Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    5d4902912844e2c753aa8f42affb7139

    Трудный подросток – это личность, психологически находящаяся в подростковом возрасте, чье поведение не соответствует социально принятым нормам, обычно это касается непослушания, ухода из дома, употребления психоактивных веществ, совершения преступлений различной тяжести и прочих моментов.

    Количество трудностей, приносимых изменениями в характере и поведении ребенка, оценивается всегда субъективно, и то, что для одной будет восприниматься, как ужас в последней стадии, для другой будет представлять вариант нормального развития. Практически стопроцентная вероятность, что ребенок, имевший трудности коммуникации, социальной адаптации, построения адекватных отношений и понимания общественных норм перейдя возрастной рубеж, превратится в трудного подростка. Ожидания родителей, что ребенок перерастет детские трудности и стабилизируется к более взрослому не то, что не оправдываются, они получают еще более тяжелый вариант взаимодействия.

    Работа с трудными подростками включает как коррекционные программы, так и профилактические меры, целью которых есть выявление группы риска и предупреждение нарастания возможных социальных отклонений.

    Яркими эмоциональными проявлениями трудных подростков является избыточная аффективная реакция на прикосновения и объятия близких, возможно нежелание встречаться взглядом, стремление к повсеместной демонстрации своей независимой позиции от окружающих. Но самостоятельное определение подростка в группу риска не может быть полноправным и объективным, для точной постановки диагноза или взятия на учет необходимо задействовать специалистов психологической сферы.

    Даже если родителям не нравится поведение подростка, а учителя требуют принять решительные меры, это не всегда свидетельствует о потребности в коррекции. Вполне возможен такой вариант, что поведение подростка актуально и выполняет защитную функцию вследствие нападок со стороны нетактичного окружения.

    Причины

    Причины изменения поведения подростков обусловлены гормональными изменениями организма. Формирование половой системы, появление своего взгляда на мир, осознавание интимных желаний приводит не только к отсутствию понимания собственных мотивов и желаний, но и повышению агрессивности, особенно среди парней.

    Гормональная перестройка приводит также ко многим изменениям тела – появляются высыпания, меняется волосяной покров и привычные пропорции. Все это происходит с такой скоростью, что психика не успевает адаптироваться и возникает множество комплексов. Именно снижение самооценки, отсутствие адекватного восприятия себя провоцирует стремление к изоляции, чрезмерную реакцию на любые комментарии, повышенную агрессию, как способ защиты от возможных психологических травм.

    Но невозможно все объяснить исключительно гормональной перестройкой, ведь множество подростков хоть и проживает этот период тяжело, но не меняются столь кардинально. Стабилизирующим или усугубляющим фактором является привычная схема взаимодействия в родительской семье.

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Так, при повышенных требованиях к ребенку, точно также как при неоцененности его возможностей родителями, формируется неверная самооценка. При высоких требованиях перенапряжение может вызывать агрессию, а при снижении подросток обижается, считая, что его обесценивают.

    Нарушение норм вызывает внимание отовсюду – родители, сверстники, учителя, незнакомые прохожие. Именно поэтому подросток, испытывающий дефицит внимания или считающийся белой вороной, изгоем может начать совершать недопустимые поступки. Цель одна – стать заметным, ведь голод по вниманию можно удовлетворить не только положительным дружеским общением, но и страхом других или злостью близких. Сюда можно отнести не только действия ради внимания, но также попытки отомстить за обиды. Ощущение, что братьев любят больше вгоняет в позицию противостояния и отщепления от семейных устоев. Игнорирование родителями потребности в тесном контакте может заложить отношение ко всем исключительно с позиции выгоды, а в остальном подросток будет вести себя обособленно. Любые личностные обиды на друзей или членов семьи могут вызывать поведение, выходящее за рамки принятые социумом (развод родителей, нежелание делиться игрушками, унижение при значимом человеке или от него и прочее).

    Чем более зрелой становится личность, тем сильнее выражается стремление к отстаиванию собственного мнения и взглядов. Только если будучи ребенком, индивид предпочитает слушаться взрослых, поскольку чувствует себя явно слабее, то, как раз в подростковом периоде наступает момент для демонстрации своей позиции. По сути родители сильно удивляются того, насколько иными могут быть взгляды их ребенка, а все попытки запретить или скорректировать поведение наставлениями приводят только к усилению противостояния.

    Набраться терпения

    Вы должны помогать тинейджеру верить в свои силы. Большинство детей в это время стараются подражать своим кумирам, выражают недовольство о своей и чужой внешности и так далее. За каждый хороший поступок ребёнка нужно хвалить, упоминая об этом максимально часто. Опять же, здесь тоже нельзя переусердствовать. К интересам подростка нужно относиться как можно лучше, старайтесь вникнуть в их суть. Если даже вас они не устраивают, постарайтесь понять его и не запрещать ему заниматься своим делом.

    Читать далее: Что делать если родители пьют: советы психологов

    Подростковый возраст не зря называют переходным периодом — не только ребенку, но и вам придется пересмотреть воспитание детей, чтобы сохранить отношения с ребенком на прежнем уровне. Все по-разному проходят через этапы взросления, но в ваших руках сделать так, чтобы переходный возраст и изменение поведения ребенка прошли плавно. Психолог Елена Данилюк объясняет в видео, что можно сделать, чтобы наладить отношения с ребенком в подростковом возрасте.

    Многие родители не любят, когда их дети целыми днями играют в компьютер, запираются в комнате и слушают музыку и так далее. Они начинают упрекать их по этому поводу, даже не подозревая, что делают только хуже. Чем больше вы будете уважать интересы ребенка, тем больше он будет с вами общаться. Старайтесь искать во всём свои плюсы, ведь они есть везде. Пройдёт время, интересы ребёнка поменяются, а обида на вас за всякие запреты останется еще на долгие годы. Если вы заметили, что он курит или пьёт, то не устраивайте скандал. Обратитесь к специалисту, он подскажет, как правильно поступить в данной ситуации.

    Работа психолога

    Методы работы с трудными подростками обычно разрабатывают психологи, даже если потом данные рекомендации будут осуществляться школьными учителями или родителями. Основная деятельность психолога охватывает широкую диагностику, в процессе которой специалист исключает моменты физических и психологических патологий. Это необходимо, чтобы своевременно назначить лечение при органических поражениях, когда коррекционные методы воздействия бессильны.

    Кроме того, важным является определение степени социальной дезадаптации, от чего зависит план последующих реабилитационных мер. В некоторых случаях будет достаточно консультации родителей, в других необходима совместная работа ряда специалистов, а возможна временная вынужденная изоляция трудного подростка.

    Читайте так же  Способы самостоятельного погружения в транс

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    К диагностической роли относится также выявление детей группы риска для дальнейшего проведения профилактических или коррекционных мероприятий относительно неблагополучной социализированности. Но диагностика имеет и позитивную направленность, а не только поиск недостатков. Так важным является выделение сильных сторон и черт личности, благодаря наличию которых можно строить план изменения, где именно эти качества послужат опорой для развития.

    После подробного диагностирования личности трудного подростка, его ближайшего окружения и складывающихся взаимоотношений, наступает коррекционный этап. В каждом случае он индивидуален, но сводится к нормализации процесса диалога между трудным подростком и значимыми людьми в его жизни, стабилизации стрессогенных ситуаций. Возможна психотерапевтическая работа с комплексами и уровнем самооценки, регуляция места в группе сверстников, научение новым стратегиям взаимоотношений.

    Деятельность психолога направлена на гармоничное внедрение трудного подростка в общую социальную группу, и создание возможностей для личностной самореализации в ней. Выбор терапевтического направления может быть любым, его основная цель – заинтересовать трудного подростка (арт-терапия, фототерапия, гештальт, психодрама, игротерапия – именно данные направления пробуждают наибольший интерес к сотрудничеству).

    Кроме психокоррекции самого подростка, психолог обязательно взаимодействует с его семьей и оптимально еще и с педагогическим коллективом. Невозможно изменить человека, если его окружение продолжает жить прежней жизнью, втягивая его обратно. Данные занятия с окружением могут проводиться в формате ознакомительных лекций или же тренинговых занятий.

    Что делать с трудными подростками и почему наказания – не выход

    «Наш шестилетний ребенок очень ревнует нас к коту. Стоит мне его погладить, как он начинает бить животное», – жалуется мама мальчика. Родители пристраивают питомца: не уживаются кот и сын в одной семье. Однако, бьют тревогу специалисты, в подобных ситуациях стоит обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Если не заниматься этим вопросом, то потом, предупреждают эксперты, мы пожинаем плоды: девиантные подростки совершают порой страшные поступки. Недавние трагические события в российских школах, когда юноши нападали на школьников, тому подтверждение. Психотерапевты отмечают: при этом крайне важно работать с таким поведением ребенка, а не записывать его в преступники с самого детства.

    Как отмечает Нина Асанова, кандидат медицинских наук, психиатр, психоаналитик, декан факультета психоанализа Московского института психоанализа, член Международной ассоциации судебной психотерапии, член попечительского совета фонда «Шанс», родители, учителя, общество часто просто не слышат первые звоночки, которые сообщают нам об уже появляющихся проблемах. Антисоциальное поведение ребенка – это жестокость к животным, насилие над более младшими или слабыми сверстниками, воровство, вандализм, порча чужого имущества, мелкое хулиганство, наркотики. Потом начинается более опасное – асоциальное поведение: побеги из дома, ложь, пропуски в школе, вымогательство, ненормативная лексика, ненормативные надписи на стенах. И, наконец, аутодеструктивное поведение: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид.

    Но часто родителям некогда, а учителю проще пересадить хулигана на заднюю парту, чтобы не мешал остальным.

    Такие дети становятся изгоями для общества. Общество не сочувствует ребенку и не хочет помогать. При этом за рубежом действуют государственные программы помощи таким детям. Там понимают, что выявлять зачатки девиантного поведения нужно уже с раннего возраста, с 7 лет. Причем психоаналитическое лечение ребенка отличается от такой же помощи взрослым.

    А потом начинается подростковый возраст, во время которого все обостряется. «Это возраст между детством и взрослостью, и это является нормативной кризисной ситуацией. В подростковом возрасте многие психические процессы «не завершены» в том смысле, что они проходят стадию реорганизации, перепроверки и переосмысления, – подчеркивает Нина Асанова. – Подростковый возраст является «вторым шансом»». И, считает эксперт, развитие может пойти по разным путям. Или эти процессы завершатся позитивно, или же ребенок придет к состоянию хронического расстройства психики, или же, в случаях асоциального поведения, – к формированию диссоциального расстройства личности».

    Почему с подростками так трудно: 10 важных моментов от Катерины Мурашовой

    Девиантные подростки – жертвы равнодушия взрослых, считает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс», девиантолог. Специалист уже несколько лет работает с осужденными подростками. «А ведь 70 процентов из этих детей даже не состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Это были обычные «трудные подростки», как мы их называем. Прогуливали школу, курили, хулиганили… но вот дошло до того, что они пошли на преступления», – замечает специалист. Но у подростков гибкая психика, и с ними можно и нужно работать!

    При этом за рубежом, рассказывает Гелена Иванова, с такими подростками работают психотерапевты и психоаналитики. Там ставится цель не наказать ребенка, а помочь ему. «В год наше государство тратит на содержание ребенка в колонии примерно 1 млн рублей, а сопровождение подростка с работой психотерапевта стоит 130 тысяч рублей в год», – замечает эксперт. К примеру, в США человеческий капитал оценивается в 1 млн долларов, то есть если там уберегли подростка от убийства – то не просто спасен этот юноша и спасена потенциальная жертва, но еще и сэкономлен 1 млн долларов бюджета страны. И работа с трудными подростками считается гораздо менее накладной.

    Опытом Британии делится Дэвид Миллар, клинический психолог, психотерапевт, профессор Отделения психоаналитических исследований Университета Эссекса, член Международной ассоциации судебной психотерапии. Там стараются избавить ребенка от судебного разбирательства. В стране есть социальные службы, специалисты ведут с девиантным подростком психотерапевтическую работу. Если семья неблагополучная, подросток переходит под опеку приемной семьи. Может быть назначено принудительное психиатрическое лечение. Наконец, за правонарушения могут наложить штраф или назначить обязательные работы. Здесь считают, что лучше хулиган будет мести дворы и работать на благо общества (параллельно с ребенком все равно идет психотерапия), чем сидеть в заключении. Есть также методика медиаторства – правонарушитель встречается с жертвой, а посредники-специалисты стараются наладить диалог, помочь одной стороне простить обидчика, другой – получить такое прощение и отработать его (опять же, штрафы или работы). Ну а если преступление серьезное и предстоит суд, то работает ювенальная юстиция: дело разбирает не один судья, а еще и сотрудники социальных служб и представители местного сообщества. Важно, что подобные разбирательства — закрытые, тайные. До 18 лет вынести приговор подростку нельзя.

    Читайте так же  Духи попали в глаз: что делать, насколько опасно

    В Италии заключение в тюрьму считается совсем уж крайней мерой, когда уже нет альтернативы. С подростком работают специалисты, в ходе этой работы он обязан пройти терапевтическое лечение или детоксикацию, участвовать в воспитательной программе, работать со специалистами. Это рассказывает Бруна Марци, психоаналитик, доктор психологических наук, действующий член Международного микропсихоаналитического общества, судебный эксперт. Юный нарушитель закона может получить испытательный срок , и цель этого наказания – помочь несовершеннолетнему, способствовать его участию в жизни общества, поддержать ребенка в развитии его позитивного поведения. Судьи могут вынести решение о психологическом консультировании.

    Почему ваш угрюмый подросток не хочет с вами разговаривать. 4 причины

    В США первый суд по делам несовершеннолетних был создан еще 2 июля 1899 года – тогда в стране был замечен сильный рост подростковой преступности. В 1974 году Конгресс принял Закон о правосудии и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в 2002 году этот закон был обновлен. В законе предусмотрена работа по реабилитации несовершеннолетних. Для того чтобы поддерживать усилия по профилактике преступности среди несовершеннолетних на федеральном уровне, уровне штатов и местных органов власти, было учреждено управление «Офис по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений».

    Реабилитация является основной целью этой системы правосудия. За некоторыми исключениями в большинстве штатов США правонарушение определяется как совершение преступного деяния ребенком, не достигшим возраста 18 лет. Большинство штатов США также позволяют молодежи оставаться под контролем суда по делам несовершеннолетних до 21 года.

    Несмотря на то, что количество детей-заключенных в Штатах снижается, там еще остается 80 тюрем для несовершеннолетних. Но вот в Калифорнии, Техасе, Миссури и в Нью-Йорке такие тюрьмы ушли в прошлое. Там работа концентрируется в местных центрах содержания несовершеннолетних и разрабатываются локальные программы социальной и психологической реабилитации.

    В целом в США, поясняют эксперты, развивается электронный мониторинг, сопровождение несовершеннолетних и социальное консультирование. Учебные и психотерапевтические программы предоставляются по месту жительства.

    Суды же по делам несовершеннолетних , как и в Европе, закрыты для представителей общественности, и записи часто являются конфиденциальными, что защищает детей от бремени их преступлений в дальнейшей жизни.

    Вот опыт штата Флорида. Здесь существует Управление превентивных мер и помощи жертвам, его цель – раннее вмешательство, чтобы снизить вероятность ареста и рецидива среди несовершеннолетних. Программы развиваются самые разные. Например, «Нуждающиеся дети» – для тех, кто еще не совершил правонарушение, «Практический академический обучающий центр для девочек». Все направлено на то, чтобы дети не вступали в контакт с системой правосудия. Управление поддерживает партнерские отношения с общинами, религиозными организациями и добровольцами.

    Сопровождающие психотерапевты оценивают риски – можно ли оставить подростка-правонарушителя дома или лучше ему пожить в специальном Центре. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с подростком и его семьей для оценки риска общественной безопасности. После этого рекомендации передаются прокурору.

    Если нужно задержать подростка, он направляется во Временный центр содержания и остается там в зависимости от степени серьезности правонарушения.

    А прокурор решает, возбуждать ли дело. Если в итоге прошло расследование, и дело передается в суд, то, если подросток признан невиновным, он находится под общественным наблюдением. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с юным правонарушителем: они вместе разрабатывают «План успешного поведения в интересах подростка» (план YES). После этого несовершеннолетнего отпускают из Центра содержания.

    В случае признания подростка виновным он направляется в специальное закрытое учреждение.

    Остающиеся на свободе молодые люди могут заниматься общественными работами или посещать, например, рехабы –реабилитационные центры для тех, кто принимал наркотики.

    «Мы считаем, что работать с такими детьми, лечить их должна государственная специализированная служба, как МЧС. Нужны закрытые интернаты, но ими должны руководить не военные, а психотерапевты», – считает Гелена Иванова. А пока такая работа у нас не налажена, потенциально успешные, нормальные подростки, но с психологическими травмами, несоциализированные, будут и дальше без внимания взрослых попадать в беду. Вот, например, мальчик мечтал поступать в военное училище – и поступил бы, но его антисоциальное поведение и психологические проблемы довели юношу до условного срока. Другой подросток в 11 классе за 4 месяца до ЕГЭ сорвался, бросил школу , причина – конфликт с учителем. И снова сломанная психика и судьба, которую надо исправлять, если еще можно.

    Как вовремя заметить депрессию подростка. 5 важных признаков

    Пока, тревожатся специалисты, российские семьи не имеют возможности получать нужную помощь. Не каждый подросток готов согласиться на лечение в бесплатной государственной психиатрической клинике – это грозит не только режимом муштры, но и постановкой на учет. В то же время без официального лечения не получить нужных лекарств. Другой вариант – частная психотерапевтическая помощь – комфортна и высокоэффективна, но это не всем по карману. А ведь при этом, напоминает Гелена Иванова, часто ее клиентами становятся девиантные подростки из бедных семей, у которых порой не хватает денег даже на продукты. И это Москва! Что же говорить о регионах, сетует специалист. Очень часто, подчеркивает психотерапевт, девиантное поведение наблюдается у детей из семей со сниженным уровнем дохода, из неполных семей, из семей, где кто-то из родителей страдает алкоголизмом и так далее. У таких семей просто нет денег на платную помощь. Замкнутый круг. Пока в России работают программы благотворительных фондов, которые бесплатны, но на всю страну этих возможностей не хватает. Поэтому, отмечают эксперты, и важно распространить практику психотерапевтической работы с девиантной молодежью на всю Россию на государственном уровне. Этих детей, а значит, и все общество, спасут не колонии для малолетних преступников, а профилактика преступлений среди них. Такому «трудному ребенку» нужна помощь, и оказывать ее нужно вовремя.

    Читайте так же  Необходимая соль. Как ее правильно дозировать в рационе?

    Недавно российские эксперты разработали Программу декриминализации подростковой среды в РФ, которая будет представлена профильным ведомствам. Предложения экспертов изучит, кстати, и правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, возглавляет которую зампред правительства РФ Ольга Голодец. Здесь считают, что очень важно учесть мнение профессионалов в этой сфере.

    Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

    Еще интересное:

    10 фактов о биоритмах, которые помогут лучше понять подростков
    Психолог Катерина Мурашова – о важном воспитательном приеме, который подходит всем

    Как научить малыша эмпатии: 5 простых шагов вместо навязанного «извините»

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Работа социального педагога

    Социальный педагог должен присутствовать в жизни трудных подростков периодически. Это одновременно старший товарищ, способный поддержать и дать дельный совет, наблюдатель, фиксирующий различные личностные и социальные изменения, а также администратор, курирующий социальную работу на всех уровнях.

    Сплочение педагогического коллектива, организация благоприятных психологических условий и разработка программ диагностирования и ранней профилактики является наиболее обширной, но очень значимой частью работы. Перестройка типа взаимодействия учителей, учеников и родителей – главная задача в сложившемся социуме, поскольку неправильная структура таких взаимоотношений увеличивает уровень внутреннего напряжения подростка. Если он понимает, что педагоги и родители требуют разного, но удовлетворить требования ни одной стороны в полной мере не может, то он выбирает противостоять всем.

    Индивидуальную работу необходимо начинать с тех ребят, у которых присутствует педагогическая запущенность.

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Процедура довольно простая, осуществляется при помощи анализа журнала успеваемости. После чего с теми, кто попал в категорию риска, проводятся индивидуальные беседы, где присутствует возможность выявления проблем, приводящих к деградации, а также вовлечение трудных подростков в групповые занятия.

    На групповых занятиях могут проводиться просветительские лекции, касающихся социальных и общественных норм, этики и особенностей взаимодействия с различными типами и рангами людей. Тут же может происходить актуализация всего имеющегося опыта трудных подростков, показывающего как можно вести себя, не нарушая требования социального одобрения, и вместе с этой актуализацией внедряются новые возможности для реализации возникших желаний.

    В случаях начинающегося ухудшения социальной адаптации рекомендованы индивидуальные профилактические беседы с социальным педагогом, который может помочь скорректировать вектор движения, помочь раскрыть подростку потенциал, а также в деликатной форме напомнить об этической стороне жизни. Также индивидуальные беседы показаны в ситуациях критических, когда у подростка учащаются случаи привода в милицию, прогула занятий, употребления наркотических веществ и агрессивного поведения. Предпочтительность индивидуальных бесед будет способствовать большей степени открытости, поскольку перед группой сверстников чаще всего возникает две полярные реакции – закрыться, считая себя выше всей остальной группы, или выбрать провокационную модель поведения, стараясь отвоевать свое положение и показать силу. Когда социальный педагог не справляется, необходимо обращаться к психологу или в правоохранительные органы.

    Работа классного руководителя

    Классному руководителю часто выпадает наиболее ярко наблюдать все проявления трудного характера подростка. Из-за частого взаимодействия, его слова и поступки могут приводить либо к заострению проблем, либо к мягкой коррекции. Первоочередным является стиль взаимодействия и то, как классный руководитель обращается к ученику. Конечно, провоцирующее и агрессивное поведение может вызвать желание унизить, оскорбить и наговорить грубостей в ответ, но именно следует избегать.

    Трудные подростки ждут реакции и если их не понимают и пытаются переломить силой, перестают прислушиваться, а классный руководитель становится причисленным к огромной массе непонимающих взрослых. Только уважительное обращение, независимо от поведения подростка и доброжелательная настроенность помогут со временем стать не врагами, а товарищами.

    Как найти общий язык с подростком, чтобы нормально общаться?

    Необходимо сохранять объективность, независимо от личного отношения, особенно в отношении к тем, кто уже давно отличается недопустимым поведением. Очень просто переложить ответственность за любой беспредел в классе на хулигана, чем только будет подкрепляться его манера поведения. Необходимо рассматривать каждый случай пристально, ища виноватых, тем самым показывая, что вера в подростка существует, и что есть другие пути решения. Если приходится делать замечаний или указывать на недостойность поступков, то негативно характеризовать можно только действия, но не личность. Самого подростка лучше хвалить и искать в нем положительные качества, указывать чаще на сильные стороны.

    Снижайте количество критики, негативных отзывов и угроз – всего этого, трудный подросток, попавший в сложную ситуацию, получает и так сверх меры. Им больше необходим человек, способный вдохновить и поверить в их исключительность, глубоко дремлющие возможности и таланты, скрытую доброту и отзывчивость. Иногда, классный руководитель может оказаться последним человеком, верящим в положительные изменения, и именно эта вера заставляет трудного подростка работать над собой. Все из того же протеста, с которого началась дезадаптация, из злости и желания поломать чужие ожидания и предсказания, эти дети могут начать набирать обороты и обходить тех, кого им ставили в пример.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *