Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    e1a6997b4748d5ce1ada50222d1a4efc

    Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    Деловое общение — это сложный и многоплановый процесс. Его целью является улучшение взаимодействия между людьми и решение различных задач, увеличивающих эффективность коммуникаций. Функции делового общения позволяют разделить этот процесс на несколько хорошо проработанных разделов. Благодаря чему можно понять, в чем особенности этого способа обмена информацией между партнерами. А также, как именно организации могут настроить такой способ обмена информацией между сотрудниками и лидерами компаний.

    Что такое деловое общение

    Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    Деловым общением можно назвать процесс определенного взаимодействия между людьми. Участники ориентируются на достижение конкретной задачи, при этом личность собеседника для всех считается значимой.

    Статьи по теме

    • Первоочередная цель воспитания детей в современном обществе 20.05.2021
    • Воспитание чувств — как человек реагирует на разные ситуации 20.05.2021
    • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности 23.02.2021
    • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения 18.02.2021

    В деловом общении есть специфические особенности в виде регламентированных ограничений, а также «писанных» и «неписанных» правил поведения, которых необходимо придерживаться для соблюдения официального статуса. Это принято называть деловым этикетом и его задача — помочь формированию отношений, которые будут способствовать взаимопониманию людей.

    Регламентированность выражается в особенном внимании к речи говорящего, из-за чего создаются готовые речевые формулы, предназначенные для этикетных ситуаций приветствия, введения в курс дела, просьб, благодарности и прочего.

    Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    Общение следует рассматривать в качестве взаимодействия, и чтобы оно проходило правильно, у него должны быть отмечены следующие этапы:

    • формирование мотива — создание цели, определение необходимости переговоров и их значимости;
    • установка контакта — представление себя другим участникам разговора, понимание собеседников;
    • обмен информацией;
    • обсуждение проблемы;
    • решение проблемы;
    • завершение контакта;
    • анализ итогов.

    Поскольку деловое общение построено на партнерских началах, оно способно повысить эффективность работы коллектива, увеличить его трудовую и творческую производительность, что позволяет считать его важной частью рабочего процесса.

    Основные функции общения.

    Функции общениямногообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых основа­ний классификации — выделение в общении трех взаимосвязан­ных сторон, или характеристик:

    1) перцептивной —

    процесса восприятия и понимания людь­ми друг друга в процессе общения;

    2) информационной— процесса обмена информацией;

    3) интерактивной— процесса взаимодействия людей в обще­нии.

    В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

    1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения,

    в основе которой лежит восприятие и понимание дру­гого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, по­скольку общение является важнейшей детерминантой эмоци­ональных состояний человека. Весь спектр специфически че­ловеческих эмоций возникает и развивается в условиях обще­ния людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ос­лабление.

    2. Информационно-коммуникативная функция общения

    заклю­чается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в Человеческом общении имеет свою специфику: осуществля­ется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимо­действие мыслей, чувств и поведения партнеров.

    3. Регуляционно-коммукативная (интерактивная) функция общения

    заключается в регуляции поведения и непосредствен­ной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздей­ствовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуля­цию и коррекцию поведения.

    П.С.Самыгин называет следующие функции общения:

    1. Личностно формирующую (общение является необ­ходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и набе­решься»); коммуникативную (передача информации);

    2. Инструментальную (общение выступает как соци­альный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельнос­ти, принятия решения и т. п.);

    3. Экспрессивную (позволяет партнерам по общению вы­разить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);»

    4. Психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфор­та, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в об­ществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);

    5. Интегративную (общение выступает как средство объединения людей);

    6. Социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

    7. Функцию самовыражения (общение позволяет про­демонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особен­ности).

    II. Вопросы для самоконтроля

    1. В чем заключается сущность цели общения?

    2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.

    Читайте так же  Капли от конъюнктивита для новорожденных и более старших детей

    3. Назовите основные функции общения?

    4. В чем заключается смысл аффективно-коммуникативной (перцептивной), информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной (интерактивной) функций общения.

    5. В чем суть личностно формирующей, инструментальной, экспрессивной, интегративной, социализирующей функций общения, а также функции общения самовыражения?

    Тема1.4. Виды, уровни общения.

    I. Краткое содержание

    1. Виды общения

    В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

    1. По содержанию оно может быть:

    1.1 Материальное

    1.2 Когнитивное

    1.3 Кондиционное

    1.4 Мотивационное

    1.5 Деятельностное

    При материальном общении

    субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей.

    При кондиционном общении

    люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

    Мотивационное общение

    имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

    Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения

    может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

    2. По целям общение делится на:

    2.1 Биологическое

    2.2 Социальное

    Биологическое

    – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

    Социальное общение

    преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

    3. По средствам общение может быть:

    3.1 Непосредственное

    3.2 Опосредованное

    3.3 Прямое

    3.4 Косвенное

    Непосредственное общение

    осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

    Опосредствованное общение

    связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

    Прямое общение

    предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

    Косвенное общение

    осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

    Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

    Деловое общение

    – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

    В отличие от делового личностное общение

    , напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

    Инструментальным

    можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

    Целевое

    – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

    Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

    Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

    Уровни общения

    Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

    Интересную иерархию уровней общения пред­ложил А.Б. Добрович выделивший семь уровней общения:

    1. Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упро­щенный, простой, несложно устроенный.

    2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партне­ров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.

    3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют «кон­тактом масок». При общении на этом уровне хотя бы один из парт­неров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спря­тать свое лицо за воображаемую маску.

    4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии.

    5. Игровой уровень. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние.

    6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.

    Читайте так же  Норфлоксацин: инструкция по применению, аналоги и отзывы, цены в аптеках

    7. Духовный уровень. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.

    Три главные функции делового общения

    Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    Принятая классификация функций делового общения:

    • перцептивная — процесс восприятия друг друга во время диалога;
    • информационная — обмен данными между партнерами;
    • интерактивная — обозначает все взаимодействия, совершаемые во время общения.

    Далее можно выделить три основные функции:

    1. Аффективно-коммуникативная. Характеризует понимание другого человека в процессе разговора. Направлена на рефляцию эмоций, за счет чего может произойти как сближение, так и отторжение, в зависимости от возникших эмоциональных состояний.
    2. Информационно-коммуникативная. Обмен информацией между участниками диалога. При этом люди стараются понять общий смысл сказанного, обмениваются не только значениями, но и эмоциями. Что возможно лишь в том случае, если обе стороны принимают и осознают поступающую информацию. Однако могут возникать коммуникативные барьеры социального или психологического характера.
    3. Регуляционно-коммуникативная. Процесс регуляции поведения для построения организации деятельности по ходу взаимодействия. Возможно влияние практически на все составляющие деятельности собеседников, вроде целей, мотивов, проектов, способов принятия решений. Присутствует взаимная корректировка поведения и стимуляция к действию.

    Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    В процессе общения люди узнают и воспринимают друг друга, затем обмениваются информацией и на ее основе выстраивают взаимодействие. В функциях делового общения заложен успех производственных отношений.

    Чтобы деловая коммуникация в итоге не провалилась, следует придерживаться этико-психологических правил, присущих этому стилю, а именно:

    • соблюдать принцип, по которому будут создаваться все условия для творческой реализации сотрудника;
    • придерживаться принципа полномочий и ответственности, согласно которому будет регламентировано деловое общение в рамка обязанностей и прав в соответствии со статусом;
    • использовать достаточную и качественную информацию;
    • проявлять целесообразность в решениях;
    • владеть лингвистическими особенностями языка и обладать тактикой общения;
    • учитывать индивидуальные качества собеседника.

    При соблюдении правил и зная особенности всех функций делового общения, можно выстроить равноправное и длительное сотрудничество, основанное на ответственности и доверии.

    Функции и средства общения

    Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

    1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

    2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

    3) интегративная функция – функция объединения людей;

    4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

    5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

    6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

    7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

    Функции делового общения – залог надежного сотрудничества

    аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

    Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

    Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

    Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

    1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

    2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

    Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

    Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

    1) визуальные средства:

    а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

    б) направление взгляда и визуальный контакт;

    в) выражение лица;

    г) выражение глаз;

    д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

    е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

    ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

    Читайте так же  Центр глазной хирургии Игоря Медведева: отзывы и описание медицинского учреждения

    з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

    2) акустические (звуковые):

    а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

    б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

    3) тактильные – связанные с прикосновением:

    а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

    б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

    Каковы особенности реализации регуляционно-коммуникативной функции общения?

    Организаторскую функцию можно определить как стержнеобразующую, направляющую развитие процесса общения и соединяющую все его нити.

    Реализация этой функции начинается на докоммуникативном этапе общения, когда идет отбор и организация учебного материала (этот аспект функции терминологически обозначается и как конструктивная функция). Идет моделирование предстоящего педагогического общения: отбор дидактических материалов, необходимых для урока, планирование урока, составление конспекта.

    Результативность общения во многом зависит от основательности разработки не только содержания урока, но и от планирования его речевой структуры. Прежде всего учителю следует представить всю вероятностную картину своего учебного взаимодействия с классом, соотнести планируемый материал, методические приемы его усвоения с возможностями и особенностями коммуникативной деятельности конкретных участников общения.

    Организуя совместную деятельность, учитель постоянно регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем собеседников, корректирует решение учебных задач — и запланированных, и возникающих спонтанно. Здесь важна мобильность, внутренняя готовность к изменению тактики речевого взаимодействия со школьниками: опытный учитель чувствует реакцию аудитории и может интуитивно корректировать тот или иной способ или прием речевого воздействия.

    Наиболее мобильно регуляционно-коммуникативная функция проявляется в организации непосредственного общения с учащимися на уроке. В процессе «перекодирования» материалов конспекта в устную речь естественно возникают элементы речевой импровизации.

    Деятельность учителя, организующего общение, по существу полифункциональна: он удерживает коммуникативное лидерство (но не афиширует его), стимулирует активность учащихся, предопределяет результативность их действий самой постановкой учебной задачи и инструкциями, обеспечивающими ее решение.

    Итак, успешная реализация регуляционно-коммуникативной функции педагогического общения зависит от сформированности коммуникативных умений учителя и от установки на творческий характер самого процесса организации учебных взаимоотношений. Ориентир для самоконтроля и оценки коммуникативных умений может быть определен так: учителю необходимо владеть не только внешними приемами диалогизации форм обучения, но и речевыми способами влияния на пробуждение мысли ученика, на прогнозирование ее вербального выражения в речи.

    Каково значение воспитательно-коммуникативной функции общения?

    Спектр действия этой функции очень широк: развитие личностных качеств ученика (в том числе коммуникативных способностей), формирование эмоциональной сферы, развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

    Почему и при определении этой функции принципиально значимым представляется второе слово — коммуникативная?

    Речь, мыслительная деятельность школьника рассматриваются в психологии как важнейшие личностные качества. Кроме того, именно речь, речевые формы выражения и мысли, и чувства позволяют проследить и оценить динамику развития личностных качеств школьника.

    Какие же личностные качества профессионально необходимы учителю для осуществления воспитательно-коммуникативной функции общения со школьниками? В любой форме общения со школьниками учитель всегда остается воспитателем и коммуникативным лидером. И чем естественнее это неравенство социальных ролей, чем оно незаметнее — тем успешнее действует педагогика сотрудничества.

    Коммуникативные действия учителя предопределяют воспитательный эффект общения. Вольно или невольно речь учителя, его манера общаться воспринимается школьниками как образец. Трудно переоценить влияние такого образца на формирование межличностных отношений в коллективе, на преодоление психологических барьеров общения — неуверенности речевого поведения школьников или же их излишней эмоциональности и излишнего многословия.

    Глава 2

    Виды общения: профессиональная обусловленность характеристики

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *