Использование массажа при детском церебральном параличе

    ae0ba94e233971f4cd60f7b7af7ca21b

    Детский церебральный паралич ДЦП это собирательное понятие, которое в общем объединяет под своим названием перечень форм и проявлений, поражения ЦНС, схожих по своей этиологии и симптоматике. Для большинства форм характерна спастика мышц, хотя есть формы, при которых спастики нет, но есть мозжечковая симптоматика. Название форм связано с локализацией спастики и глубиной поражения центральной нервной системы от пареза, частичной утраты иннервации, до паралича или плегии, полной потери функии мышц. На первом месте причиной этого заболевания выделяют родовые травмы, в результате которых может произойти разрыв сосудов мозга или длительная гипоксия из-за закупорки, сжатия сосудов, нехватка кислорода длительное время для мозга очень опасна. Также нередки причины: герпес, генетические нарушения, цитомегаловирус, интоксикации, перенесенные заболевания беременной.

    Содержание

    Роль массажа при лечении ДЦП у детей.

    Массаж при церебральном параличе детям назначают всегда, но все же в лечебном процессе он играет одну из главных ролей, а не главную. Что в лечении ДЦП самое главное сказать однозначно нельзя, я бы выделил важнейшее: медикаментозное лечение, лфк (во всем ее многообразии), массаж, в позднем восстановительном периоде ортопедические приспособления вроде корсетов, туторов, вертикализаторов. Роль массажа велика в связке с вышеперечисленными эффективными способами лечения, и мала в одиночном применении. Без массажа приходится действовать, если он оказывается противопоказан, это бывает при сопутствующей основному диагнозу эпилепсии или судорогах.

    Противопоказания

    Не проводят массаж при:

    • острой форме аллергии;
    • острой сердечной недостаточности;
    • грибковых поражениях кожи;
    • инфекционных заболеваниях;
    • механических повреждениях кожного покрова.

    К противопоказаниям для аппаратного массажа относят также воспалительные процессы во внутренних органах и лимфоузлах, запущенная форма варикозной болезни (у взрослых).

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    Перед тем как использовать масло обязательно проводят тест на возможную аллергию, а применение кремов согласуется всегда с лечащим врачом.

    Цели и задачи массажа при ДЦП у детей.

    Цели массажа при лечении дцп у детей это снижение спастики; профилактика образования контрактур, профилактика застоя обменных процессов, гашение патологических рефлексов, нормализация работы нервной системы, насколько это возможно. Для достижения таких целей нужно решать задачи по улучшению подвижности (эластичности) сухожилий, расслаблению мышц, связок.

    Такие цели, как излечение от заболевания труднодостижимы, в большинстве случаев полностью вылечить ребенка не удается. Цели должны быть реальными, зачастую они долгосрочные, поэтому рекомендую родителям поберечь нервы, силы и средства для длительной реабилитачии ребенка. Не ведитесь на обещания “поставить на ноги ребенка”, те кто с такими диагнозами работают, прекрасно понимают, что чудес не бывает, а кто-то пользуется чувствами родителей и зарабатывает на этом. Достижение результатов в реабилитации это всегда много работы специалистов, ребенка и родителей.

    Совместимость с другими процедуры

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    Массаж и ЛФК при ДЦП – самое лучшее сочетание. Особенно, если именно после любого вида массажа применить лечебную физкультуру – это поможет закрепить результат. Дополнительно можно использовать и другие методы: грязетерапия, ортопедические мероприятия физиотерапевтические процедуры. Обучение правильно выполнять упражнения помогут улучшить функцию вестибулярного аппарата.

    • Ребенок лежит на животе и пробует подымать голову: налево и направо поочередно.
    • Исходная позиция такая же. Только ребенок подымает в стороны руки и ноги.
    • Ребенок старается перевернуться на бок, а также наклоняется влево или вправо.
    • Лежа на спине, ребенок сгибает ножки в коленях и имитирует ходьбу.

    Очень хорошие результаты дети получают от иппотерапии. Это катание на специально обученных лошадях. Дети быстро находят общий язык с животным. Также хорошим вариантом для восстановления при ДЦП может послужить аквареабилитация в бассейне или дельфинотерапия.

    Иногда лечебную физкультуру используют перед массажем. Это необходимо для расслабления необходимых мышц. Для расслабленных мышц используют разминание, растирание и поглаживание. Все движения выполняют медленно и бережно. А вот для растянутых мышц лучше всего подойдет поколачивание или хлопки. Особый акцент делается на паравертебральных сегментах. Методика восстановления при помощи массажа общая как при лечении инсульта.

    Массаж имеет положительную сторону воздействия, но также и негативную.

    • Кожные заболевания.
    • Переломы.
    • Атрофированные мышцы.
    • Открытые раны.
    • Острый воспалительный процесс в организме.

    В этом случае врач назначает индивидуальный подход.

    Профессиональный массажист должен учитывать возраст пациента. Взрослые более ответственно будет подходить к своему здоровью и то, это зависит от степени развития человека при ДЦП. Ребенок не может так реагировать на лечебные процедуры. Тем более дети с таким заболеванием могут быть более закрытыми и раздражительными. Поэтому первым шагом к плодотворному сотрудничеству между маленьким пациентом и массажистом должно быть налаживание личного контакта.

    Например, разместить у себя в кабинете детские игрушки, которые подойдут к возрасту и развитию ребенка. Также хорошо создать приятную атмосферу. Это поможет быстрее наладить контакт между ребенком, больным ДЦП и самим массажистом. Соответственно упражнения ЛФК будут выполняться ребенком гораздо легче.

    Важно, чтобы мастер мог выполнять разные виды массажа. Если у ребенка возникнет обострения от одного вида, его моментально можно заменить другим

    Также можно чередовать массажи для более интенсивной и быстрой реабилитации. Самое главное – это добиться максимального расслабления мышц. Можно сочетать массаж с разогревающими мазями. Ни в коем случае нельзя затрагивать сухожилия.

    Дополнительно перед массажем для расслабления мышц используют потряхивание. Для этого специалист захватывает предплечье рукой и чередует длинные и короткие потряхивания. Движения не могут быть резкими или продолжительными. Идеально также подойдет моторный или точечный виды массажа. При проявлениях нарушений на лице рекомендовано выполнять вибрации для лица при помощи специального электровибратора для лица.

    Особое внимание при ДЦП уделяют шейно-воротниковой зоне. Проводят массажи для расслабления мимических мышц, а также у детей с нарушением речи

    Массаж имеет очень важное действие при таком заболевании, как детский церебральный паралич. Он помогает для улучшения работы суставов, отдельных участков тела, а также воздействия на биологически активные точки

    Лечебная физкультура и массаж помогают при детском церебральном параличе для улучшения кровообращения в наиболее труднодоступных участках тела, усилить обменные процессы в организме, усилить расслабленные мышцы. Идеально помогает массаж для нормализации координаций движений.

    Важно делать при ДЦП массаж с ЛФК.

    Важнейшим условием для достижения положительных результатов в лечении ДЦП у детей является дополнение массажа ЛФК лечебной физкультурой. Причем массаж с ЛФК желательно проводить в одной процедуре. Почему?

    1. Это связано с тем, что к лечебной физкультуре мышцы, связки и сухожилия нужно подготавливать, т.е. разогреть и размять.

    2. Никакой массаж не заменит движение. Даже пассивные упражнения, выполняемые усилием массажиста, будут оказывать на организм ребенка незаменимую пользу. А если удается добиться появления активных движений, контролируемых ребенком, это большая победа. Массаж с ЛФК при ДЦП у детей проводиться может последовательно т.е. сначала массаж общий потом упражнения или возможно перемешивание.

    3. Польза лечебной гимнастики также в обучении ребенка активным контролируемым движениям, которыми наполнена наша жизнь, но мы не задумываемся о них, а просто ими пользуемся. Когда отключены части мозга, которые обеспечивают плавность, преемственность, точность, силу и вообще возможность движений конечностями и другими частями тела, то гимнастикой мы пытаемся стимулировать мозг к созданию нейронных путей в обход пораженных участков, иногда это удается.

    Классический лечебный массаж

    Общий лечебный массаж должен носить избирательный характер. Классический без учета специфики течения болезни может приводить к ухудшению состояния вследствие усиления мышечных спазмов.

    Основные задачи массажа при ДЦП:

    • снятие гипертонуса мышц;
    • расслабление спазмированных мышц;
    • тонизирование определенных групп мышц;
    • улучшение метаболизма и кровообращения;
    • стимулирование нервной системы;
    • улучшение общего самочувствия ребенка.

    Общими противопоказаниями к его проведению являются нарушения целостности кожного покрова, грибковые заболевания кожи, аллергия в период обострения, острые респираторные заболевания, определенные хронические болезни.

    Основными приемами при проведении классического массажа являются растирания, похлопывания, потряхивания и поглаживания.

    Массаж для детей с ДЦП проводится в щадящем режиме. Перед проработкой группы мышц обязательно их расслабление. Не допускается сильное болевое воздействие. Стимулирование ослабленных мышц необходимо проводить с осторожностью, чтобы исключить появление гипертонуса.

    Процедура выполняется плавными уверенными движениями. Важно обеспечить комфорт пациента при проведении процедуры. С этой целью используют яркие игрушки, расслабляющую музыку.

    Классический массаж для детей с ДЦП первых месяцев жизни выполняется сухими руками. Для детей более старшего возраста применяется массажное масло. Для детской процедуры рекомендуется натуральное масло абрикосовых косточек (оно наиболее гипоаллергенное).

    Курс лечения состоит в среднем из 10-20 процедур. Средняя продолжительность сеанса – 40-60 минут. После проведения процедуры рекомендован отдых. Лекарственные средства необходимо принимать до процедуры.

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    Параллельно с массажем ребенку назначается курс лечебной физкультуры. Оптимально, когда оба курса проводятся под контролем одного специалиста, который может отследить динамику в процессе лечения и при необходимости скорректировать назначения.

    Курс ЛФК предусматривает выполнение специальных упражнений в условиях кабинета лечебной физкультуры и работу родителей с ребенком в домашних условиях. Физическая активность – неотъемлемая часть успешной реабилитации пациентов.

    Лечебная гимнастика направлена на развитие необходимых навыков, соответствующих возрастным особенностям развития ребенка, улучшение координации, увеличение двигательной активности.

    С чего начинать массаж ребенку при ДЦП ?

    Классически правильно начинать массаж со спины, но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры, или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30 минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.

    О техниках и особенностях проведения

    Массаж при ДЦП может проводиться несколькими методиками, особенности выполнения которых будут отличаться. Каждая их техник поможет достичь расслабления мышечного аппарата, а также добиться восстановления определенных функций головного мозга.

    Для расслабления мышц проводят нисходящий массаж, в процессе которого в кожный покров втирают анестезиновое средство. Это может быть масло подсолнуха или персика, ланолин, анестезин.

    Чтобы снизить мышечный гипертонус, можно задействовать электровибратор, проводить звуковой массаж, который заключается в массировании живота и одновременном произношении шипящих звуков или звука «р-р-р». Добиться снижения мышечного тонуса можно и покачиванием малыша на большом гимнастическом мяче, уложив его на спину или живот. Как делать массаж при ДЦП, зависит от его разновидности.

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    Классический

    Классический лечебный массаж помогает добиться улучшения питания и дыхания мышечных тканей, нормализации функционирования элементов нервной системы, нормализации тонуса мышц. Проводят поглаживание, растирание, вибрационные и разминающие движения.

    Изначально доктор массирует шею и воротниковый отдел, после переходит на предплечье, спину, ягодицы, боковые поверхности туловища. Тщательно массируют мышцы под лопатками, и которые к ней прикрепляются. В заключение переходят на живот, ноги и руки (кисти и стопы).

    В острую и раннюю стадию протекания заболевания используют такие приемы, как поглаживание, растирание (особенно это касается массажа для рук ребенку с ДЦП). Если присутствует спастическая диплегия, проводят массаж с акцентом на мышцы-разгибатели.

    Примерный курс классического массажа для больного ДЦП – 12-15 сеансов.

    Улучшающий дыхание

    При детском церебральном параличе требуется проведение массажа, улучшающего дыхательную функцию. Это необходимо по причине нарушения деятельности мышц, которые участвуют в осуществлении дыхания. Необходимо регулировать тонус таких мышц, как диафрагмальная, большая грудная, межреберная, малая грудная.

    Массаж, улучшающий дыхание, проводится путем:

    • поглаживаний и легких разминаний грудного отдела, таких мышц живота, как косые и прямая;
    • точечного массажа, выполняемого по реберным дугам и областям, в которых прикрепляется к ним диафрагма;
    • интенсивного разминания, выжимания, щипания трапециевидной мышцы;
    • сегментарного разминания позвонков нижнего шейного и верхнего грудного отдела, грудины;
    • точечного массажа, в процессе которого обрабатывают симптоматические точки, действующие на функцию дыхания.

    Стимулирующий развитие костного аппарата

    Массаж для детей с ДЦП на дому проводят для нормализации роста трубчатых костей. Используют такие техники, как растирание, вибрация, сотрясение, пунктуация, выполняемые в областях, где локализуются трубчатые кости.

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    С помощью такой методики можно вызвать рефлекторное раздражение областей с нервами и сосудами, которые отвечают за трофику и ускоряют рост костных элементов. Тщательно обрабатывают пяточные кости при заболевании у детей и взрослых. Данный отдел – рефлекторная зона, которая оказывает специфическое воздействие на весь костный аппарат.

    Проводят поколачивание рук, в частности – ладоней, что эффективно воздействует на мышечный аппарат верхних конечностей. Массаж плоских костей проводится с помощью постукивания по выступам.

    Сегментарный

    При детском церебральном параличе необходимо воздействовать на спинной мозг посредством сегментарного массажа. В ходе процедуры обрабатывают определенные участки кожного покрова, сухожилия, связки, мышцы. Лечебный эффект распространяется на нервные структуры головного мозга. Массаж способствует улучшению кровообращения и трофики тканей в спинном мозге.

    Массажные движения начинают от нижнего отдела спины (крестец) и оканчивают шейным отделом позвоночного столба. Далее переходят на лопатки, ягодицы, межреберные промежутки. Используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию.

    Чтобы нормализовать мышечный тонус, проводят массирование поясничного и крестцового отделов. Устранить спастичность в конечностях поможет массирование шейного и грудного отделов позвоночного столба.

    По системе Манакова

    По схеме Манакова массаж проводится путем энергичного вибрационного надавливания двумя или четырьмя пальцами. При этом пальцы не скользят по кожному покрову, а с легкостью проходят вглубь мягких тканей. Это позволяет устранить спайки, болезненные новообразования в виде уплотнений.

    Читайте так же  Ручеек аппарат офтальмологический — описание, показания к применению и отзывы

    Данная методика – отличное средство для профилактики фиброза и спаек в области мышц, в нервах и сосудах, сухожилиях. Массаж способствует улучшению кровообращения трофики тканей.

    Массажные движения начинают от центра, продвигаясь на периферию.

    Точечный

    Точечный массаж при ДЦП проводят в течение нескольких минут, воздействуя все это время на одну определенную точку. Это может быть надавливание на нее, глубокое прерывистое растирание, разминание по часовой стрелке. Процедура помогает расслабить мышцы, уменьшить патологическую активность клинических проявлений заболевания.

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    В китайской медицине называют около 700 точек, воздействуя на которые, можно достичь лечебного эффекта.

    Логопедический

    Для каждого больного в индивидуальном порядке подбирают положение туловища, в котором будет проводиться массаж. Это позволяет избежать патологического тонического рефлекса. Человека могут уложить на спину, положив валик под шею и, согнув ноги в коленных суставах.

    В процессе массажа прорабатывается мимическая и жевательная мускулатура. Задействуют поглаживание лба, бровей, носа, подбородка, губ. Также используют растирание, пощипывание, постукивание, растяжение.

    Лечебный массаж ног при ДЦП детям.

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    Two legs of an adult with aching joints
    Практически при всех формах дцп поражаются конечности. Чаще всего приходится работать со спастикой мышц. Ноги наиболее сложная область из-за массивности мышц. Несмотря на то, что ребенок может быть мал, но мышцы ног уже настолько сильны, что приходится прилагать много усилий и тратить на них много времени, чтобы добиться хоть сколько нибудь стойкого расслабления. Массаж ног при ДЦП у детей может проводиться по классической схеме, но обязательны приемы растяжения спастичных мышц, это очень помогает расслабить мышцы. Можно сказать даже, что массаж это предварительный разогрев для мышц перед растяжкой. Массировать начинаем с приемов поглаживания, но это только первый контакт, так сказать уведомить нервную систему о начале и характере процедуры, далее растирание, разминание, приемы вибрации. Больше всего конечно используем разминание, которое чередуем с растяжением групп мышц. Спастике на ногах в большинстве случаев подвержены задние группы мышц бедра и голени, аддукторы, из мышц таза, подвздошно-поясничная. На внутренние мышцы таза получится воздействовать только растяжением. Лечебный массаж ног при ДЦП детям делается в медленном темпе, глубоко, с акцентом на икроножные мышцы, сгибатели голени, с проработкой схожилий и мест их прикрепления к костям, чередуя с пассивными, растягивающие спастичные мышцы, движениями в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Считаю важным также тонизирующий массаж антагонистов спастичных мышц. Его проводим глубоко в быстром темпе, чтобы мышцы напрягались. При напряжении мышц антагонистов напряженные мышцы расслабляются лучше.

    Профилактика и прогноз

    Каким будет прогноз заболевания в том или ином случае, зависит от формы паралича у ребенка, а также насколько своевременно и правильно было начато лечение. В большинстве случаев больным присваивают группу инвалидности. Если терапия была начата своевременно, можно добиться максимального восстановления нарушений.

    Чтобы предотвратить развитие детского церебрального паралича, беременной женщине необходимо вести правильный образ жизни, своевременно выявлять и лечить опасные заболевания, включая гипоксию плода. Важно доверить роды опытному специалисту, что поможет избежать ошибок в процессе родовой деятельности, способных сказаться на ребенке.

    В заключение стоит сказать, что даже несмотря на то, что заболевание неизлечимо, правильный уход и регулярные занятия со специалистами помогут вернуть больного к нормальному образу жизни. Если в результате заболевания не пострадала умственная способность ребенка, полноценная жизнь возможна.

    Массаж рук при ДЦП ребенку.

    Массаж рук при ДЦП ребенку проводится по такому же принципу, что и массаж нижних конечностей. Расслабляющий массаж спастичных мышц это обычно сгибатели предплечия, кисти, пальцев, аддукторов руки, пронатора кисти и предплечия. Начинается расслабляющий массаж руки от верхних отделов, т.е. аддукторов, большая грудная мышца, широчайшая мышца спины и их синнергисты. На разогретые и размятые мышцы накладыввем пассивные движения в плечевом суставе, для растяжения мышц. Далее на плече разминаем бицепс и тонизируем трицепс, продолжаем пассивным разгибаем в локтевом суставе. Предплечие массируем с учетом тонуса и делаем пассивные движения в ЛЗС и важно не забыть о пронаторах, после массажа их растягиваем супинацией, также пассивной. Если пальцы в кулаке, то массируем кисть и растягиваем сгибатели пальцев, разгибанием в лучезапястном суставе с предварительно разжатыми и зафиксированными пальцами.

    Курс детский терапевтический (дцп, аутизм, речевые нарушения)

    Учебный план

    1-й день

    • 1. Осмотр ребенка
    • 2. Войта диагностика
    • 3. Приемы грудничкового массажа и гимнастики
    • 4. Мышечная кривошея, массаж и гимнастика
    • 5. Дисплазия тазобедренных суставов, массаж и гимнастика
    • 6. Угроза ДЦП у грудных детей — Войта терапия
    • 7. Динамическая гимнастика для здоровых детей до года
    • 8. Дети с ДЦП — система Бобат терапии
    • 9. Основы грудничкового плавания

    2-й день

    • 10. Пневмония — массаж и дыхательная гимнастика
    • 11. Сколиоз -методика Каторины Шрот
    • 12. Плоскостопие -массаж и гимнастика
    • 13. СДВГ и аутизм — методика Бломбергтерапии
    • 14. Речевые нарушения -методика Кастильо Моралиса
    • 15. Кинезиотейпирование в педиатрии

    Детский массаж — это испытанный многолетней практикой, научно-обоснованный метод воздействия на детский организм, который позволяет решать многие проблемы не только профилактика, но и лечение различных заболеваний.

    ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

    Детский массаж — это особый вид массажа, который способствует не только лечению и оздоровления ребёнка, но и так же под воздействием массажа происходит более быстрое психофизическое развитие и чем младше ребёнок, тем эффективнее воздействие массажа на организм. Важной особенностью детского массажа-это осторожность специалиста в выборе приемов классического массажа, предпочтение следует отдавать более мягким и щадящим воздействиям. Пожалуй, самое главное отличие детского массажа от взрослого это безболезненное воздействие в сочетании с гимнастическими упражнениями. Однако не следует утомлять ребёнка слишком длительными действиями. Специалист по массажу должен быть как минимум со средним медицинским образованием и большим опытом работы.

    Использование массажа при детском церебральном параличе

    ПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ

    1. Плоско-вальгусные стопы.
    2. Искривление костей нижних конечностей.
    3. Нарушение осанки.
    4. Деформация грудной клетки
    5. Нарушение развития нервной системы
    6. Это только малая часть показаний к массажу.

    ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ

    1. Заболевания в острой форме
    2. Заболевание кожных покровов
    3. Заболевание крови
    4. Врожденные пороки сердца
    5. Опухоли любой природы

    Это только часть противопоказаний на самом деле все определяется индивидуально при анамнезе.

    ЧТО ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ НА КУРСАХ

    На наших курсах опытные врачи, специалисты по массажу помогут вам освоить знания и получить навыки на самом высоком уровне в доступной форме и практическими занятиями.
    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И бЛОМБЕРГТЕРАПИЯ.
    Гиперактивность — когда ребенок не может долго заниматся одним делом, часто отвлекается, резко срывается с места и бежит хаотично по комнате.

    Все эти признаки могут быть синдромом дефицита внимания СДВГ.

    Ребенок нуждается в том, чтобы постоянно двигатся, крутится, раскачиватся. Это связано с особенностями работы мозга, необходимо постоянное поступление питательных веществ, которое возможно только при движении.

    Бломберг терапия — терапия ритмичных движений уделяет внимание интеграции примитивных рефлексов. Поскольку эти рефлексы при СДВГ нарушены, воздействие терапии на мозг ребенка, оказывает благоприятный эффект. Симптомы нарушения неинтегрированных рефлексов вызывают:

    • — дизлексию и трудности с чтением,
    • — плохая осанка,
    • — слабая координация,
    • — проблемы с перекрестными движениями,
    • — укачивание в транспорте,
    • — проблемы с поведением.

    Упражнения Бломберг помогают стимулировать ствол мозга, что позволяет устранить спонтанность детских движений, мозжечек — улучшить координацию и коммуникабельность. Данная система успешно подходит для лечения детей с психическими нарушениями.

    ДЦП — нарушения центральной нервной системы вследствие родовой травмы или внутриутробных нарушений.

    Данное заболевание характеризуется тонусными нарушениями, нарушением или отсутствием речи, нарушением функции глотания и слюноотделения, частичным нарушением интелекта. Данное заболевание требует длительной реабилитации. Эффективными методами лечения является кинезиотерапия, Бобат терапия и точечный массаж.

    Кинезиотерапия — метод применения экзоскелетов и подвесных конструкций, позволяющий устранить тонусные нарушения, улучшить речевые функции.

    Бобат терапия.

    — эффективный целостный подход к восстановительному лечению пациентов с ДЦП( НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ). Цель методики — выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечный спазм и напряжение.Метод Бобат терапии предусматривает использование специальных сигналов — зрительных, слуховых, положений тела, заставить работать больные структуры ЦНС и корректировать их работу, с последующим подавлением патологических рефлексов. В результате занятий улучшаются движения, речь и интелект.

    Войта терапия.

    Войта терапия — физиотерапевтический метод лечения младенцев, детей и взрослых с патологией моторных функций из за нарушения центральной нервной системы и опорно — двигательного аппарата.

    Показания к методу:

    • — центральные координационные нарушения,
    • — детский церебральный паралич,
    • — мышечная кривошея, врожденные миопатии,
    • — синдром поперечного поражения спинного мозга,
    • — Синдроим Дауна,
    • — нарушение осанки,
    • — дисплазия тазобедренных суставов,
    • — нарушение функций глотания.

    Действие Войта терапии:

    • 1. Мускулатура скелета.
    • — позвоночник сегментарно растягивается,
    • — голова может свободно двигатся,
    • — достигается центрирование суставов,
    • — кисти и стопы целенаправленно используются для опоры,
    • 2.Область лица и рта.
    • -облегчает сосательные, глотательные и жевательные движения,
    • — улучшается звукопроизношение,
    • 3. Дыхательная функция.
    • — увеличивается объем грудной клетки,
    • — дыхание становится глубже и стабильнее,
    • 4. Вегетативная нервная система.
    • — улучшается кровоснабжение кожи,
    • — улучшается ритм сна и бодрствования,
    • — улучшается регуляция кишечника.
    • 4.Восприятие.
    • — улучшаются реакции равновесия,
    • — улучшается ориентация в пространстве,
    • 5. Психика.
    • — пациент становится более уравновешенным.
    • Условия проведения Войта терапии:
    1. частое проведение на протяжении продолжительного времени,
    2. коррекция комплекса специалистом,
    3. расчет адекватной нагрузки в проведении занятий
    4. несовместимость с электротерапией.

    Дыхание для беременных.

    Будущие мамы редко обращают внимание на дыхание во время беременности, однако это неправильно. Если женщина забывает правильно дышать, у нее усиливается мышечное напряжение и значительно ухудшается состояние здоровья, а так же повышается риск возникновения различных патологий плода. Дыхательная гимнастика помогает улучшать обменные процессы и дыхание плода.

    Общие рекомендации для дыхательных практик во время беременности.

    • — практиковать лучше спустя 3-4 часа после приема пищи,
    • — до начала практики проветрить помещение,
    • — комплексы гимнастики подбираются индивидуально, в зависимости от состояния женщины.

    Глвный принцип дыхательных практик- дыхание за счет мышц живота. Поэтому необходимо освоить диафрагмальное дыхание.

    Диафрагмальное дыхание.

    • — сесть в удобное положение с прямой спиной и делать выдох носом в течение 2-3 секунд.
    • — на вдохе наполнять живот воздухом, приподнимая диафрагму и выпячивая живот.
    • — уловить момент между вдохом и выдохом,
    • — выдыхать через рот 3-5 секунд.

    За счет движения диафрагмы и сокращения мышц брюшной стенки, происходит массаж органов брюшной полости и улучшает кровоснабжение малыша.

    Четырехфазное дыхание.

    • — в удобном положении выполняется следующее:
    • — вдох на 4 счета, задержка дыхания — это один цикл,
    • — вдох на 4 счета, задержка на 8 счетов, выдох на 4 счета,
    • — вдох на 4 счета, задержка на 4, выдох на 4 счета.

    Дыхательные практики во время ходьбы.

    • — сделать вдох и посчитать колличество шагов, во время вдоха,
    • — сделать выдох и посчитать колличество шагов на выдохе,
    • — начинать с небольшого колличества шагов и постепенно увеличивать.

    Методические указания.

    • — тренировки не более 15 минут в день,
    • — не допускать сильного головокружения во время гимнастики,
    • — прислушиватся к своему самочувствию.

    Грудничковое плавание.

    Этод вид спорта задействует практически всю мышечную систему, минимизирует нагрузку на позвоночник, улучшает работу сердечно — сосудистой и дыхательной системы. Плавание для грудничков способствует улучшению обмена веществ, физического развития, аппетита, сна. Эти малыши начинают быстрее ползать, разговаривать и формируется правильная осанка.

    Нахождение в воде является очень комфортным для детей в этом возрасте, потому что дети плавают в околоплодных водах. Поэтому процедура не доставляет детям дискомфорт и чувство страха. Если у ребенка понижен тонус, вода юодрит кроху и повышает активность, если ребенок перевозбужденный, наоборот успокаивает его.

    Рекомендовано начинать эти процедурыы после заживления пупочной ранки в первую неделю после родов или до трех месяцев Этот фактор является очень важным, из за того, что кроха может рефлекторно задерживать дыхание. Если этот рефлекс не развивать, рефлекс угасет.

    Аутизм.

    Система поведенческих нарушений, характеризующаяся следующими признаками:

    • — нарушение коммуникации,
    • — выполнение стереотипных движений,
    • — эхолалия,
    • — отведение прямого взгляда,
    • — эмоциональная холодность,
    • — избирательный интелект.

    Дети аутисты не общаются со сверстниками. У них нет сюжета игры, например такой ребенок может часами перекладывать предметы. Таким детям присуща ритуальность движений, например прежде чем встать с постели, ребенок много раз перекладывает одеяло с места на место. Ребенок часто не отзывается на имя, не смотрит в глаза. Таким детям присуща гиперсенсорика. Прямой взгляд вызывает каледоскопное мелькание в глазах ребенка, звуки они воспринимают в несколько раз сильнее чем обычный человек. В СЛУЧАЕ РАДОСТИ ИЛИ ОГОРЧЕНИЯ,РЕБЕНОК МАШЕТ РУКАМИ КА БАБОЧКА,ЭТО СТЕРЕОТИПИЯ, ЧТОБЫ УСПОКОИТСЯ. Такой ребенок не проявляет интереса к предметам и людям, как обычные сверстники. Избирательный интелект позволяет таким детям иметь определенные таланты, в то время как затруднено социальное восприятие происходящего.

    Ребенку свойствена эхолалия, на заданный вопрос он может невпопад ответить фразой из мультика.

    Трудность терапии заключается в страхах ко всему новому, аутичный ребенок истерит на все новое.

    Помочь таким детям может aba терапия — терапия прикладного анализа поведения. Также эффективно применение Бломберг терапии, она успокаивает ребенка, помогает сосредоточится, улучшшшает обращенную речь.

    Улучшение состояния больного возможно, но требует очень много работы.

    Сколиоз.

    Трехполостная деформация позвоночника у человека, характеризующаяся его искривлением относительно позвоночного столба, иногда в запущенных стадиях характеризуется наклоном вперед и прогибом назад. Прогрессирующий сколиоз чреват зажимом диафрагмы и нарушением работы внутренних органов.

    Причины:

    • — родовые травмы,
    • — кривошея,
    • — дисплазия тазобедренных суставов,
    • — период интенсивного роста скелета,
    • — травматическое происхождение.

    Девочки страдают сколиозом до семи раз чаще чем мальчики.

    Виды сколиоза:

    • — структурный сколиоз -искривление позвонков с их боковым скручиванием,
    • — неструктурный сколиоз -искривление позвоночника без других его изменений.,
    • — осаночный сколиоз, возникает из за проблем с осанкой, исчезает при лежании и наклоне вперед,
    • — рефлекторный сколиоз — возникает при вынужденных позах из за болей в спине.
    • — компенсаторный сколиоз воникает из за разновеликости ног.

    По форме выделяется:

    • с — образный сколиоз с одним изгибом,
    • s — образный сколиоз с двумя противоположными изгибами,
    • z — образный сколиоз с тремя боковыми изгибами,

    Лечение сколиоза длительный процесс. Самым эффективным методом, является метод Каторины Шрот.

    Метод Каторины Шрот -заключается в теории, что сколиоз сдавливает легкие и нарушается физиологичность дыхания, как следствие, ухудшается общее состояние человека.

    Шрот — терапия позволяет остановить прогрессирование сколиоза, уменьшить угол искривления позвоночника, выровнять мышечный тонус, улучшить осанку.

    Принцип гимнастики:

    При сколиозе наблюдается паталогически ассиметричное дыхание.

    • — большая часть воздуха поступает в выпуклую половину грудной клетки, из за чего искривление позвоночника усиливается. Тело пациента со сколиозом напоминает мячик со впадиной. Если наполнить мячик воздухом, вмятина расправится.

    Таким образом гимнастика Каторины Шрот подразумевает следующее:

    Читайте так же  Восстановление зрения — самостоятельное восстановление зрения без операции

    если осознанно дышать вогнутой стороной грудной клетки, можно предотвратить дальнейший угол искривления позвоночника, достичь уменьшение угла смещения.

    Комплексы гимнастики подбираются индивидуально под разный тип сколиоза.

    Плоскостопие.

    Изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного и поперечного свода. Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание этих двух форм.

    Виды плоскостопия:

    • — поперечное -уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длинна стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей.
    • — продольное -уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом всей своей площадью подошвы, длина стоп увеличивается. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела, чем больше масса тела, тем больше нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие.
    • — врожденное плоскостопие — результат неправильного предлежания ребенка и генетические предпосылки.,
    • — травматическое плоскостопие — последствие перелома лодыжки или голеностопа.

    Последствия плоскостопия:

    • — утомление ног при стоянии и ходьбе,
    • — боли в стопе при физических нагрузках,
    • — тяжесть в ногах и отеки,
    • — судороги в лодыжках,
    • — боли в спине и формирование сколиоза.

    Лечение плоскостопия:

    Обязательным условием лечения является лечебная физкультура. Мною предложен авторский метод игровой лечебной гимнастики с предметами для детей, способный укрепить связки стопы, улучшить рессорную функцию, уменьшить боли в ногах. Для занятий необходимы кубики для йоги и бустеры с гречневой шелухой, индивидуально составленная программа занятий помогает улучшить положение продольного и поперечного плоскостопия.

    Речевые нарушения у детей.

    По статистике, колличество детей с речевыми патологиями становится все больше.Признаки задержки речевого развития.

    Заметить отклонения в речи можно с первых месяцев жизни ребенка. Особенное внимание нужно уделять детям, родившимся с патологией.

    В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОН ГРОМКИЙ И ЗВУЧНЫЙ. У детей с патологией тихий или слишком резкий. У некоторых детей крик отсутствует.

    Важные этапы в вертебральном развитии детей это гуление и лепет. У больных детей они не имеют эмоциональной окрашенности или отсутствуют. Стоит обратить внимание, если ребенок не реагирует на обращение взрослого. Ребенок с нарушениями речегвого развития не обращается к взрослым, не копирует их.

    В дошкольном возрасте вертебральная деятельность приобретает выраженный коммуникативный характер. Ребенок усваивает социальные нормы, играет в сюжетно ролевые игры.

    Признаки нарушения речевого развития:

    • — В ТРИ ГОДА РЕЧЬ ЛИБО ОТСУТСТВУЕТ, ЛИБО НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ЛЕПЕТА.,
    • — НАРУШАЕТСЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ,
    • — НЕПРАВИЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ СЛОВ В ПРОИЗНОШЕНИИ,
    • — В РЕЧИ ПРЕОБЛОДАЕТ ОДНОСЛОЖНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ,
    • — РЕБЕНОК НЕ ДО КОНЦА ПОНИМАЕТ ОБРАЩЕННУЮ РЕЧЬ.

    Если есть такие нарушения необходимо обращение к специалисту. Мы предлагаем методику речевой гимнастики в игровой форме, которая позволит ребенку улучшить произношение, внимательность и контактность.

    Метод Кастильо Моралиса — комплекс упражнений и массажа органов артикуляции для коррекции нарушений глотания, слюноотделения и речи .

    Данный метод широко применяется в остеопатической практике, позволяет устранить речевые, глотательные и дыхательные дефекты у детей и взрослых.

    В комплекс процедур, применяемых при данном методе, входит точечный массаж, массаж лица и шеи, а так же лечебная гимнастика. В первую очередь по данному методу осуществляется подготовительный массаж, затем приступают к гимнастическим упражнениям и в завершение осуществляются точечные воздействия на целевые зоны в области лица и шеи. При применении метода не важны умственные способности пациента.

    Специалист стимулирует мышечный тонус глотательной,

    лицевой и дыхательной мускулатуры с помощью ручного воздействия (надавливания, вибрации, потягивания). Помимо этого осуществляется массаж лица и шеи. Такие манипуляции способствуют восстановлению функций дыхания, глотания и слюноотделения, а так же артикуляции. Применение данного метода положительно влияет на микроциркуляцию в шейной зоне и облегчает общее состояние пациента. Показания к применению:

    • — задержка развития речи,
    • — глотательная дисфункция,
    • — слюнотечение,
    • — ДЦП.

    Длительность курса и программа подбирается индивидуально, в зависимости от возраста и тяжести проблемы.

    Йога и педиатрия с Dock on. Лечение по — другому.

    Основное направление лечения заключается в экономичном процессе обследования и лечения. Позиция в которой проводится обследование, рассматривается как исходная позиция для лечения в том случае, если у пациента есть ассиметрии в данном положении.

    Ограничения в движениях и боли устраняются более полно.

    В качестве основы регулирования тонуса в структурах мышц и лучшего выравнивания в оси суставов рекомендовано центрирование.

    Учитываются :

    • — ассиметрии всего организма,
    • — эластичность структур,
    • — центр тяжести пациента.

    В терапии Doch on учитывается симметрия тела, в которой выполняется коррекционные упражнения, направленные на выправление симметрии тела. Выбирается положение тела, учитывая йогатерапию и в этом положении выполняется комплекс движений в результате которого улучшается тонус мышц, общее состояние организма, речь и движения.

    Комплекс упражнений подбирается в зависимости от проблем ребенка или взрослого в строго индивидиуальном порядке.

    Гимнастика при болях в спине.

    В период обострения болей основное внимание уделяется поддержанию анталгической позы, то есть сохранение такого положения тела, при котором боль минимальна. Чаще всего это может быть положение на боку с согнутыми в коленях ногами, либо на спине с согнутыми в коленях ногами.

    При соскальзывании позвонка, боль возникает не только в результате сдавливания нервных корешков, но и последствия перенапряжения и судорожных спазмов мышц. Вэтом случае эффективен комплекс упражнений, основной целью которых является ограничение подвижности патологического участка позвоночника путем укрепления мышечного корсета — мышц спины и брюшного пресса, удерживающих позвоночник в правильном положении.

    Упражнения при болях в спине:

    1. Растягивание позвоночника лежа на полу на спине: — прямые ноги тянуть вперед, носки на себя, руки за головой, позу держать 5 с, 3 раза.
    2. Стоя на четвереньках, сгибать — разгибать руки в локтевых суставах, 3 раза в течение дня.
    3. Лежа на спине, обхватить руками колени и приблизить к груди, 3-5 с, 3 раза,
    4. Лежа на спине, обхватить колени руками, прокатыватся на спине, 3 с, 3-5 раз. Причины боли могут носить разный характер, необходимо подробно рассматривать каждый случай индивидуально и подбирать комплекс мер кинезиотерапии, йогатерапии, массажа и гимнастики.

    ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ИСКУССТВА МАССАЖА СО ШКОЛОЙ МАССАЖА «ВАЛЕРИЯ КРАСАВИНА»

    Дополнительная информация

    По окончании обучения выдается диплом и сертификат. В процессе обучения студенты получают подробные конспекты.

    Какой массаж при дцп делается детям?

    Основной вид массажа это классический, также добавляют точечный. Процедура проводится дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности ребенка, формы и тяжесть заболевания.

    Часто назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения, чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с “десятью” неврологами, прежде чем ее делать.

    Возможно ли обучение массажу при дцп родителей?

    Каким-то элементарным приемам массажа и гимнастики обучение возможно, но применение их родителями лучше делать между курсами, как домашнее задание. Эффективнее будет конечно заниматься со специалистом, а задача родителей, поддерживать до следующего курса массажа подвижность в суставах и растяжку мышц, насколько это у них получится. Такой подход экономит время на следующем курсе массажа. Т.е. массажист уже не тратит несколько занятий на то, чтобы мышцы вернуть к прежнему состоянию, в котором были оставлены на прежнем курсе.

    С чего начинаем

    Перед проведением массажа нужно максимально расслабить мышцы

    Очень важно подобрать эффективные упражнения на расслабление

    Делаются растирающие, разминающие и поглаживающие движения. Для растянутой мускулатуры делается более углубленный массаж, подразумевающий такие действия, как легкие хлопки.

    Вы должны понимать, что лечебный массаж делается ребенку, который может не понимать цель процедуры и не сосредотачиваться на ней.

    Не стоит забывать и о том, что дети в силу своей болезни, могут быть очень замкнутыми и нервозными

    Мы должны принимать во внимание все эти факторы и делать массаж правильно, располагая к себе ребенка

    Очень хорошо помогает обстановка. Расставленные игрушки по возрасту помогут отвлечься и поднимут настроение. В процессе мероприятия нужно создать теплую психологическую атмосферу. С этой целью нужно говорить и играть с малышом.

    Сегодня представлено множество медицинских видов и техник массажа, которые используют в разных ситуациях. Чем лучше специалист обучен, тем лучше он владеет техниками и сможет подобрать эффективный метод.

    Независимо от используемой манипуляции, цель заключается в том, чтобы достичь максимального расслабления мышц. В этом поможет специальная техника с применением гимнастики, которая помогает расслабиться.

    Прекрасно справляется с этой задачей точечный массаж. Работа с воротниковой зоной способствует расслаблению мимики и предотвращает появление речевых нарушений.

    Методика должна обязательно подразумевать разработку суставов, конкретных частей тела, стимуляцию определенных зон. В целом, разные курсы в комплексе положительно влияют на организм, стимулируют кровоснабжение, способствуют укреплению ослабленной мускулатуры, возобновляют координацию.

    Какое лечение при дцп у ребёнка могут проводить родители самостоятельно?

    Из самостоятельных действий мы видим из практики, что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин, озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.

    Возможно ли вылечить ДЦП у ребенка массажем?

    Практика показывает, что массаж со всеми “добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме. Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.

    Возраст ребенка в реабилитации играет важную роль, пока ребенок маленький, у него могут быть проблемы с мотивацией, из-за того, что он много раз пробует какое-то движение сделать, но ничего не получается. Чем старше малыш, тем более осознанной становится борьба с недугом за право самому двигаться, пусть и неуклюже, но самому. Вот для этого нужно поддерживать организм ребенка в состоянии готовности мышц и суставов к движению.

    Специалисты нашего центра проводят массаж для детей с ДЦП на дому в Москве, если вы хотите подобрать своему малышу квалифицированного и опытного массажиста, звоните +79266057470.

    Способы лечения детского церебрального паралича

    В начало
    На начальных этапах лечения, после уточнения диагноза и формы ДЦП, ведущее значение имеют медицинские методики, комплексный подход к терапии, применение современных лекарственных средств. Такой мультидисциплинарный подход с участием узких медицинских специалистов — невролога, ортопеда, педиатра, физиотерапевта, массажиста, дефектолога, логопеда возможен в условиях специализированного стационара или санатория.

    Среди используемых направлений хорошо зарекомендовали себя следующие:

    1. физиотерапевтические методики: бальнео-, свето-, магнито-, гало- и рефлексотерапия;

    2. комплексное медикаментозное лечение (ноотропные, нейрометаболические, сосудистые, витаминные и другие лекарственные средства);

    3. ортопедическая коррекция;

    4. разные виды массажа, который проводится медицинским массажистом по строгим показаниям лечащего врача;

    5. лечебная физкультура (ЛФК);

    6. динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК);

    7. транскраниальная поляризация (ТКМП);

    8. иппотерапия (в лечении участвуют специально обученные лошади);

    9. диетотерапия и другие санаторно-курортные и реабилитационные методики.

    Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.

    Основные правила при проведении массажа

    1. Все приёмы разных видов массажа надо использовать избирательно, с учётом особенностей заболевания и общего состояния здоровья ребёнка.

    2. Медикаменты и тепловые процедуры использовать до сеанса.

    3. Если у ребёнка повышенная чувствительность кожи, то для расслабления мышц рекомендуется провести сегментарный массаж.

    4. Положение пациента должно быть таким при котором максимально расслаблены мышцы.

    5. Сеанс любого вида массажа желательно закончить выполнением нескольких упражнений, помогающих закрепить положительный результат.

    6. Общий и сегментарный массаж лучше проводить до занятий, а точечный и линейный в сочетании со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий.

    Классический массаж при детском церебральном параличе

    В начало
    Основная задача массажиста при работе с такими пациентами — расслабить напряжённые мышцы и тонизировать расслабленные, тем самым можно существенно уменьшить порочные позы ребёнка.

    Приёмы общего массажа для расслабления мышц.

    1. Поверхностное непрерывное поглаживание. Движения массажиста должны быть лёгкими, плавными и медленными — поглаживая кожу не смещать её относительно нижележащих тканей.

    2. Валяние, удобно применять на больших мышечных группах, которые во время процедуры должны быть максимально расслаблены, с хорошей опорой для всего тела. Массажист берёт мышцу и переваливает её из руки в руку.

    3. Катание, удобно применять на мышцах конечностей (тазобедренный и плечевой суставы). При этом лежащую на опоре конечность прижимают и слегка «катают» от себя и к себе, как скалку на тесте.

    Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.

    1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание.

    2. Растирание выполняемое одним или несколькими пальцами; гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные движения выполняются тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев с опорой на большой палец; углубленное растирание с давлением другой кистью на производящую массаж. Эти приёмы лучше использовать на крупных мышцах — спина, бедро, ягодицы.

    3. Поколачивание, пощипывание.

    Сегментарный массаж при ДЦП

    В начало
    Данный вид массажа используется для воздействия на мышцы плечевого или тазового пояса, рук и ног. Используются стандартные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, и специальные — сверление и пиление.

    Для расслабления напряжённых мышц удобно использовать лёгкую вибрацию и сверление. При этом массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику. Специалист действует II и IV или I пальцами. Передвижение рук происходит снизу вверх от сегмента к сегменту до шейного отдела.

    Выполняя приём ладонью производятся качательные и толчкообразные движения с перемещением не только кожи, но и мышечной ткани. После сегментарного массажа хорошо выполнить массаж отдельных частей тела (лопаточное область, область таза, конечности).

    Массаж мышц спины начинается с сегментарного массажа снизу вверх с применением сверления, пунктуации между остистыми отростками и пиления. Затем переходят к окололопаточной области, сначала по наружному краю лопатки, затем в области нижнего её угла и вдоль внутреннего края до надплечья. После этого производится растирание по верхнему краю трапециевидной мышцы до затылка, затем переходят на надостные и подостные области лопатки. Сеанс заканчивается прямой лёгкой вибрацией спины.

    Читайте так же  Воспаление глаза: методики лечения и причины болезни, последствия заболевания

    Такой массаж обычно используется при дефектах осанки, начальной степени сколиоза, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевого сустава.

    После сегментарного массажа в большинстве случаев используется точечный массаж и другие виды рефлексотерапии, а также физические упражнения для закрепления положительного результата.

    Точечный массаж при ДЦП

    В начало
    Массаж при детском церебральном параличе надо начинать в самом раннем возрасте, так как со временем нарушения в работе мышц только усиливаются, всё больше появляется порочных и не естественных поз. Патология в работе мышц у разных детей наблюдается в самых разных вариациях и для эффективного положительного влияния на организм нужен строго индивидуальный подход при воздействии на скелетную мускулатуру. Точечный массаж как раз позволяет очень избирательно и аккуратно влиять на состояние мышечной системы ребёнка.

    Большинство используемых точек расположены в области сухожилий, то есть в местах наиболее снабжённых рецепторными связями и в местах разветвления нервов.

    На изображении:

    расположение точек для массажа относительно скелетных мышц. А — расположение точек на передней и наружной поверхности ноги; Б — туловище спереди и сзади; В — задняя и внутренняя поверхности ноги; Г — руки.

    Обычно в местах расположения точек, при ощупывании пальцем, чувствуется углубление, а при продолжительном воздействии (например во время массажа) возникают ощущения: ломоты, онемения, покалывания, терпимой боли, жжения. Появление такой реакции может служить подтверждением что точка найдена правильно.

    В классической китайской литературе не указаны правила применении точечного массажа при детском церебральном параличе, поэтому задача массажиста во время сеанса, не столько влиять и думать о движении энергии по меридианам сколько стараться нормализовать тонус скелетной мускулатуры. Для этого с помощью массажа надо снизить тонус у напряжённых мышц и увеличить силу у расслабленных.

    Массажист работающий с детьми должен знать особенности двигательных нарушений при детском церебральном параличе. Старших детей важно научить фиксировать в сознании ощущения правильно работающих мышц — расслабления или наоборот проявления их функций. Это необходимо для того, чтобы постепенно добиться самостоятельного воспроизведения этого ощущения больным, а следовательно, добиться желаемого результата — произвольного самостоятельного расслабления или напряжения мышц.

    У многих детей с ДЦП наблюдаются неестественные позы и расположение конечностей. При наличии нестойких порочных положений конечностей рекомендуется фиксировать стопы кисти и пальцы в среднем положении при помощи туторов и лонгет. Для укладки больного необходимо иметь набор мешочков, валиков и подушек разной величины и плотности.

    Точечный массаж станет более эффективен если перед ним выполнить короткий сеанс сегментарного или общего массажа, тепловую процедуру (ванна с водой температуры 38°С). Одновременно в ванной можно провести и сеанс массажа.

    Существует 2 самых распространённых метода воздействия на точки, они отличаются между собой интенсивностью, характером и длительностью раздражения.

    Тормозной метод

    — медленное вращательное движение подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления и задержкой на максимальной глубине с максимальным давлением и постепенным уменьшением давления, палец при этом от кожи не отрывается. Обычно приём повторяется 3 — 4 раза на каждой из выбранных точек. Длительность воздействия на каждую точку 2 — 4 минуты. С помощью этого метода точечного массажа расслабляют мышцы, если расслабление не получается, надо искать другую точку. Наступившее расслабление мышц ощущается пальцем и видно по изменению положения туловища или конечностей.

    Возбуждающий метод

    — короткое и сильное надавливание в сочетании с прерывистым, глубоким растиранием (штрихованием) и резким отниманием пальца после каждого приёма. Этот приём может выглядеть как прерывистая вибрация. Для увеличения силы мышц и их сокращения рекомендуется использовать 2 — 3 точки, воздействуя на них в течение 2 — 4 минут. Успешное применение возбуждающего метода вызывает рефлекторное сокращение мышц или движение, что важно для развития ослабленных мышц.

    Особенности использование точечного массажа у больных раннего возрасте (до 1 года)

    В начало
    Массаж относится к восстановительной терапии которая наиболее эффективна в самом раннем возрасте, к тому же у больных уже с рождения закладываются неправильный стереотип движений. Лечение в этом возрасте должно чётко учитывать этапы развития двигательной активности (рефлексов) здорового младенца.

    Основа информации взята из работы К. А. Семёновой «Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе» (М., 1976).

    У этой методики есть 2 основных правила:

    1. сеанс массажа выглядит как многократная, по возможности одновременная и двусторонняя стимуляция мышц в ряде точек. Благодаря такому подходу возникает синергичное сокращение мышц и движение, даже без сознательного участия ребёнка, что способствует закреплению правильных движений и поз.

    2. точечный массаж обязательно сочетать с приёмами общего классического массажа, который создаёт благоприятный фон для дальнейшего воздействия, а также применять соответствующие физические упражнения или необходимые положения тела ребёнка.

    Точечный массаж при отсутствии установочного лабиринтного рефлекса (ребёнок не поднимает голову лёжа на спине и животе)

    На изображении:

    1 — массаж для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса, 2 — тот же массажный приём только с использованием мяча.

    В этом случае рекомендуется выполнять массаж по линиям слева и справа от позвоночника (небольшой бугорок мышц тянущихся вдоль всего позвоночника) на уровне II — VII шейных и I — IV грудных позвонков, помогая ребёнку поднимать голову. Для облегчения этого движения под грудь подкладывают валик.

    Если эффекта от описанного приёма нет, то ребёнка укладывают грудью и животом на большой мяч, выполняют несколько качательных движений, а затем выполняют описанный точечный массаж. При наличии стойкого кифоза в поясничном отделе позвоночника, необходимо выполнить точечный массаж по тем же линиям, но уже на уровне от XII грудного до V поясничного позвонка, а потом на уровне от VIII грудного до IV поясничного позвонка.

    Успешное освоение этого рефлекса зависит от развитых мышц живота, для этого стимулирующим методом массируем точки 51, 52, 53 и приёмом штрихованием (классический европейский массаж) воздействуем по ходу косых мышц живота. Нормально развитые мышцы живота необходимы для освоения вертикального положения тела и полноценного дыхания.

    Точечный массаж при отсутствии своевременного появления рефлекса Ландау

    В начало
    Рефлекс Ландау — это способность ребёнка с опорой на живот удерживать туловище, голову и ноги горизонтально, обычно он формируется к 5 — 6 месяцам.

    Если такой рефлекс не формируется вовремя, то точечный массаж надо использовать как средство стимуляции (увеличения силы) мышц которые отвечают за это действие. Данный навык надо формировать только после успешного освоения лабиринтного установочного рефлекса. Тренировка по формированию данной способности состоит из 2 частей, в соответствии с фазами рефлекса Ландау.

    Первая фаза

    — разгибание шеи, рук и верхней половины туловища. Для освоения данного движения, ребёнка укладывают на большой мяч лицом вниз и производят точечную стимуляцию мышц тянущихся слева и справа от позвоночника на уровне шейного, грудного отдела и первых 3 поясничных позвонков. Мяч надо немного покачивать и выполнять упражнение перед зеркалом или установив перед глазами, чуть выше головы ребёнка, интересную игрушку, для того чтобы появилось желание выгибать туловище. Рекомендуется выполнить 3 — 4 повторения продолжительностью 30 — 90 секунд.

    Вторая фаза

    — удерживание выпрямленных ног. Перед выполнением движения надо стимулировать разгибание в тазобедренном суставе и улучшить функцию больших ягодичных мышц. Для этого производится глубокий массаж этих мышц и одновременно расслабление приводящих мышц в точке 47. Тренировка разгибания производится при помощи штрихования ягодичных мышц и стимуляции в точках 45, 70, 48, 43.

    Для закрепления и контроля 1 фазы рефлекса Ландау ребёнка укладывают на край опоры (стол), чтобы голова и верхняя часть туловища была вне опоры, ноги при этом надо фиксировать. Для закрепления 2 фазы наоборот ноги располагают вне опоры, а фиксируют туловище.

    Особенности применения точечного массажа у детей старше 4 лет

    В начало
    Проводя сеанс массажа ребёнку старше 4 лет специалист должен учитывать 3 особенности:

    1. в этом возрасте дети уже хорошо чувствуют и понимают состояние мышц и суставов;

    2. надо учить пациента самостоятельному воспроизведению возникающих во время массажа ощущений расслабленности или наоборот сокращения мышц.

    3. в этом возрасте прочнее формируются порочные позы и движения, поэтому требуется более точная диагностика и строго индивидуальный подход при планировании сеанса массажа.

    В этом возрасте сеанс массажа можно условно разделить на 4 способа воздействия:

    1. местное

    — на отдельные мышцы (при диагностики двигательных нарушений и при избирательных приёмах воздействия на мышцы);

    2. зональное

    — применяется когда надо воздействовать на определённую зону, например область сустава (колено, локоть и так далее);

    3. системное

    — необходимо для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических проявлений;

    4. сегментарное

    — применяется самостоятельно или в сочетании с приёмами классического сегментарного массажа для воздействия на сегменты позвоночника влияющие на мышцы определённой части тела (руки, ноги, туловище и так далее).

    Планируя сеанс надо определиться с 3 основными характеристиками массажа: способ воздействия (местное, зональное, системное или сегментарное), определения набора точек и метод воздействия (тормозной или возбуждающий).

    Выполняя точечный массаж ребёнку старше 4 лет специалист должен преследовать 2 главные цели:

    1. диагностика состояния скелетной мускулатуры и суставов;

    2. нормализация двигательной активности.

    Рассмотрим на примере диагностическое использование точечного массажа.

    Использование точечного массажа для диагностики больного с гемипарезом порочного положения руки

    В начало
    Цель — выяснить подвижность в суставах, наличие или отсутствие контрактур, а также различного рода содружественные приспособления и замещения возникшие под действием патологической синергии или других влияний. В конечном итоге надо определить ключевое звено в образовании порочного положения руки.

    При помощи точечного массажа надо последовательно вызвать расслабление мышц, начиная с плечевого пояса и плечевого сустава. Применяется тормозной метод в точках 50 на большой грудной мышце, 56 — на предплечье, 57 — у подмышечной впадине на мышцах лопатки, 58 — на дельтовидной мышце. Массировать точки надо в той последовательности которая указана. Иногда после воздействия на точки 50 и 56 плечо становится в среднее положение, тогда остальные точки можно игнорировать.

    Если после этого сохранилось порочное положение предплечья, кисти и пальцев, то надо использовать точечный массаж (тормозной метод) для облегчения разгибания и супинации предплечья в точках 22а — на трёхглавой мышце плеча, 16 — на сгибателях кисти и пальцев, 65 — на ладонной поверхности в области сгибателей кисти. В точках 65 и 16 применяется тормозной метод, а в точке 22а — возбуждающий.

    Если после этого ещё остались сгибание кисти и пальцев и ограничена супинация предплечья, то соответственно воздействуют на точки, облегчающие супинацию предплечья и разгибание кисти и пальцев. В точка 67 (с двух сторон) проводится массаж тормозным методом. На разгибателях кисти и пальцев в точках 5, 6 и 9 воздействие производится последовательно стимулирующим методом. При этом выясняется роль сгибателей кисти и пальцев и мышц, приводящих кисть и большой палец, а также состояние разгибателей. Для стимуляции отведения большого пальца может быть предварительно применён массаж тормозным методом в точке 66 с обеих сторон.

    В этом примере воздействие на мышцы плечевого пояса, плечевого и локтевого сустава дало положительный эффект с установкой конечности в среднее положение. Но при этом сохранилось порочное положение кисти и пальцев. Такая стойкость этой фиксации определяет её как ведущее звено порочного положения. Но остаётся ещё выяснить, что лежит в основе его формирования: гипертонус сгибателе кисти и пальцев или повышенный тонус квадратного пронатора и их сочетание. В результате воздействия на эту ведущую группу мышц, при отсутствии стойких контрактур, кисть и пальцы будут выведены в среднее положение так же, как вся рука.

    Часто бывают более лёгкие поражение, в которых ведущее порочное звено определяется воздействием на одну мышцу или сустав.

    Как видно из примера с помощью точечного массажа можно определить первопричину порочной позы конечностей, такая информация помогает для формирования плана дальнейшего лечения.

    Основной принцип использование точечного массажа для лечения детского церебрального паралича заключается в том, что нет единого рецепта для всех больных, даже при сходных особенностях заболевания, с одним и тем же диагнозом. К каждому пациенту надо относиться строго персонально, внимательно наблюдая за его реакцией на массажные процедуры.

    Второе правило которое надо учитывать заключается в том, что точечный массаж является одним из компонентов лечения детей и его надо использовать в сочетании с физическими упражнениями, укладками и фиксациями.

    Массаж поможет в решении вот этих проблем:

    1. задержка влияния ранних тонических рефлексов;

    2. нормализация подвижности суставов;

    3. нормализация дыхания.

    Детский церебральный паралич, безусловно, тяжелый диагноз. Судьба ребенка зависит от активности и знаний родителей в этой области, от своевременности оказанной квалифицированной медицинской помощи. Огромное значение имеет взаимодействие врача и родителей. Реабилитация ребенка с ДЦП — нелегкий процесс, требующий значительных финансовых затрат и огромных эмоциональных усилий.

    Тем не менее, в современный условиях, когда общаться и получать образование можно заочно или дистанционно, многие дети и подростки с таким диагнозом (особенно с легкими формами ДЦП) могут быть полноценными участниками школьных и ВУЗовских сообществ (и даже бывают интеллектуальными лидерами). Сегодня много профессий, которые связаны с интернет-сферой и не требуют присутствия в офисе, на рабочем месте — это позволяет полноценно работать и реализовать себя профессионально. Но, повторимся, такой результат возможен только при участии медицинских специалистов и своевременном применении эффективных методик восстановления.

    Дополнительные статьи с полезной информацией

    Массаж глаз и области вокруг глаз
    Массаж области вокруг глаз принесёт пользу взрослым и детям. Подрастающему поколению такой массаж позволит резко уменьшить вероятность развития близорукости и других нарушений зрения, а также поможет в лечение уже появившихся проблем со зрением. Взрослым он будет особенно актуален для тех, кто активно работает за компьютером или с бумажной документацией. Читать далее…

    Техника движений в классическом детском массаже до 1 года

    Оздоровительный детский массаж является очень полезным подспорьер в формировании здорового организма, к тому же технику движений может освоить практически любой взрослый и проводя регулярно процедуры доставлять удовольствие и пользу себе и ребёнку. Читать далее…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *