Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    3360e33267c8cfdfdeb05d63e4822f4c

    Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    Смерть близкого человека вызывает глубокое потрясение, тем более болезненное, что к нему часто присоединяется ощущение собственной вины. Вновь и вновь в память возвращаются действия и слова, которые могли бы предотвратить кончину или, наоборот, каким-то образом ускорили её. Насколько обоснованы эти представления?

    Как появляется чувство вины по отношению к умершему

    Многие считают, что стремление контролировать ситуацию приносит очевидную пользу. Однако никто не в силах влиять на обстоятельства смерти, на её приход. Непосредственно сталкиваясь с кончиной близкого, переживая эмоциональный кризис и душевный надлом, человек приходит к иррациональному убеждению в своей виновности, раз он не смог противостоять смерти другого. Это своеобразная защита от того, чтобы принять неизбежность произошедшего и, в конечном итоге, бессилие перед собственной смертностью.

    Вина за то, что в последние минуты не удалось быть рядом

    Может случиться так, что из-за командировки в другой город, задержки на работе, других внешних обстоятельств было невозможно присутствовать рядом с близким человеком при наступлении смерти. Однако, даже если в нужное время оказаться в нужном месте, удастся ли отвратить неизбежное?

    Подобное ощущение возникает и в той ситуации, когда из жизни уходит страдавший неизлечимой болезнью, которого родственники опекали длительное время, ухаживали за ним. Очень часто смерть наступает именно в тот момент, когда больной по какой-либо причине остаётся один, например, когда член семьи, дежуривший у его кровати, ненадолго выходит или просто засыпает от накопившейся усталости.

    На самом деле здесь нет вины обессиленного родственника. Дело в том, что в присутствии опекающих его людей больной невольно находится в известном напряжении, стремясь оправдать надежды и усилия близких. Оставшись же в одиночестве, он расслабляется, и его истощённое заболеванием тело обретает вечный покой.

    Вина за отсутствие денег на лучшее лечение, лекарства, на операцию

    Если смерть человека стала результатом серьёзной болезни, родственники испытывают вину за то, что не обеспечили ему требуемого лечения, не достали дорогие лекарства, не оплатили визит известного врача или, возможно, узнали о новом способе борьбы с болезнью уже после кончины. Однако нет, и не может быть гарантий, что дорогостоящее лекарство исцелило бы больного. Если его организм перестал сопротивляться, чудодейственные снадобья бесполезны.

    Случается, что родственники позволяют больному есть не разрешённые ему продукты, вволю смотреть телевизор, употреблять алкоголь, гулять на улице, а потом корят себя за такое попустительство. Тут надо учесть, что те радости, которые были предоставлены больному, возможно, скрашивали и даже продлевали дни его жизни.

    Как и почему возникает чувство вины

    Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    Александра Имашева. Фото: facebook.com/alexandra.imasheva
    Чувство вины при потере ближнего возникает всегда. Это нормальная реакция на смерть близкого человека. Практически все, кто переживает утрату, испытывает чувство вины перед умершим.

    Это чувство может иметь разные формы: вина за испытанное облегчение, что кончился ужасный, тяжелый период болезни близкого (получается, думает человек, что его смерть стала платой за мое освобождение, и я ей радуюсь). Чаще всего возникает вина за то, что-то, как кажется, было не сделано или сделано не до конца (не того врача позвали, не так лечили).

    Может мучить вина за несправедливость, которая была допущена (или якобы допущена) по отношению к умершему при его жизни: редко приходили к нему, мало звонили, плохо заботились, а теперь уже ничего не поправишь.

    Бывает даже чувство вины за то, что ближний умер, а ты живешь, «а ведь он был лучше меня».

    Иногда чувство вины идет вторым, например, сначала возникает гнев на умершего – почему ты меня оставил?! – или на Бога (судьбу) – почему Бог его забрал?! — а потом сразу приходит вина: как я могу так думать, какой же я мерзавец. Чувство вины найдет к чему прицепиться.

    Крайне редко чувство вины действительно имеет некоторые основания. Например, если наш ближний был сильно болен и не хотел лечиться, а мы шли у него на поводу, потому что нам не хотелось с ним возиться. И вот он умер, а мы чувствуем себя виноватыми.

    Или если его болезнь накладывала на него какие-то ограничения (например, в еде), а мы их игнорировали и кормили его всем подряд, что привело к обострению болезни и смерти.

    Читайте так же  Капли для глаз теброфен: инструкция, побочные эффекты

    Или если он очень страдал от вашей ссоры и хотел помириться, а вы ему в этом отказывали, и это сильно омрачило его последние дни и часы.

    В таких редких случаях оправданной вины поможет исповедь и покаяние для верующего или психолог для атеиста.

    Но обычно вина, практически неизбежно приходящая после смерти близкого, абсолютно иррациональна.

    Ее переживают и специалисты-психологи, отлично знающие механизм возникновения этого чувства и его необоснованность. «Я все понимаю, — говорит психолог, — знаю, почему так происходит, могу разложить по полочкам, но все равно чувствую себя виноватой после смерти мамы: не в ту больницу положила, не те лекарства привезла». А ведь маме было 89 лет, и она пережила три инфаркта. Иррациональная вина прицепляется к любой возможной причине из перечисленных выше и начинает грызть человека.

    Почему же она возникает?

    Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    Изображение с сайта edition.cnn.com

    Смерть – это огромное, неподвластное и совершенно неведомое нам событие. Мы словно заглядываем в непроглядную пропасть.

    Когда мы переживаем смерть ближнего, то, во-первых, ощущаем, что ничего не можем сделать, никак предотвратить, а во-вторых, неизбежно понимаем: то же самое ждет нас самих.

    Наша психика оказывается в очень сложной ситуации полной потери контроля над происходящим, абсолютной беспомощности и переживания полнейшей неизвестности. Возникает экзистенциальный страх, возвращающий нас к неким первичным смыслам: кто я и зачем я живу, если моя жизнь тоже неизбежно закончится.

    Это приводит нас к огромному, всепоглощающему ужасу, который просто невыносим: дай ему волю, он сведет с ума. Как это так – меня не будет!

    Ужас от встречи со смертью «лицом к лицу» настолько силен, что нам проще испытывать неприятные чувства вины или гнева, лишь бы прикрыть ими этот страх.

    Механизмы защиты психики действуют вне нашего желания и осознания: сначала «включаются» шок и отрицание, которые заставляют нас «не видеть» смерть, потом вспыхивают гнев и вина.

    Чувство вины и гнева из-за смерти близкого — это ответ психики на собственную беспомощность, невозможность «проконтролировать» смерть

    Чувство вины в этом случае – компенсаторное чувство, которое призвано хотя бы в иллюзорной форме вернуть нам возможность контроля над происходящим. Нам легче чувствовать себя виноватыми в том, что не достали нужные лекарства (действие, которое мы можем взять под контроль!) и тем самым не предотвратили смерть (иллюзия контроля над смертью!), чем откровенно себе признаться, что мы ничем и никак не могли помочь в том, чтобы человек не умер.

    В других случаях чувство вины – это форма переживания необратимости случившегося и понимания, что изменить ничего нельзя. Это опять же потеря контроля над происходящим, которая для нас невыносима. Например, если при жизни свекрови мы с ней ругались, но знали, что в принципе можем помириться, то после ее смерти эта возможность ушла навечно. Ушла из-под нашего контроля. И эта утрата власти над реальностью переживается нами как чувство вины за нереализованные возможности.

    Точно по той же причине при смерти ближнего возникает и чувство гнева. Это – ответ психики на собственную полную беспомощность, ее яростный протест.

    А «прицепиться» уж гнев может к чему угодно, что нашей психике покажется адекватным: гнев на умершего (как он мог меня бросить!?), гнев на Бога (как Он мог его забрать!?), гнев на врачей (почему не спасли?!). Но в конечном счете, все это – лишь реакция нашей психики на нашу абсолютную беспомощность перед лицом смерти.

    Конечно, верующим гораздо проще пережить и смерть ближнего, и мысли о собственной смертности. В сознании верующего смерть – это не конец и исчезновение, а переход в иную форму существования, поэтому остается и надежда на встречу с ушедшими, на примирение с ними, и, что очень важно, вера, что даже смерть не заставит тебя полностью исчезнуть.

    Вина за сказанное или сделанное

    Резкая фраза, прозвучавшая в последнем разговоре с близким человеком, особенно запоминается. Не так важно, прожил человек после этого месяцы или годы, родственников всегда будет тяготить память о сказанном.

    Если же человека отправили в магазин за хлебом, а по дороге с ним произошло фатальное несчастье, домочадцев будет постоянно преследовать ощущение, что именно они послали родного человека на верную гибель.

    Читайте так же  Избыток магния в организме у женщин: симптомы, признаки и лечение

    На самом деле никак нельзя физически убить человека словом. Неправомерно и винить себя в том, что с близким произошёл несчастный случай, ведь его предугадать невозможно.

    Чувствую вину перед умершим сыном. Как молиться?

    Приблизительное время чтения: меньше минуты.

    Вопрос читателя:

    Добрый день, батюшка!. Три месяца назад я похоронила сына, 32 года. Он месяц сильно болел. Заболел он по причине пьянства, алкоголиком не был, но очень любил пиво, получил цирроз печени. Перед смертью он не причащался и не исповедовался. Его Батюшка отпевал дома. Исповедовался он один раз, ему было лет 5-6. Маленьким он очень верил в Бога любил читать о нем. С возрастом я этого уже не замечала. Подскажите, пожалуйста, какую молитву мне читать , чтобы и мне и ему было легче. Постоянно чувствую вину перед ним и перед Богом, что во-время не смогла помочь ему встать на правильный путь. Спаси Вас Бог!

    Отвечает игумен Андрей (Мороз):

    Уважаемая Антонина! Соболезную Вашей утрате. Сейчас важного уже не уточнить, поэтому остается надежда, что Ваш сын в смертельной болезни молитвенно предстоял перед Богом в своих мыслях. Вы спрашиваете о том, как молиться, чтобы получить утешение для себя и своего отшедшего в вечность сына. Податель всякого утешения — Бог. Поэтому молитвенно надо предстоять Богу, Он источник и податель жизни, Он живыми и мертвыми обладает. Святитель Иоанн Златоуст советует: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага».

    В другом месте Златоуст пишет: «Не плакать, не сокрушаться, но радоваться должно оставшимся на земле о смерти близкого их сердцу. Не плакать, но радоваться должно, будет ли усопший праведник или грешник. Ежели почивший был человек добродетельный, добрый христианин, то не плакать о нем, а радоваться, ибо перенес с любовию всю тяжесть земной жизни и перешел на вечный покой во Христе, за Которого и для Которого более или менее страдал, защищая и сохраняя правду. Ежели же усопший — грешник, то и тогда должно радоваться, а не плакать бессознательно. Радоваться, что уже не будет более расти зло, к которому почивший был склонен. Сокрушаться, плакать не о смерти его, а о грехах, которые он как человек делал. Сокрушение живых об умерших, плач о грехах их должны растворяться со стороны живых несомненною верою в Того, Кто взял на Себя грехи всего мира, а следовательно, и грехи нашего почившего грешника. Молитва, милостыня, Бескровная Жертва много помогают усопшим в улучшении их загробного состояния. Ежели молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов? Ибо Бог по молитвам одних воздает другим. Для сей-то цели и заповедано молиться друг за друга, чтобы одни исцелялись ходатайством других. Рука руку моет, и обе белы делаются. Так молитвы живых об усопших спасают и тех и других. К чему же бессознательная скорбь, когда живые могут найти у Бога милость и усопшим? (Изъяснение на 1 Кор. гл. 15, нрав. 41. Изъяснение на Деяния апостолов, гл. 9, нрав. 21). Станем молиться о разлученных с нами только одним местом, и не будут тщетны и бесполезны наши молитвы, потому что это есть одно из средств, данных нам Богом, для спасения себя и ближнего, где бы он ни был — на земле или за гробом. Ежели сказано, что тела наши суть храм живущего в нас Святаго Духа, то молитва священника и диакона, а равно и молитвы предстоящих, молитвы об усопших всей Церкви и каждого из нас — христиан — не есть ли молитва Святаго Духа о спасении усопших?» И так великий святитель и учитель Церкви Иоанн Златоуст советует нам во всех случаях молится об усопших, как праведных, так и тех, кто далек был от праведного пути веры, к тому же он обращает внимание на присутствие особого состояния духа необходимого для молитвенного подвига — «радоваться должно». Понятно, что это радость духовная, которая далека от уныния и печали, которая освобождает наши силы для молитвенного стояния и для дел милосердия. Молитва православного христианина в идеале совершается непрестанно — дома, по дороге с и на работу, за рукоделием и часы отдыха, и, конечно, в храме. Участвуя в богослужениях вашего приходского храма можно подать записку об упокоении на Литургию (обедня) или панихиду. В домашних молитвах мы молимся об усопших по совершении утренних молитв и если имеем особенное, как у Вас, настроение побольше молится о себе и нашем отшедшем в вечность близком человеке — читаем Псалтирь. Чтение этой священной книги начинается в день кончины христианина и продолжается в меру желания его близких совершать это молитвенное чтение. Правило чтения можно уточнить здесь.

    Читайте так же  Сок свеклы и морковки как делать

    Не могу не порадоваться за Вашего сына, что у него такая заботливая мама. Хотел бы в заключении привести слова еще одного отца и учителя Церкви святителя Василия Великого о чтении книги Псалтирь: «Книга псалмов … есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может по

    Вина за облегчение, испытанное в связи со смертью близкого

    Ещё одно «неправильное» чувство, которое испытывают родственники — невольное облегчение, когда из жизни уходит человек, с которым был связан существенный груз проблем. Так бывает в случае кончины больного или престарелого члена семьи, который долго нуждался в постоянном уходе.

    Случается, что отношения с родственником были настолько натянутыми, что он представлял собой моральную проблему для всей семьи.

    И в том, и в другом варианте нагрузка бывает трудно переносимой. Когда она исчезает, облегчение приходит, как естественный отклик, за который не следует себя упрекать. Это чувство понятно так же, как, например, удовольствие при отдыхе после напряжённого трудового дня.

    Вопрос и ответ

    Как религия помогает справиться с чувством вины после смерти родного и близкого человека?
    Вера убеждает в том, что всякую вину искупит искреннее покаяние, а усопшему можно помочь молитвами и благими делами.

    Есть крылатая фраза Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти…». Всё-таки, получается, можно словом ускорить кончину ближнего?

    В смысле лирическом, эмоциональном убийственные слова, наверное, можно найти. Однако поэт ведь не имел в виду убиение физическое. Конечно, есть этнографические данные об африканских народностях, где авторитетный шаман мог приказать соплеменнику умереть — и тот в кратчайший срок действительно прощался с жизнью. Однако в наших широтах и обстоятельствах такое вряд ли возможно.

    Что делать, если, несмотря на все разумные доводы, соображения и утешения, чувство неизбывной вины перед умершим остаётся?

    Верующему человеку лучше всего обратиться к духовному пастырю. Атеистам поможет опытный специалист-психолог.

    Как избавиться от чувства вины: три шага

    Как бороться с чувством вины после утраты близкого человека?

    Самостоятельно освободиться от тяготеющего чувства вины также возможно. Все, что необходимо для этого – три простейших шага:

    1. обдумать ситуацию, осознать, что каждый человек уходит в свой черед. Признать, что вина за произошедшее не лежит ни на ком. Снять с себя этот камень;
    2. научиться жить со своей потерей, не превращать утрату и самобичевание по этому поводу в единственное времяпрепровождение. Больше общаться с близкими, в том числе об умершем;
    3. переключиться на тех, кто рядом. Компенсировать свою вину перед умершим за счет заботы о детях, супругах, близких.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *