«ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    6f3cb640778dd3a8a816f7aeb69fc6e6

    Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, «договаривает», дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке — это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение — это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

    В толковом словаре

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Значение слова «гармония» там дается в нескольких вариантах. Вот некоторые из них.

    • Взаимная согласованность, соответствие в сочетании чего-нибудь. Пример: «Глядя на красоту конного строя, на грациозных лошадей и изящных всадников, можно было ощутить чувство полной гармонии».
    • Философско-эстетическое понятие, обозначающее слаженность, лад. У древних использовался термин concordia discors, что значит «согласие разногласного». Речь может идти, например, о гармонии мира, гармонии сфер. Пример: «В эстетике под гармонией подразумевается такая форма прекрасного, которая выражает упорядоченность и целостность многообразия. Она обладает согласованностью частей, а также уравновешенностью их напряженности».

    Далее будут рассмотрены другие значения слова «гармония» в русском языке.

    Современная гармония

    Современная гармония — область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга — «Лунный пьеро».

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    В музыке

    Там значение слова «гармония» выражается в следующем.

    1. Стройность звучания, его согласованность и благозвучие. Пример: «Фортепьяно с виолончелью составляют такую божественную гармонию, что ее хочется слушать вечно, возвращаясь к ней снова и снова».
    2. В теории музыки – это термин, обозначающий ее раздел, который изучает правила и способы построения аккордов и их взаимосвязи. Пример: «Из-за нового увлечения гимнастикой Юрий снова не попал в музыкальную школу, на этот раз пропустив урок гармонии».
    3. Название клавишно-пневматического музыкального инструмента, у которого имеются: клавиатура для обеих рук, расположенная на двух планках и раздвижные меха. Пример: «Когда студенты опустошили бутылки наполовину, они начали петь и играть на гармонии. Их веселье затянулось до полуночи».

    Однако на этом значения слова «гармония» не заканчиваются.

    Джазовая гармония

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония — один из самых демократичных типов.

    Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

    Вместо привычных функций — T-S-D-T — используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

    • C — до;
    • D — ре;
    • E — ми;
    • F — фа;
    • G — соль;
    • A — ля.

    Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В — не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

    • H, B — си

    Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C6 — это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E — до мажор с басом ми.

    • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
    • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
    • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
    • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
    • aug — увеличенный
    • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
    • add — добавленная ступень
    • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
    • omit — пропуск ступени
    • — , ♭- понижение ступени аккорда
    • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

    Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского — «Гамма-джаз».

    Читайте так же  Какие линзы для очков лучше выбрать — сферические, асферические, индивидуальные?

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Другие варианты

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    К ним относятся следующие.

    • Имя богини согласия, дочери Ареса и Афродиты.
    • Дочь царя Сиракуз, являвшаяся также женой Фемиста (3-2 вв. до н. э).
    • Снятый в СССР в 1977 году художественный фильм.
    • Астероид, относящийся к главному астероидному поясу.
    • Модуль космической международной станции.
    • Название масонских лож.
    • Скульптура с фонтанами в Финляндии, в городе Турку, на реке Аурайоки, ее автор Ахим Кун.

    Существует еще ряд значений слова «гармония».

    Дорогие Друзья! Мы рады приветствовать вас на сайте Региональной общественной организации «Центр психофизического совершенствования «ЕДИНЕНИЕ»!

    Центр создан в 1993 году и является социально-ориентированной некоммерческой организацией.

    Являясь членом Корпорации «Развитие и Совершенствование» , мы реализуем одно из направлений Корпорации — «Оздоровление населения», проводим оздоровительные занятия и считаем, что здоровье – это основа нормальной жизнедеятельности человека и

    что люди в любом возрасте могут иметь отличное здоровье, поэтому разрабатываем и реализуем оздоровительные программы и проекты.

    С 1997 года мы реализуем комплексную программу психофизического оздоровления населения.

    Главной целью программы является обучение людей основам знаний о собственном теле и о том образе жизни, который позволяет восстановить и поддерживать здоровье и хорошее самочувствие.

    В течение года мы организуем проведение оздоровительных занятия с людьми разных возрастов, а в летний период выезжаем в лагерь, предусмотренный программой.

    Если Вы активны и жизнерадостны, чувствуете в себе позитивный заряд, который желаете передать другим людям и помочь им стать более здоровыми и счастливыми, мы приглашаем вас пройти Курс подготовки инструкторов здорового образа жизни.

    Программа психофизического оздоровления населения является частью Системы психофизического совершенствования человеческого существа, автором которой является С.В. Баранова.

    Приглашаем вас на наши занятия, а также практические семинары, мастер-классы и тематические лекции ЗОЖ.

    ОТЗЫВЫ

    16.05.2021

    Елена Генриховна Пусовская, 70 лет, проект «Оздоровительная суставная гимнастика для пенсионеров»

    Я счастлива, что мне удалось попасть на ваши занятия! БЛАГОДАРЮ Баранову С.В.! БЛАГОДАРЮ ведущую и организаторов, и разработчиков программы! Весенняя лёгкость! Желание жить и трудиться!

    26.05.2021

    Варшавская Софья Леонидовна, 1945 г.р., группа «ПРОЗРЕНИЕ» (инструкторы: Клевцова И.В., Тюрчева Л.Д.)

    Лада Дмитриевна и Ирина Васильевна, я занимаюсь у Вас с самого начала и благодарю судьбу, что встретила Вас. За эти годы, под Вашим влиянием я более позитивно стала относиться к окружающему миру, стала более спокойной. Ходить по улицам и смотреть телевизор стала без очков. Особенно хорошо влияют на глаза массажные упражнения, после которых наступает ясность и чёткость. Большое Вам спасибо за Ваши благотворные занятия.

    24.05.2021

    Садгобелашвили Тамара Ильинична, группа «Восстановление опорно-двигательного аппарата», г. Раменское (инструкторы: Шумбасова И.М., Молодкина Л.И.)

    Ирина Михайловна и Лидия Ивановна, Вы вложили огромный труд в наше спортивно-оздоровительное развитие. И это многого стоит. Научили нас правильно дышать, красиво ходить, следить за осанкой и работать над собой и над своими ошибками. Огромная Вам благодарность за бесценный труд, за Вашу щедрость и доброту ко всем нам и надеюсь, что мы вновь встретимся на платформе zoom. Счастливого, прекрасного отдыха. Спасибо Вам!

    21.03.2021

    Лисицына Людмила Евгеньевна, 69 лет, проект «Оздоровительная суставная гимнастика для пенсионеров)

    Большое, огромное спасибо. Вы даже не можете себе представить, что для меня значат ваши занятия, рекомендации, консультации. СПАСИБО!

    13.02.2021

    Ястребова Нина Викторовна, группа «Суставная гимнастика» (инструктор Маликова Л.А.)

    Я много времени потеряла в поисках в интернете необходимых упражнений, пока не записалась в группу к Людмиле Александровне. Она не только показывает нужные для меня упражнения, но и объясняет и настраивает на их выполнение. С её помощью я стала понимать своё тело. Положительные результаты не замедлили сказаться. Тело стало гибче, суставы ожили. А самое главное, она научила меня спокойному и дружелюбному отношению к окружающему миру. Я восхищена!!!

    21.02.2020

    Азарова Галина Гордеевна, ведущий инструктор здорового образа жизни, учитель школы имени Маршала В.И. Чуйкова.

    Читайте так же  Причины появления отека роговицы и способы лечения

    В 1977 году я перенесла тяжёлую операцию, лишившись весьма заметной части своего тела. Но я не стала считать себя инвалидом, а задумалась: почему это со мной случилось? И что надо делать, чтобы подобное не повторялось? Я стала читать книги по медицине, но они говорили о болезнях и их лечении в больницах. Тогда я стала искать книги о предотвращении болезней, о здоровом образе жизни, о различных упражнениях, познакомилась с очень интересными людьми, ходила в разные секции, группы и наконец, пришла в Центр Психофизического Совершенствования «Единение». В первый же месяц занятий я поняла, куда я попала – то есть именно туда, куда я стремилась – и параллельно с посещением занятий организовала группу здоровья в своей школе. Меня поддержала директор школы, на занятия ходило много учителей. Потом стали приходить родители наших учащихся. Моей целью стало не только укрепление моего собственного здоровья, но и здоровья окружающих меня людей, детей и подростков, нации в целом, психосферы Земли. И вместе с членами «Единения» я разрабатываю планы и способы достижения этой великой цели. Пожелайте нам успеха! И присоединяйтесь к нам!

    25.12.2019

    Губанова Л.И., оздоровительная группа «Гимнастика для восстановления и укрепления зрения» (инструкторы: Клевцова И.В., Тюрчева Л.Д.)

    Реже стала пользоваться очками. Занимаюсь регулярно, делаю самомассаж глаз и глазодвиательную гимнастику, они особо для меня полезны.

    Желаю достичь такого результата, чтобы реже пользоваться очками, восстановить чёткое и ясное зрение.

    Занятия очень нравятся, очень хорошие преподаватели Ирина Васильевна и Лада Дмитриевна. Большое им спасибо!

    8.10.2019

    Марина А., группа «Оздоровительный цигун» (инструкторы: Кониовская Ю.В., Колемасова В.Ф.)

    Занятия прекрасные, успокаивают ЦНС, поднимают энергетику, помогают налаживать отношения, снимать негативную энергию, расслабляться, укрепляются мышцы, подтягивается состояние и работа проблемных органов, повышается иммунитет.

    15.07.2019

    Гребнева Лариса Александровна (70 лет, 1949г.р.), лагерь для взрослых «Активное долголетие — 2019»

    В лагере открыла для себя, что я могу рисовать, могу ходить без очков (пропал страх, что я без них не могу), пришло понимание важности расслабления мышц. Много нужного почерпнула: новые упражнения для подвижности мышц, суставов и позвоночника, умение расслабляться. Научилась смотреть расслабленно, почувствовала, что при этом глаза не напрягаются и видно чётче. Очень понравился пальминг, после него ясно всё видно. В результате, пришло решение, как можно чаще снимать очки и стараться смотреть без очков. В начале лагеря видела 1-ю строку таблицы, в конце – 3-ю.

    16.05.2019

    Тарасова Л.А., оздоровительная группа (инструктор Азарова Г.Г.)

    С удовольствием занимаюсь в группе Азаровой Г.Г. Перестало сводить ноги, похудела на 4 кг, подтянулись мышцы. Увеличилась выносливость и позитивное отношение к Жизни. Читать далее

    08.07.2018

    Аникин Евгений Иванович, 70 лет, лагерь «Активное долголетие — 2018»

    Стал более спокойным, сосредоточенным, снял эмоциональные барьеры.

    26.05.2018

    Михалева Татьяна Павловна, 1947 г.р., оздоровительная группа (инструктор Клевцова И.В.)

    У меня проблема с коленными суставами, занятия помогают не ухудшать ситуацию. А когда заставляю себя заниматься дома, то результат сразу виден. Очень хорошие разнообразные разминки на занятиях, из которых можно выбрать полезные для выполнения дома. Я часто подвержена депрессиям (из-за болезни мужа), и только занятия в группе снимают это состояние и улучшают настроение. Читать далее 17.04.2018 Королёва Алевтина Петровна, 83 года, оздоровительная группа (инструктор Тюрчева Л.Д.)

    На занятия пришла 3 года назад в плохом состоянии. Плохо владела ногами, очень болели, со спиной проблемы, да и с головными болями мучилась. После регулярных занятий на группе засветился свет со здоровьем. Читать далее

    14.07.2017

    Богданова Надежда, 78 лет, летний лагерь «Активное долголетие — 2017»

    В результате душевный подъём, бодрость и желание сделать что-то новое, оригинальное, т. е. творческий потенциал явно повысился.

    22.07.2015

    Тарасов Олег, летний лагерь «Активное долголетие — 2015»

    В лагере я пробыл три последних дня. Практически сразу после моего приезда ощущение было, что я здесь на природе уже давно, т.е., присутствие города, в котором был ещё утром, ушло из сознания почти сразу. Выезды на природу мне знакомы с детства, поэтому её благотворное влияние на душу и тело я чувствую уже давно и для меня Быть здесь Радостно и Естественно!

    Читайте так же  Рейтинг лучших офтальмологических клиник Ростова-на-Дону в 2020 году

    25.04.2015

    Румянцева Ольга, оздоровительная группа (инструкторы: Малахова Т.И, Макушина Л.И.)

    После занятий ощущаю лёгкость и приподнятость души. Познакомилась с очень хорошими людьми. Общее состояние стало бодрее. Читать далее

    Еще несколько толкований

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Среди них есть такие, как:

    • Наименование рода жесткокрылых насекомых семейства божьих коровок.
    • Род цветковых растений, относящихся к семейству Астровых.
    • Немецкая рок-группа.
    • Итальянская группа, исполняющая камерную музыку.
    • «Гармония Сакра» – сборник текстов к церковной музыке.
    • Город в Бразилии, в штате Риу-Гранди-ду-Сул.
    • Евангельская гармония – одно из наименований вспомогательной богословской науки, которая также называется гармонистикой. Она имеет целью согласовать евангельские сказания, то есть свести в одно целое, связное повествование рассказы четырех евангелистов.

    Чтобы лучше разобраться в лексическом значении слова «гармония», целесообразным будет обратиться к его происхождению.

    Этимология

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Происходит от древнегреческого существительного ἀρμονία, обозначающего такие понятия, как «связь», «стройность», «соразмерность». Оно, в свою очередь, образовалось от другого древнегреческого существительного – ἁρμός, значение которого «скрепление», «связь», «паз».

    Последнее восходит к праиндоевропейской форме ar, что в переводе обозначает «сочетаться». В ряд европейских языков слово пришло из латинского путем заимствования. Там есть существительное harmonia, заимствованное из древнегреческого.

    Ранее в русском языке слово писалось и произносилось, как «армония». Впервые в таком виде оно встречается в сочинениях Фофана Прокоповича – епископа российской православной церкви 17-18 вв. В русский оно попало из польского языка, образовавшись от harmonia, взятого из латинского.

    Романтическая гармония

    Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

    С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой — сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как «расширенная тональность», в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления «именных аккордов», применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта — VI минорная.

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    В опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» появляется так называемый «Тристанаккорд», с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Увертюра к опере «Тристан и Изольда» особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия — все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

    Синонимы

    «ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

    Среди них можно обнаружить:

    • благогласие;
    • благозвучность;
    • гармоничность;
    • благозвучие;
    • музыкальность;
    • слаженность;
    • сибуи;
    • гармонь;
    • гармоника;
    • соразмерность;
    • симфония;
    • сладкогласие;
    • складность;
    • сладкозвучность;
    • сладкозвучие;
    • соответствие;
    • ладность;
    • лад;
    • единство;
    • симметрия;
    • созвучность;
    • созвучие;
    • согласованность;
    • согласие;
    • эко-топ;
    • мелодичность;
    • строй;
    • сообразность;
    • богиня;
    • астероид.

    Далее будут рассмотрены слова, противоположные по смыслу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *