Характеристики и факторы креативности

    24dc136a86b9bae30de7ff0088698e55

    Творчество

    Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

    На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами.

    Креативность с точки зрения психологии

    В связи с проблемой соотношения креативности и интеллекта психологами было проведено множество исследований. Так Ганс Айзенк считает, что креативность это компонент общей умственной одаренности.

    Креативность, как основная часть одаренности, определяется как высокий уровень развития каких-либо способностей. Изучением креативности занимаются многие отечественные и зарубежные ученые-психологи. Так, Л. Терстоун, обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности темперамента. Дж. Гилфорд в основе своей концепции креативности определил принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивиргенцией. Он считал операцию дивиргентности основой креативности, которую объяснял как тип мышления, идущего в различных направлениях и выделил параметры креативности:

    • способность к обнаружению и постановке проблем;
    • способность к генерированию идей;
    • способность к продуцированию идей (гибкость);
    • способность нестандартно отвечать на раздражители (оригинальность);
    • способность к усовершенствованию путем добавления деталей;
    • способность решать проблемы (способность к анализу и синтезу).

    По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

    Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

    Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

    • вербальную креативность
    • образную креативность
    • отдельные креативные способности: беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
    • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.

    Понятие креативности

    Определение 1
    Креативность – это творческие способности человека, которые характеризуются готовностью к генерированию принципиально новых идей и решений, входящих в структуру одаренности в качестве самостоятельного и независимого фактора.

    Одним из видных психологов, занимавшихся исследованием креативности, является П. Торренс, который считал, что в нее входит повышенная чувствительность к проблемам, к противоречиям и дефициту знаний, действий в ходе определенных ситуаций, выдвижению гипотез и поиску решения на их основании, формулирование полученного итогового результата.

    В настоящее время разработано и активно используется большое количество психологических тестов и опросников, направленных на выявление уровня креативности и дивергентного мышления у личности.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Психологические особенности креативности личности 460 руб.
    • Реферат Психологические особенности креативности личности 230 руб.
    • Контрольная работа Психологические особенности креативности личности 230 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 1

    С целью развития креативности используются различные специально смоделированные ситуации, которые имеют определенную незавершенность или открытость. То есть, данные ситуации побуждают человека интегрировать новые элементы, осуществлять поиск путей решения не используя шаблоны и стереотипы.

    Наиболее восприимчивым возрастом к развитию креативности является возраст 3-5 лет, в этот период дети активно осваивают новые действия, которые они пробуют использовать в практической деятельности не только по назначению. К 6-ти годам эта активность идет на спад. Спад творческих проявлений к возрасту 6-ти лет обусловлено активизацией интеллектуальной деятельности вследствие уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств рассудочности и критичности в сознании ребенка дошкольного возраста.

    Условия развития креативности:

    1. Наличие соответствующей развивающей окружающей среды, ее предметно-информационная насыщенность.
    2. Наличие у ребенка образцов креативного поведения.
    3. Наличие определенного (оптимального) уровня социализации, которые способствует овладению ребенком необходимых навыков коммуникации.
    4. Минимизация поведенческих шаблонов и стереотипов.

    — — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

    Процесс формирования креативности в онтогенезе является личностной характеристикой, которая первоначально проявляется на мотивационно-личностном уровне, а затем и на поведенческом (продуктивном).

    Таким образом, креативность рассматривается как противоположность обыденности, предполагающая генерирование нестандартных решений и подходов. Ряд исследователей считают, что уровень креативности определяет силу человеческого ума, его направленность на создание нового и необычного.

    Читайте так же  Белладонна – лечебные свойства и применение в народной медицине

    Критерии креативности

    Критерии креативности:

    • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
    • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
    • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность
    • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
    • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое
    • увлеченность, интерес к содержанию деятельности
    • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

    По Торренсу

    • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
    • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
    • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
    • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
    • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
    • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

    Характеристики и факторы креативности

    Чтобы развивать свое творческое мышление, важно понимать, какие существуют факторы развития креативности. Ведь креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. В этой статье написано, как оценить творческие способности человека, а также будут выделены ключевые характеристики и факторы творчества (креативности).

    Чтобы получить практические методы оценки и прокачки творческих способностей, приходите на онлайн-программу «ТРИЗ на практике». Эта программа поможет научиться решать нестандартные задачи не только в повседневной жизни, но и в других различных областях: от науки и образования до искусства и бизнеса.

    Самыми распространенными свойствами творческого мышления, являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

    Джой Пол Гилфорд (1897 -1987)— американский психолог, профессор нескольких университетов США. Джой Пол Гилфорд исследовал различные стороны человеческого интеллекта (память, мышление, внимание, творчество и темперамент). Он также является основателем модели структуры интеллекта. О проблеме развития и оценки человеческой креативности, можно прочитать в его книге: «Intelligence, creativity, and their educational implications», написанной еще в 1968г.

    В 1968 году Джоем Полом Гилфордом были выделены четыре основных характеристики креативности:

    1. Продуктивность, беглость или производительность (fluency) —фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом созданных новых идей и предметов в единицу времени. Чем выше творческая продуктивность человека, тем больше новых идей он готов создавать. Развивается креативная беглость в основном с опытом: хорошим знанием алгоритмов генерирования новых идей, а также практикой применения этих алгоритмов. Основатель теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер говорил, что многие изобретатели постепенно приобретают навык продуктивности творческого процесса и способны быстро предлагать новые решения.
    2. Гибкость (flexibility)— этот фактор характеризует способность предлагать творческие решения, основанные на разных алгоритмах или из разных областей знаний. У человека может быть высокая творческая производительность, однако все его идеи могут быть однородными. Поэтому гибкость мышления является важнейшим свойством креативности. Одним из факторов развития гибкости творческого мышления является умение применять различные фреймы и модели восприятия.
    3. Оригинальность (originality)— фактор характеризует своеобразие креативного мышления, необычность подхода к решению творческих задач и определяется количеством редких креативных решений и оригинальностью структуры ответа. Для развития оригинальности творческого мышления важно не только знать алгоритмы разрыва шаблона, фрейминга, но и обладать личностными качествами, которые выделяют вас среди остальных людей. Ведь оригинальность характеризуется непохожестью на других, и поэтому не является свойством себе, а зависима от внешней среды. По сути, оригинальность креативного мышления не является ключевой характеристикой творческого процесса, но эта характеристика показывает насколько мышление человека способно давать неординарные ответы.
    4. Сложность (elaboration)— определяется детализированностью образов творческого мышления, разработанностью предлагаемых идей. Творческий процесс для многих людей характеризуется достаточно поверхностным мышлением. Однако иногда важно, чтобы креативность человека была логичной, обоснованной. Например, изобретатель должен создавать новые продукты с продуманным механизмом работы, которые выполняют определенную поставленную цель. А инновационный предприниматель должен предлагать рентабельные бизнес-идеи, на которые есть спрос. Свойство сложности креативного мышления направлено на понимание жизнеспособности идей и профессионализма творческого человека.

    На основе этих четырех свойств креативности было создано множество тестов, проверяющих качество творческой деятельности человека. Основоположником этих тестов также является Джой Пол Гилфорд.

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Развитие креативности: подборка полезных материалов
    • Приемы развития креативности
    • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
    • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
    • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
    • Модель структуры интеллекта по Гилфорду
    • Смертные грехи креативности
    • Дайджест по развитию креативности
    • Изобретательство: подборка полезных материалов
    • Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

    Ключевые слова:1ТРИЗ

    Творчество предполагает увлеченность самим предметом

    Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В таком случае, если выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель, деятельность не приостанавливается. По мнению Д.Б. Богоявленской, развитие деятельности по инициативе личности есть творчество. В.Н. Дружинин считает, что творчество как активность личности заключается в возможности выхода за пределы заданного. Он полагает, что креативность является свойством, которое прояввляется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

    • отсутствие образца регламентированного поведения;
    • наличие позитивного образца творческого поведения;
    • создание условий для подражания творческому поведению;
    • социальное подкрепление творческого поведения
    Читайте так же  Лазерная коррекция зрения в Минске. Готовьте минимум 1000 рублей

    Функция творчества – отражать не только мысли и устремления, но и стадию развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе. Оно дает возможность понять определенный период развития общества, его дух и противоречия. Общество отбирает и сохраняет только те творения, которые наиболее полно отражают определенную стадию его развития, показывая важность творчества для следующих поколений.

    О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление

    Какие факторы, влияющие на креативность, существуют? Можно выделить ряд моментов, оказывающих воздействие на развитие творческого начала в детские и взрослые годы, а также фундаментальные качества личности.

    В период детства и раннего юношества на формирование способности к творчеству влияют такие моменты:

    • Особенности склада личности

    Наибольшим врожденным потенциалом к творческой активности обладают представители меланхоличного типа. После них идут холерики. Далее флегматики и сангвиники. Разумеется, это не значит, что одни лучше других. Речь идет о сенситивности (восприимчивости), способности эмоционально или интеллектуально оценивать ту или иную ситуацию, модель. В зависимости от темперамента — исследование и постановка задачи, методы достижения конечной цели будут различаться. Холерики и меланхолики ввиду особенностей нервной деятельности, основываются, в первую очередь, на эмоциональном компоненте, прочие — на умственном. Преимущественно.

    • Воспитательные методы родителей

    Воспитание с достаточным балансом контроля и свободы действий является оптимальным методом. Блокирование самостоятельности, подавление воли ребенка сказывается негативным образом, в том числе и на способностях к творчеству. Избыточная воля, когда ребенок предоставлен сам себе сказывается идентично, потому, как у молодого человека отсутствует понимание рамок дозволенного и он не представляет каким путем хочет двигаться.

    • Наличие увлечений

    Увлечения — это те сферы активности, которые интересны ребенку. В этот момент речь не идет о выборе средств профессиональной реализации. Главный компонент заключается именно в интересе, готовности самостоятельно, целенаправленно работать в части достижения результатов в выбранной области.

    Это может быть как художественная деятельность, музыка, так и решение задач, анализ ситуация (например, исторических) с дальнейшим анализом и глубокими заключениями и прочее. Подобный подход сам по себе является отличным средством развития необходимого качества. Далее остается только держать нужный темп и поддерживать ум в тонусе, поскольку креативность, как и прочие характеристики, без систематической тренировки начинает ослабевать. Подобно мышце без достаточной физической нагрузки. Но, продолжая аналогию, совсем не обязательно перетруждаться. Достаточно использовать приобретенные умения каждый день на практике. По мере развития, этот навык органично входит в жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Становится новым образом мышления.

    • Состояние здоровья

    Как ни странно, этот фактор играет огромную роль. В первую очередь речь идет о состоянии церебральных структур. Нормальная работа головного мозга требуется для оптимальной мыслительной деятельности. Травмы, врожденные нарушения, генетические дефекты, прочие расстройства резко снижают или ставят крест на способностях человека. Порой даже базовых интеллектуальных возможностях, не говоря о чем-то большем.

    С течением времени паттерны (модели) мышления, эмоционально-волевые реакции закрепляются и входят в жизнь человека. При неправильной модели возникают проблемы с постановкой и достижением целей. Приходится переучиваться, устраняя вредные привычки и прививая новые.

    У взрослых людей на развитие креативности влияет несколько иная группа факторов:

    • Профессиональная деятельность. Кем работает человек и на какой должности, какие задачи ему приходится решать ежедневно, насколько задействован его мозг. Во многих случаях работа не предполагает какого-либо развития, часто даже и удовлетворения от процесса. Это тормозит развитие способностей, а то и вовсе ставит крест на них.
    • Функционирование вне профессиональной активности. То, чем человек занят в свое свободное время. В отсутствии достаточной умственной нагрузки, как правило, способности к творческой активности существенно снижаются или затухают, пока не станут актуальными и человек вновь не начнет их самостоятельно развивать.
    • Увлечения. Хобби, интересы.
    • Образ жизни в целом.

    У взрослых интенсивность мыслительных процессов несколько ниже, чем у детей. Потому развитие может идти медленнее, хотя и не всегда.

    Фундаментальные моменты касаются всех лиц вообще, безотносительно возраста и прочих характеристик. Среди таковых:

    • Интеллектуальный компонент

    Креативность — это способность к творчеству. Потому интеллектуальная составляющая играет одну из ключевых ролей. Сюда входит группа важных моментов. Если говорить конкретнее: скорость мышления, гибкость ума, способность переключаться между задачами, возможность выполнять сразу несколько задач (мультизадачность), память, способность к анализу, синтезу, также прочие возможные характеристики. От качества мыслительной деятельности зависит скорость достижения результата.

    • Эмоциональная составляющая

    Эмоциональный компонент играет не меньшую роль. В него входят позитивный настрой, готовность трудиться ради самого процесса, даже если результат будет достигнут не с первого раза. Также способность переносить неудачи без пессимистичного воззрения на ситуацию, эмпатия, способность понимать чувства других и собственные эмоциональные порывы, четко их классифицировать, описывать словами и выражать. Это важный момент.

    • Волевой компонент

    Воля определяется, как способность самостоятельно ставить цели и двигаться к их достижению, невзирая на возможные трудности. Включает в себя несколько важных подпунктов: уверенность в себе, настойчивость в достижении конечного результата, самостоятельность и инициативность. Эти качества складываются в единую картину и могут в определенной степени компенсировать недостаток прочих аспектов. Поскольку упорный труд дает результаты практически всегда, при правильном приложении усилий это неминуемо.

    Читайте так же  Витрум — витамины для глаз: инструкция по применению, аналоги и состав препарата

    Составляющие креативности присутствуют у всех, так или иначе. У кого-то в большей мере, у кого-то в меньшей, что лишний раз доказывает, что креативность присутствует у каждого. Это не удел великих, а всего лишь вопрос трудолюбия и кое-каких случайных «подарков судьбы» вроде наследственной склонности мыслить так, а не иначе, чувствовать тоньше других и прочее. Вопрос в выраженности. В любом случае, есть реальная возможность развития навыка творческого мышления. Все зависит от упорства и готовности работать для получения результатов.

    Важность творчества в декоративно-прикладном искусстве

    Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность является важнейшей особенностью, отличающей человека от других живых существ. Интеллект (как способность решать актуальные проблемы в уме без поведенческих проб) присущ не только человеку. Однако только человек создал «культуру» (музыка, книги, нормы поведения и др.). Человек, изобретая, творит. «Творчество как способ социального поведения изобретено человеком для реализации идей – плодов человеческого активного воображения». Творчество всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Несомненна важность творчества и в декоративно-прикладном искусстве, так как создание бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами необходимо для развивающегося в культурном плане общества.

    Параметры креативности

    Характеристики и факторы креативности

    Из всех на данный момент известных, чаще всего выделяют 7 интеллектуальных способностей, максимально широко описывающих креативность. Каждую из них можно использовать в процессе решения возникающих перед вами задач буквально любого характера, происхождения и назначения. От маркетинга и менеджмента до рекрутинга и финансового управления. Нестандартный подход к решению стандартных задач позволяет генерировать уникальные и оригинальные идеи, которые зачастую помогают сэкономить время, деньги и усилия, затрачиваемые на поиски оптимального для данной ситуации решения.

    • Семантическая гибкость. Способность обнаруживать новые свойства объектов и предлагать новые способы их использования.
    • Образная адаптивная гибкость. Способность изменять точку зрения на объект таким образом, чтобы увидеть в нем возможность нестандартного применения.
    • Семантическая спонтанная гибкость. Способность генерировать идеи в непредсказуемой обстановке и в условиях быстрой смены возникающих задач.
    • Оригинальность. Способность генерировать идеи на уровне ассоциаций, как применительно к обстановке, так и применительно к объекту задачи.
    • Любознательность. Чувствительность к проблемам, задачам, ситуациям и обстоятельствам, возникающим в привычной повседневной жизни.
    • Иррелевантность. Способность генерировать гипотезы и допущения, на основе логической независимости реакции от стимула.
    • Фантастичность. Способность генерировать максимально оторванные от реальности идеи, при этом сохраняя логическую связь стимула и реакции.

    Все эти способности обычно объединяют под обобщающим названием дивергентного мышления, которое активизируется в тот момент, когда задача уже поставлена, но окончательно еще не сформулирована и когда известно, что единственно верного способа решения, как и ответа не существует. То есть дивергентное мышление подключается в тот момент, когда нужно любыми средствами придумать идею или решение для задачи, которая ранее в практике не возникала и где фактически любой ответ или решение может оказаться правильным.

    Гипотезы происхождения креативности

    Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

    По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад.

    Литература

    • Torrance E. P. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
    • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
    • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
    • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.
    • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
    • Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
    • Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей. – М.: «ИП РАН», 1997.
    • Дружинин В.Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) – СПб.; Питер,2007.
    • Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
    • Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
    • Станислав Райх «Психодиагностика креативности (обзорная статья)» Киев. 2011 — 6 с.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *