положение в пространстве.
    • Обработка невербальной информации. Мы обрабатываем образы и символы и можем оперировать ими для своих целей.
    • Метафоры. Когда мы слышим метафору, то правое полушарие понимает ее не буквально, а иносказательно. Впрочем, некоторые люди испытывают сильные сложности с пониманием метафор и причина этому в не совсем правильной работе правого полушария.
    • Музыкальность. Одна из способностей, за работу которой отвечают оба полушария. Однако, по большей части, множество функций выполняет именно правое, потому что музыка тесно связана с поэтическим воображением и способностью сочинять метафоры.
    • Эмоции. Здесь та же история, что и с музыкальностью: оба полушария задействованы, однако именно правое является более «эмоциональным».
    • Воображение. Любая фантазия по сути начинается со слов «Что, если …». После них правое полушарие начинает работать на пределе, потому что требуются все навыки, которыми оно обладает. Художники, музыканты, поэты и писатели при всей своей логичности и последовательности должны обладать большим воображением, чтобы создать произведение искусства.
    • Мечты. Когда мы о чем-то мечтаем, именно правое полушарие позволяет это делать. Что, впрочем, не исключает работу левого — последовательность событий, даже в воображении, очень важна.
    • Контроль движений левой половины тела. Когда мы двигаем левой рукой или ногой, это значит, что работает правое полушарие. Поэтому так популярна амбидекстрия для тех, кто занимается саморазвитием — упражнения, при которых задействованы обе руки. Например, одновременно писать разные буквы или цифры.
    Читайте так же  Регматогенная отслойка сетчатки — как быстро надо делать операцию и цена

    Левое полушарие

    Именно здесь задействовано логическое, критическое и научное мышление.

    Левое полушарие отвечает за наши языковые способности: речи, способности к письму и чтению. Также умеет запоминать даты, имена и факты. При помощи левого полушария мы можем попасть из точки А в точку Б. Если попадем в точку В, скорее всего это будет ошибкой в рассуждении.

    • Математические способности. Логика, аналитика, статистика, умение решать математические проблемы — все это возможно благодаря левому полушарию.
    • Аналитическое мышление. Мы анализируем все возможные факты, применяем логику и делаем правильные или неправильные умозаключения.
    • Буквальное понимание слов. Противоположность пониманию метафор.
    • Контроль движений правой половины тела. Поднимаем правую руку, значит работает левое полушарие.
    • Последовательная обработка информации. Мы обрабатываем информацию последовательно и по этапам. Пропущенный шаг ведет к неверному выводу и неправильному решению.

    Гармоничная личность обладает хорошо развитыми полушариями. Она умеет мечтать и создавать невероятные идеи, но при этом мыслит логически и критически.

    Второй принцип разделения мозга — по долям. Их четыре: затылочная, теменная, височная и лобная.

    Затылочная доля

    Эта доля отвечает за обработку зрительной информации. На самом деле мы видим не глазами, а этим участком мозга: туда передается электрический импульс и формирует картинку.

    Следует сказать, что когда мы плохо видим — это последствия болезни глаз (острота зрения), а вот восприятие цвета, форма и движения является уделом затылочной доли. Соответственно, если вы гениальный художник, то даже частично потеряв остроту зрения, все равно им останетесь. Главное, чтобы затылочная доля находилась в хорошем состоянии.

    Теменная доля

    В теменной доле есть доминирующая и недоминирущая стороны. Доминирующая отвечает за способность складывать части в целое. Например, для чтения нужно складывать буквы в слова, слова в словосочетания, словосочетания в предложения. С цифрами то же самое. Также она отвечает за последовательность связанных движений.

    Недоминирующая сторона обеспечивает трехмерное восприятие окружающего мира. Если у человека повреждена эта часть мозга, он может разучиться распознавать лица даже близких людей и предметы.

    Обе стороны участвуют в восприятии холода, тепла и боли.

    Височная доля

    Учитывая близость к слуховому аппарату, нетрудно догадаться, что височная доля отвечает за слуховые ощущения. Она также отвечает за речь, поэтому если височная доля повреждена, это может привести к проблемам с речью. Благодаря ей вы также можете уловить оттенок злости в голосе человека и выражении лица.

    Здесь находится гиппокамп, который контролирует долговременную память. Наши воспоминания хранятся именно тут.

    Лобная доля

    Здесь находятся центры, отвечающие за:

    • Инициативность;
    • Самостоятельность;
    • Критическое мышление.

    Если у человека атрофируются лобные доли, он становится апатичным и теряет интерес ко всему происходящему. Не следует путать это состояние с ленью.

    Лобная доля также отвечает за контроль и управление поведением. Когда вы находитесь в обществе, она работает в полную силу и препятствует совершению асоциальных поступков.

    Ну и наконец, лобная доля отвечает за планирование и освоение навыков. Когда мы занимаемся тайм-менеджментом, то развиваем именно эту часть мозга. Также, при неоднократном повторении действия оно становится автоматическим и создается привычка или навык.

    Изучайте мозг, это важно для интересующихся саморазвитием. Прочтите следующие книги, чтобы начать увлекательное путешествие:

    • Дик Свааб «Мы — это мозг»;
    • Крис Фрит «Мозг и душа»;
    • Тео Комнернолле «Мозг освобожденный»;
    • Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению».

    Желаем вам удачи!

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Ключевые идеи Тони Бьюзена
    • Творчество и логика: миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
    • «Вы в своем уме?» или 32 упражнения для развития мозга
    • Логика vs интуиция
    • Нейролингвистика: краткое описание и основные идеи
    • Как метафоры меняют наше отношение к собственному опыту
    • Тренировка мозга: полезные советы и онлайн-игры
    • Как успевать больше за 24 часа
    • Ментальная арифметика
    • Развитие мозга: полезные советы и упражнения

    Ключевые слова:1Когнитивистика

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *