Как научиться читать быстро: 7 принципов скорочтения

    376e90646c0fd947e1ba308b12e57708

    Франклин Рузвельт читал целый абзац одним взглядом, Джон Кеннеди мог осилить более 280 слов в минуту, а Эдисон читал сразу 2−3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами. Исторические факты об известных личностях, которые изучали и практиковали техники скорочтения, просто удивляют! Кому не хочется читать так же быстро, при этом не теряя смысл прочитанного? А ведь это доступная информация, бери, что называется, и пользуйся. Мы выбрали самые интересные и, на наш взгляд, действенные принципы быстрого чтения, которые ты можешь начать осваивать уже после прочтения этого текста.

    Читать без регресса

    Прочитал слово — снова перечитал. Прочитал предложение — снова возвращаешься в начало строки. Знакомо? Это и есть регресс в чтении. Обычно такое происходит, если возникают какие-то вопросы по тексту или отдельным словам. А некоторые незаметно для себя даже лёгкий текст читают дважды, как будто для верности. Когда возвраты обоснованы, то есть у нас, к примеру, возникают новые мысли, их считают обоснованными и называют реципациями. Но и реципации, и регрессии сильно уменьшает скорость чтения.

    И всё же почему мы читаем с регрессами? Самая часта причина — это привычка. Порой так получается из-за невнимательности, а не оттого, что текст требует какого-то дополнительного осмысления. Отказавшись от чтения с регрессами мы будем читать в два раза быстрее.

    Методика быстрого чтения рекомендует перечитывать текст только после первого законченного чтения.

    Читать без проговаривания

    Затормаживает чтение и всевозможная неконтролируемая артикуляция — движения губ, языка, гортани при чтении текста про себя. То, насколько такие микродвижения интенсивны, зависит от развития навыка чтения (поэтому часто встречается у детей) и сложности текста. Одни люди говорят, что у них нет артикуляции, а другие наоборот признаются, что постоянно слышат, как кто-то бубнит, когда они читают текст. На самом деле специальные измерения вроде рентгеносъёмки в процессе чтения способны обнаружить артикуляцию даже у тех, что читает сравнительно быстро. И если постараться убрать её, то чтение станет ещё быстрее.

    Проговаривание слов при чтении бывает двух типов. К первому типу относится проговаривание с конкретными движениями. Выход из ситуации — держать язык за зубами в прямом смысле. Для этого даже можно первое вреия держать что-то в зубах. Второй тип проговаривания исправить тяжелее, так как речь идёт о проговаривании слов в мозгу. Избавиться от привычки поможет метод «клин клином». Проговаривание слов происходит в речевом центре, рядом же находится двигательный центр, через который и можно попробовать подавлять слова, возникающие в голове. Для этого нужен какой-то ритм вроде записи метронома, желательно, чтобы записей было несколько с разной частотой ударов. Читать надо под этот стук и при чтении делать какие-либо движения.

    Апперцепция и антиципация

    Апперцепция— опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому ит.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие.

    Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют качество антиципации. Опосредованное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам. В процессе восприятия происходит актуализация этих образов, что необходимо для интерпретации покупающей в мозг информации. Актуализация мнемонических образов, предвосхищая реальное появление зрительных сигналов, подготавливает антиципирующее представление о них.

    Антиципации— качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят. Опережающее опознание основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т.е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон.

    Механизм антиципации связан с «акцептором действия» — опережающей подготовкой образца-представления действия и оценкой результатов действия в функциональных системах. В соответствии с представлениями в любом акте восприятия имеется предвосхищение. Восприятие — конструктивный процесс, в котором создаются предвосхищающие схемы для принятия информации. Поступающая извне информация модифицирует исходные предвосхищающие схемы и направляет дальнейшее исследование воспринимаемого объекта.

    Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорпый (подсознательный), перцептивный, уровень представлении, речемыслительный (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980). На сенсомоторном уровне осуществляется прослеживание движения объекта, обусловленное предвидением хода развития процесса. Перцептивный уровень включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем панорамных образов. На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением, формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом, антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием, памятью и мышлением, т.е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия. Она обеспечивает преднастройку сенсорной системы к восприятию «слитной» картины мира, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, его континуальность, т.е. пространственно-временную слитность (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980;).

    У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.

    В исследованиях детей раннего возраста показано, что имеются врожденные механизмы антиципации, которые обеспечивают отбор и организацию новой сенсорной информации. В перцептивном поведении младенцев самого раннего возраста уже представлены элементарные формы антиципации. Начатые в раннем детском возрасте и систематически проводимые в течение длительного времени коррекциоппые занятия могут существенно расширить сферу зрительного опыта и тем самым в определенной мере компенсировать нарушения апперцепции и антиципации.

    Читайте так же  Декса-Гентамицин капли глазные — инструкция, цена, отзывы

    Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: «Предметы быта и жизнедеятельности человека»; ‘Растительный и животный мир» и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображеиия; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним). Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображении и их частей с разной информативной значимостью. Контурные изображения, «зашумлеиные» другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.

    Как научиться читать быстро: 7 принципов скорочтения

    Приемы работы с наглядным материалом.

    Основная стратегия — обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий:

    — Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

    — Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного инезаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.

    — Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.

    — Опознание изображении по неполному контуру.

    — Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают изапоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простои способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечка», которое последовательно накладывается на те или

    Как научиться читать быстро: 7 принципов скорочтения

    иные части изображений.
    Схема 56

    Азбука для слепых (рельефный шрифт Брайля)

    — Зрительный поиск контурных изображений, «зашумленных» другими контурами.

    — Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.

    — Опознание символических, стилизованных изображений.

    В сложном акте восприятия сенсорные и мыслительные процессы взаимосвязаны. Первичный сенсорный анализ на уровне сетчатки завершается аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов зрительной перцептивной системы. Это определяет осознанность и осмысленность восприятия — понимание сущности иопределенного значения объекта, его отношения к другим объектам.

    Целостность и структурность, антиципация развиваются на основе механизмов трансформации и реинтеграции мнемонических образов.

    Трансформация — усиление одних и ослабление других частей образа; разъединение того, что в оригинале связано, объединение того, что дано отдельно, изменения формы и положения образа, и т.д. Это процесс образного воображения, который очень важно развивать при сужении сенсорного входа. Реинтеграция предполагает восстановление образа целого объекта (ситуации) на основе образа какой-либо части и является подлинным мнемоническим процессом. В качестве компенсаторного приема может выступать извлечение из памяти фрагментов образного материала и синтез из них целостного образа на уровне представлений.

    Вовлечение в процесс восприятия детей с низким зрением таких мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, обобщение), которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушении осмысленности и обобщенности.

    Приемы работы с наглядным материалом по формированию обобщенности восприятия

    осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.

    — Группировка изображении по одному отдельному признаку. Например, перед ребенком на столе в случайном порядке разбросаны двадцать геометрических фигур. От него требуется расположить фигуры так, чтобы они подходили друг другу либо по цвету, либо по форме. Если ребенок затрудняется выполнить это задание по словесной инструкции, то он выполняет его по образцу. Педагог последовательно дает ребенку образцы цвета и формы, в соответствии с которыми группируются фигуры.

    — Группировка изображений по двум и более признакам.

    — Сравнить два изображения одного класса, Найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.

    — Сравнить два и более изображений разных классов. Выделить и обозначить словом свойства, характерные для каждого класса объектов. Отнесение изображений к разным классам.

    — Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объему классы (род и вид). Обобщение и категоризация изображений по классам (птицы, рыбы, четвероногие животные и т. п.), по функциональным признакам (птицы перелетные — зимующие, рыбы пресноводные — морские, животные дикие — домашние и т. п.)

    — Формирование понятийных обобщений группировка изображений по комплексу видовых признаков, группировка изображений по комплексу родовых признаков.

    — Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки, однородных изображений, имеющих классовые различия, определение особенностей, характеризующих объект как отличающийся от всех других объектов.

    — Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок запомнил) и по словесному заданию без образца.

    — Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам

    — Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).

    Читать по интегральному алгоритму

    Зачастую результат быстрого чтения достигается не столько за счёт скорости, сколько за счёт оптимальности и эффективности получения информации. Обычно мы не думаем, как нам читать тот или иной текст. Поэтому любой текст читается одинаково медленно. А вот если поставить цели, задачи, если умело использовать каждую из них в нужный момент, можно научиться читать быстрее. Смысл интегрального алгоритма чтения — воспринимать только нужную информацию, отсеивая ненужное. Попробуй изучить его, если серьёзно хочешь ускорить своё чтение.

    Читайте так же  Радуга — комплект для восстановления бинокулярного зрения — описание, показания к применению и отзывы

    Мир Психологии

    АНТИЦИПАЦИЯ

    Антиципация
    (от лат. anticipatio — предвосхищаю) — представление предмета, явления, результата действия и т.п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Син. предвидение.

    Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия, описанный П.К. Анохиным в теории функциональных систем. Физиологическим проявлением А. является волна ожидания Г. Уолтера (см. Е-волна) — медленное отрицат. изменение электрического потенциала, предшествующее ожидаемому предъявлению стимула, преимущественно выраженное в лобно-центральных отделах коры. В психологии мышления А. обозначает представление (в сознании человека) схемы решения к.-л. проблемы еще до того, как она будет реально решена (см. Вюрцбургская школа). Ср. Экстраполяционный рефлекс.

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия Антиципация:

    1. способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена (см. Интуиция);
    2. способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин).

    Антиципация особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    Антиципация (лат. anticipatio — предугадывание событий) в психологии — способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.

    Термин Антиципация приобрел и несколько иное — клинико-биологическое — значение. Так, например, в психиатрической генетике на примере шизофрении под феноменом антиципации понимают «утяжеление процесса»: у детей в наследственно отягощенных семьях шизофрения манифестирует раньше, чем у их родителей, и протекает более тяжело (учащение приступов, ухудшение качества ремиссий) [Москаленко В.Д., 1989].

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Антиципация — подготовительная мысленная установка, с помощью которой субъект готовится к восприятию конкретного стимула.

    предметная область термина

    назад в раздел

    :
    словарь терминов
    /
    глоссарий / таблица

    Читать вертикально

    Вернее, вертикальными движениями глаз. При традиционном чтении у нас небольшое поле зрения, то есть участок текста, который мы воспринимаем глазами, очень маленький. Поэтому глазам приходится делать много лишних скачков и остановок. А если как бы дробить взгляд, расширяя при этом поле зрения, то информации при каждой остановке глаз будет восприниматься больше. Тогда за одну фиксацию будет восприниматься не 2−3 слова, а целая строка, а иногда даже абзац.

    Читать текст целыми фразами не только быстрее, это улучшает и понимание прочитанного, делает его более глубоким. Всё потому, что восприятие больших фрагментов текста во время одной фиксации рисует в голове яркие образы, которые проясняют смысл текста.

    Думаем, ты тоже замечаешь, как снижает скорость чтения непродуктивный переход глаз от конца прочитанной строки к началу новой. Это лишние, холостые движения глаз. Чтение вертикально, то есть сверху вниз по центру страницы, значительно ускоряет процесс чтения.

    Выделять доминанту в тексте

    Доминанта — это основное смысловое значение текста. И если мы сразу пытаемся понять текст, его смысл, то мы сильно экономим время. Когда текст несложный, понимание сливается с восприятием, всё очень просто. А вот чтение трудных и незнакомых текстов порой представляет собой развёрнутый во времени процесс. Чтобы понять и запомнить текст обычно используется два приёма — выделение смысловых опорных пунктов и антиципация.

    Выделение смысловых опорных пунктов

    Текст мысленно делится на части, которые группируются по смыслу. Это помогает выделить основные опорные пункты, упростить понимание и запоминание текста. Причём опорой понимания может быть что угодно, абсолютно любая ассоциация, даже если это какие-то несуразные мысли, всплывающие в голове при чтении текста. Ассоциация — это нечто краткое, сжатое. Свести содержание текста к ёмким логическим формулам, определить центральное понятие, провести ассоциации — в этом и есть суть понимания текста. Метод выделения смысловых опорных пунктов — это фильтрация и сжатие текста без потери сути.

    Антиципация

    Второй приём называется антиципация или предвосхищение, и представляет собой смысловую догадку, ориентацию на предвидимое будущее. Наше мышление активно работает, мы больше опираемся на содержание текста в целом, чем на отдельные слова, и пытаемся выявить замысел автора текста.

    Каждому по вкусу разные способы, из любопытства попробуй оба — вдруг какой-то из них приживётся и станет твоей читательской привычкой?

    «Работа с текстом – антиципация ». методическая разработка

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Работа с текстом – антиципация ».

    Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

    Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением.

    Сформировать сознательного читателя-ребенка – непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. На этом этапе и следует применить прием антиципации. В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

    Читайте так же  Ангиопатия сетчатки: способы лечения, основные симптомы и названия эффективных препаратов

    С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается, , о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Прием антиципация можно использовать на любых этапах урока: на этапе формулирования учащимися темы и цели урока, во время словарной работы, на этапе предтекстовой, текстовой деятельности.

    Сегодня мы с вами поработаем с этапом предтекстовой деятельности используя прием антиципация. Что он дает на данном этапе? Он способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения.

    Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько методов антиципации.

    1 метод, я его называю, «Дерево предсказаний». Прочитайте имя автора и заглавие текста. (В.А. Жуковский «Спящая царевна»).

    -Что вы помните о В.А. Жуковском?,Василий Андреевич поэт, воспитатель

    -Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

    — Что может произойти?

    — А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)

    — Счастливый ли будет у сказки конец?

    — В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?(Шарль Перро)

    — Как вы думаете, будут ли похожи эти скакзи?Чем?

    2 метод «Иллюстрация». Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «Акула».

    3 метод «Дерево вопросов». Составьте вопросы к тексту по заглавию и иллюстрации. После прочтения текста отметьте, те которые к нему подходят.

    4 метод «Опорные слова». На основании опорных слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ, а затем сравнить его с прочитанным. Виктор Драгунский «Друг детства»: боксерская груша, плюшевый мишка,не буду боксером.

    Так же можно использовать«Ориентиры предвосхищения» Целью этого метода является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло . ( Александр Ишимов, из книги «История России в рассказах для детей). Суждения могут быть как ложными ,так и верными.

    До чтения текста Суждения После чтения текста
    Славяне отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
    У северных и новгородских славян был государь.

    И «Глоссарий» . Его мы рассмотрим на примере русской народной сказки « Два Мороза». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

    Термин Значение (определение)
    Багровый красный, густого, тёмного оттенка.
    Бор сосновый лес.
    Тешатся забавляются, развлекаются.
    Унижут покроют сплошь.
    Намаялся очень устал.
    Инда даже.

    Таким образом, использование приема антиципации способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности. Сегодня я вам представила только те методы антиципации, которыми сама активно пользуюсь на этапе предтекстовой деятельности, но их на самом деле огромное количество. (Ассоциативный ряд, Знаю, Хочу узнать, Узнал. , «Рассечение вопроса»

    Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ход работы: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? «Алфавит за круглым столом» Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.)

    Прием антиципации можно и нужно использовать не только на уроке литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира и т.д.

    Развивать внимание и память

    Быстрое чтение требует концентрации и внимания. Осознанно управляя своим вниманием при чтении, мы увеличиваем его скорость. Отвлекаясь на посторонние мысли и предметы мы начинаем читать текст механически и его смысл просто не доходит до нашего сознания. К тому же, мотивация к чтению снижается. Поэтому важный принцип — работать над своим вниманием, учиться им управлять.

    Способность концентрироваться можно тренировать читая задом наперёд. Когда мы отвлекаемся на посторонний предмет, наше внимание теряется, и этот факт легко обнаружить.

    То же касается и памяти: забывая, о чём было предыдущее предложение или абзац, мы заставляем себя возвращаться и перечитывать, неразумно растрачивая время.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *