Головная боль у детей

    5ce91672946861219c92fe5cc3eb9631

    Головные боли напряжения у детей

    Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

    Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

    Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

    И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

    И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

    Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

    Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

    И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

    Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

    Читайте так же  Мазь глазная Флоксал: инструкция по применению, офлоксацин 3 мг

    Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

    Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

    И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

    Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

    И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

    Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

    Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

    Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

    Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

    Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

    Читайте так же  Глазная клиника ижевск ленина 101 ижевск

    Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

    При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

    Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

    Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

    Причины головной боли у ребенка

    Здоровый ребенок – счастье и гордость для родителей. Вся семья с умилением смотрит на подрастающее чудо. Много радостных событий: первая улыбка, первый зубок, первый шажок…. Первый подъем температуры, первый ушиб, первая царапина… Победы и огорчения, смех и слезы зачастую идут бок о бок.

    Головная боль у детей

    Головная боль (цефалгия) – одна из самых частых жалоб при обращении к врачу не только у взрослых, но и в педиатрии. Если у дошкольников они встречаются не так часто, то к 12-15 годам более половины детей и подростков периодически испытывают головные боли. В некоторых случаях родители вспоминают, что еще задолго до начала посещения детского сада ребенок периодически становился беспокойным и брался руками за голову.

    Когда ребенок или подросток начинает жаловаться на цефалгии, реакция со стороны родителей бывает разная. Некоторые считают, что это делается для привлечения внимания, так как головная боль – чисто «взрослый» недуг, а у детей подобного просто не бывает. Другие, наоборот, по любой, даже незначительной жалобе начинают обследовать и лечить ребенка.

    Боль может быть острой и хронической. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Как правило, острая боль – это сигнал организма об опасности: травма, инфекция, воспаление. Острая боль — необходимый приспособительный сигнал, который не только информирует о тканевом повреждении, но и вызывает рефлекторные и поведенческие реакции, позволяющие свести повреждающее воздействие к минимуму. Как только прекращается действие фактора, ее вызвавшего, боль прекращается. Часто такое состояние требует неотложных мероприятий. Как правило, при правильном лечении, назначенном врачом, пропадают все симптомы болезни, а вместе с ними прекращает болеть и голова. Первым, к кому обращаются за помощью, становится участковый педиатр. Хронической является боль, продолжающаяся дольше периода заживления, как правило, ее продолжительность более 3 месяцев. При этом нет четкой связи с какой-либо причиной, либо она имеет неясный, неопределенный характер. Провоцировать новые эпизоды могут любые факторы (эмоции, нагрузка, стресс, смена погоды и т.д.). А как относиться к тому, что малыш пожаловался на боль в голове, будучи при этом совершенно здоровым? Как это воспринимать – как тревожный симптом или просто детскую выдумку?

    Читайте так же  Солкосерил мазь глазная — инструкция, цена, отзывы

    Следующей градацией головных болей является их разделение на первичные и вторичные. Первичные являются самостоятельными заболеваниями. В детском возрасте в основном это мигрень и головная боль напряжения. При вторичных – цефалгия это только один из симптомов другого заболевания. Известно более 150 заболеваний, которым сопутствуют жалобы на головную боль. Наиболее распространёнными из них являются:

    • травмы головы и/или шеи;
    • инфекционные заболевания;
    • воспаление околоносовых пазух (синуситы);
    • болезни желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит);
    • анемия;
    • стресс;
    • паразитарные заболевания;
    • аллергические реакции;
    • прием различных веществ, в том числе, лекарств, и их отмена;
    • нарушение зрения (близорукость, дальнозоркость) при недостаточной коррекции, глаукома;
    • нарушение осанки и т.д.

    Головные боли могут возникать как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные), неправильный образ жизни: когда ребенок имеет слишком мало или слишком много сна, слишком много времени проводит перед компьютером или экраном телевизора, мало активен физически, питается неправильно. После первичного осмотра пациента с жалобами на головные боли педиатр направит на необходимые консультации и обследования в зависимости от выявленных нарушений. В большинстве случаев дети с жалобами на головные боли наблюдаются и состоят на учете у невролога.

    Диагноз первичной головной боли (мигрень, головная боль напряжения) выставляется специалистом на основании характерной клинической картины и жалоб пациента. Так при мигрени беспокоят эпизоды сильной, как правило, односторонней боли (лоб, висок, половина головы). Она носит пульсирующий характер, боль сильная, сопровождается тошнотой, чаще – многократной рвотой. Раздражает свет, звуки. Ребенок старается лечь и уснуть, действует правило трех «т»: тихо, темно, таблетка. После сна, как правило, боль не беспокоит, восстанавливается двигательная активность, аппетит может быть некоторое время несколько снижен. Очень часто у кого-нибудь из членов семьи есть подобные цефалгии. К факторам, провоцирующим эпизоды мигрени, относят:

    • Стресс
    • Недосыпание или избыточный сон
    • Физическая нагрузка
    • Продукты питания (какао, шоколад, сыр, молоко, орехи, яйца, помидоры, цитрусовые, жирная пища)
    • Большие перерывы между приемами пищи
    • Яркий свет, шум, неприятные запахи
    • Вестибулярные раздражители (поездка в автомобиле, поезде, морские путешествия, полеты в самолете, качели)
    • Метеорологические факторы (изменения барометрического давления) и др.

    При наличии редких эпизодов головных болей неврологом рекомендуются средства для экстренного снятия болевого синдрома, уточняются возможные провоцирующие причины, профилактика повторных эпизодов проводится за счет нормализации режима дня и питания, проведения общеукрепляющих мероприятий. Если головные боли частые, значительно сказываются на здоровье ребенка, то назначаются курсы медикаментов для профилактического лечения. Их подбор осуществляется в зависимости от возраста пациента, частоты, выраженности и типа мигренозных пароксизмов, результатов ответа на предыдущее лечение. В детском возрасте так же встречаются так называемые «периодические синдромы детского возраста — предшественники мигрени». К ним относятся: циклические рвоты, абдоминальная мигрень, доброкачественное пароксизмальное головокружение детского возраста. Так при циклической рвоте возникают повторные приступы рвоты не меньше четырех раз за час, при абдоминальной мигрени у ребенка имеются повторные приступы болей по средней линии живота длительностью от 1 до 72 часов. Данные состояния не сопровождаются жалобами на головные боли, но в случае их выявления специалистом, указывают на возможную мигрень.

    Пациенты с головными болями напряжения (ГБН) жалуются на двусторонние цефалгии сдавливающего или сжимающего характера, без четкой локализации. Нередко боль локализуется преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной, затылочно-шейной области, по типу «обруча», «тугой шапки». Боль умеренная или легкая, нет выраженной тошноты или рвоты. Ребенок может принимать пищу, читать, смотреть телевизор, нет ухудшения состояния во время выполнения повседневной физической нагрузки. Возможна легкая тошнота, плохая переносимость или яркого света или громких звуков. ГБН беспокоят от 1 раза в месяц до практически постоянных, возникают в основном после 2-3 урока в школе, либо преимущественно во второй половине дня, нет ночных болей.

    Мигрень и ГБН не являются состоянием, угрожающим жизни, но приводят к ухудшению качества жизни ребенка: снижению памяти, внимания, успеваемости, тяжело переносятся детьми, сказываются на их настроении, поведении, учебе, профессиональной ориентации. Поэтому важно во время распознать данные заболевания, а так же проводить своевременную профилактику возникновения головных болей:

    • следует планировать день ребенка так, чтобы обязательно было время для отдыха, достаточный сон;
    • правильная организация режима учебы и отдыха;
    • рациональное питание;
    • соразмерное сочетание физических нагрузок и закаливающих процедур, заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку;
    • достаточно пребывать на свежем воздухе;
    • родителям не курить в помещении;
    • создавать благоприятную психологическую обстановку в семье, чаще общаться с ребёнком;
    • учить ребенка правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание;
    • создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз.

    В этой статье мы обсудили возможные причины возникновения головных болей у детей. Более подробно о способах лечения цефалгий – при продолжении.

    Авторы: Филипович Е.К., асс. каф. Детской неврологии БелМАПО, главный внештатный детский невролог КЗ Мингорисполкома; Лещинская Е.В., зав. педиатрическим отделением УЗ «7ГДП» г. Минска

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *