Формы межличностных коммуникаций и их барьеры

    49ca93b00806027f5c5d206b7ec91f33

    Особенности вербального и невербального общения в межличностной коммуникации

    Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения.

    Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную).

    Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмоциативные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).

    Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.).

    Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста. Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).

    Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще.

    Барьеры в межличностной коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех:

    1. Технические помехи Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или же усекая ее.

    2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения

    3. Психофизиологические ПОМЕХИ возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

    4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации. 5. Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.

    Специфические особенности межличностной коммуникации

    В ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен разнохарактерными сведениями: образами, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информа­ция, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс. Коммуникативные процессы между людьми существенно отличаются от информационного обмена в технических устройствах; меж­личностная коммуникация и по своему содержанию, и по своей форме обладает важными специфическими особенностями.

    1. В коммуникативном процессе важную роль играет каждая из сторон: взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Особую роль играет значимость, понятность и осмысленность информации.

    2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает изменение самого типа отношений. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

    3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

    4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации, что обусловлено влиянием самых разных факторов (характером полученной информации; изменениями во внешней среде; эмоциональные состояния субъектов и т.д.).

    5. Отличительной чер­той межличностной коммуникации является наличие психологической обратной связи. Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, а именно обменивается. Соответственно и основной задачей информационного обмена в общении является не простой перевод информации в прямом или обратном на­правлении, а выработка общего смысла, единой точки зре­ния и согласия по поводу той или иной ситуаций или проб­лемы общения. Для решения этой задачи в рамках общего информационного процесса работает особый механизм, ха­рактерный исключительно для межличностного общения, – механизм обратной связи

    . Смысл данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается, и помимо содержатель­ных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Таким образом, обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель предоставления обратной связи – помощь партнеру по об­щению в понимании того, как воспринимаются его поступ­ки, какие чувства они вызывают у других людей.

    Пере­дача коммуникатору обратной связи может осуществ­ляться различными путями. Прежде всего, говорят о пря­мой и косвенной обратной связи. В первом случае, инфор­мация, поступающая от реципиента, в открытой и недву­смысленной форме содержит реакцию на поведение го­ворящего. Это могут быть открытые высказывания типа «Мне неприятно то, что ты говоришь», «Я с трудом по­нимаю, о чем сейчас идет речь» и т. д., а также жесты и различные проявления чувств досады, раздражения, радости и другого. Такая обратная связь обеспечивает адек­ватное понимание ее коммуникатором, создает условия для эффективного общения.

    Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого часто используются различные ри­торические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что имен­но хотел оказать ему партнер по общению, какова же на са­мом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

    6. В человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, сколько добиться ее адекватного понимания партнера­ми. То есть в межличностной коммуникации как особая про­блема выступает интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора реципиенту.

    Коммуникативные барьеры.

    Адекватность восприятия информа­ции зависит от наличия или отсутствия в процессе общения
    коммуникативных барьеров
    . В самом общем смысле
    комму­никативный барьер

    это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.
    В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

    А.А. Бодалев выделяет барьеры понимания, барьеры социально-культурных различий и барьеры отношения.

    Возникновение барьера понимания

    связано с разными причинами. Например, непонимание может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации (
    фонетический барьер
    ), когда уча­стники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи. Такого рода барьеры порождаются невыразительной речью, речью-скороговоркой, речью с большим количеством слов-паразитов, использованием в речи неречевых проявлений голоса (смешки, хихиканье, хныканье, шепот, крик, вздохи и пр.).

    Читайте так же  Лампы Биоптрон для лечения глаз — описание, показания к применению и отзывы

    Прежде всего, оно возникает, Барьер фонетического непони­мания порождает также невыразительная быстрая речь, речь — скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

    Непонимание также возникает, если собеседники используют разную систему значения слов (семантические барьеры непонимания

    ). Семантические барьеры возникают, когда партнер понял не то, что ему сказали, или исказил смысл. Причинами семантических барьеров могут быть социальные, религиозные, профессиональные, национальные, культурные различия, многозначность используемых слов.

    Разновидностью барьера понимания является стилистический барьер, в

    озникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению. Стилистический барьер возникает когда информация при непосредственном вербальном общении, подается книжным, канцелярским языком. Научный стиль более понятен при чтении, восприятие же его на слух затруднено. К тому же доказано, что лучше всего запоминается фраза, состоящая из 4-14 слов, 15-18 слов — запоминаются уже хуже, из 18—25 слов — удовлетворительно, фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух практически не воспринимается. Поэтому для преодоления стилистического барьера необходимо не только хорошо структурировать информацию, вкладывать содержание адекватно форме, но и говорить кратко и в том темпе и ритме, который наиболее ситуативно уместен и подходит чартеру по общению.

    Логический барьер непонимания

    возникает в случаях, когда логика рассуждения коммуникатора — отправителя информации слишком сложна для восприятия реципиента — получателя информации. Так можно говорить о существовании «женской», «мужской», «детской», профессиональной логики. Основная проблема непонимания связана с особенностями мышления общающихся. Например, у одного партнера преобладает абстрактно-логическое мышление, у другого — наглядно-образное или наглядно-действенное.

    Барьеры социально-культурного различия

    возникают в результате социальных, политических, религиозных, профессиональных различий. Данные различия могут приводить к разной интерпретации одних и тех же понятий, используемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии, национальности, пола, возраста.

    Барьеры отношения

    возникают вследствие таких чувств, как: неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

    Рассматривая сущность явления психологического барье­ра нельзя не заметить, что любой психологический барьер – это прежде всего защита, которую выстраивает реципиент на пути предлагаемой ему информации.

    Уровни передачи информации (вербальный и невер­бальный)

    В процессе общения обмен инфор­мацией между его участниками осуществляется как на вер­бальном, так и невербальном неречевом уровне.

    На основном, вербальном, уровне в качестве средства пе­редачи информации используется человеческая речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. При вербальной коммуникации используется устная и письменная речь. Письменная речь

    – словесное общение при помощи письменных текстов. Она протекает в более медленном темпе, чем устная речь, позволяет многократно обращаться к написанному.
    Устная речь
    – словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Преимущество устной речи перед письменной состоит в экономности, что выражается в необходимости использования меньшего количества слов.

    Однако в общение, помимо этого универсального знакового средства, включены и другие знаковые системы, в целом называемые невербальной коммуникацией.

    Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают выявить уча­стникам общения намерения друг друга, делая тем самым про­цесс коммуникации более открытым. По оценкам спе­циалистов невербальный коммуникационный канал по сравнению с вербальным несет большую информационную нагрузку: при помощи языка тела люди передают от 60 до 70% всей информации в процессе общения. Невербальные средства общения, несмотря на свою подчиненность языку, обладают относительной самостоятельностью. Поэтому многие исследователи и психологи-практики именно невербальной коммуникации отводят решающее значение при изучении искренности человека. Например, многолетние исследования американского психолога Пола Экмана позволили выявить закономерности в мимических микровыражениях, в изменении голоса, в вегетативных проявлениях (румянец, пот, учащенное дыхание) в ситуациях, когда человек обманывает. Этот ученый стал прототипом главного героя сериала «Обмани меня» о расследовании преступлений психологами, изучающими микровыражения человеческих лиц во время лжи.

    Невербальные средства общения помогают людям ориентироваться в различных соци­альных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения, быстрее вос­принимать социальные нормы и корректировать свои действия. Таково общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более конкретно в ряде его информационных фун­кций

    .

    Невербальное общение позволяет передать информацию:

    – о признаках расовой (национальной), социальной и соци­ально-демографической принадлежности человека;

    – о его физическом и психологическом состоянии;

    – об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

    – о возможных вариантах поведения и способах действий че­ловека в тех или иных ситуациях;

    – о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т. п.;

    –) о психологическом климате в группе и даже об общей ат­мосфере в обществе;

    – особенно важная функция невербального общения заключа­ется в обмене информацией о личностных и индивидуальных свой­ствах между субъектами общения, таких как их отношение к лю­дям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т. д.

    Невербальные средства общения, несмотря на свою подчиненность языку, обладают относительной самостоятельностью. Их формирование обусловлено влиянием конкретной культуры и они не всегда осознаются человеком. Поэтому многие исследователи и психологи-практики именно невербальной коммуникации отводят решающее значение при изучении искренности человека. Например, многолетние исследования американского психолога Пола Экмана позволили выявить закономерности в мимических микровыражениях, в изменении голоса, в вегетативных проявлениях (румянец, пот, учащенное дыхание) в ситуациях, когда человек обманывает. Этот ученый стал прототипом главного героя сериала «Обмани меня» о расследовании преступлений психологами, изучающими микровыражения человеческих лиц во время лжи.

    Среди невербальных средств общения выделяют ряд систем: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт.

    К оптико -кинетической системе

    относят­ся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека — жесты, мимика, позы, походка и так далее. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процес­се общения, пытаясь понять, как другой воспринимает проис­ходящее.

    Паралингвистическая система

    – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.

    Экстралингвистическая система

    — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

    Организация пространства и времени (проксимика)

    коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см); социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Особое место занимают ситуации, характеризующие­ся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые «хронотопы». Описан, например, хронотоп «вагонного попутчика». Специфическая ситуация близкого, в пространственном плане, общения двух чужих людей на протяжении довольно значительного времени приводит к неожиданным психологическим эффектам. Именно так можно объяснить удивительную откровенность, которую допускают в отношении себя люди в общении с «вагонным попутчиком». В литературе описан также хронотоп «больнич­ной палаты».

    Коммуникативная стратегия, комм.тактика, комм.навыки

    Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя).

    Читайте так же  Гемаза: инструкция по применению в офтальмологии и показания к использованию

    Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’ Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили

    Коммуникативное намерение (задача)

    – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства).

    Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели: — уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию; — уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; — уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса. Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

    Коммуникативная личность

    понимается как одно из проявлений личности , обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Параметры коммуникативной личности.

    Определяющими для коммуникативной личности являются характеристики, которые составляют три основных параметра — мотивационный, когнитивный и функциональный. Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности

    Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникация и тактика). Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

    Функциональный параметр включает три характеристики , определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций ; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета

    ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

    Коммуникативная компетенция складывается из способностей:

    Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

    Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

    Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

    Исходя из того, что в состав компетенции включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки. Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования компетентности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии

    умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

    умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

    умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

    Типы коммуникантов:

    А) Доминантный (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие). Б) Мобильный (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).

    В) Ригидный (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен). Г) Интровертный (не стремиться владеть инициативой)

    Примеры похожих учебных работ

    Пластическое интонирование как средство художественно-невербальной коммуникации на …

    … наук Е.П. Ильин пишет: «Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении)», поскольку «любое общение является частным видом коммуникации» [12, c.17-18]. Такого же мнения придерживается …

    Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального …

    … темпом, тембром голоса и другими невербальными средствами коммуникации. Поэтому в процессе общения с людьми разных культур необходимым является знание элементов культурно-специфической невербальной коммуникации — обладание межкультурной компетенцией. …

    Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации

    … моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика – язык тела, различные сигнальные …

    1.Информационно – коммуникативная функция

    … процессе их общения 3.Эмоционально – коммуникативная функция Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. 4. интегративная … предприятием. 5 6.Символы и значения в коммуникации Символ представляет собой концентрированное выражение …

    Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием …

    … в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция (КФР) — назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной …

    Типы и виды коммуникаций

    Стр 1 из 3Следующая ⇒

    Коммуникация как связь, общение, сообщение, передача информации: значения, направления, формы и сферы функционирования

    (Конкретики в первом вопросе нет, поэтому читаем все последующие вопросы и сами продумываем ответы на вопросы преподавателя. В первом вопросе то, что смог найти, и что он давал)

    Коммуникацияпредставляет собой обмен значениями (информацией) путем передачи сообщений через различные средства (слова, знаки, поведение, материаль­ные артефакты).

    Коммуникация – это обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией между людьми. Коммуникации относятся к связующим организационным процессам. Осуществление коммуникаций необходимо для принятия любого важного управленческого решения.

    Виды коммуникаций:

    1) Внешние — между организацией и её внешней средой (реклама, PR, ежегодные отчеты о финансовом состоянии, телефонные переговоры и т.д.)

    Читайте так же  Чем отличается болезнь Альцгеймера от деменции?

    2) Внутренние:

    А). Вертикальные коммуникации – когда информация перемещается по уровням иерархии:

    — По нисходящей – с высших уровней на низшие. Так передается информация о текущих задачах, изменениях приоритетов, рекомендуемых процедурах и т.д.

    — По восходящей – с низших уровней на высшие, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается внизу, руководство узнает о текущих проблемах, назревающих конфликтах.

    Б) Горизонтальные коммуникации – между подразделениями и отделами, такой обмен информацией необходим для координации задач и действий.

    В) Важное значение для организации имеют коммуникации типа руководитель – подчиненный, а также руководитель – его рабочая группа (совещательные или штабные коммуникации) – т.е. диагональные коммуникации.

    Г) есть еще неформальные коммуникации – это что-то вроде слухов

    Базовая модель коммуникации известна в виде классической форму­лы Г. Лассвелла

    (1948 г.): Данная формула представляет собой модель коммуникации, в которой можно выделить участников и элементы коммуникативного акта:

    · отправител

    ь
    — коммуникатор
    (может быть как человек, так и организация);

    · сообщение

    (что является содержанием сообщения и в какой форме; состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным);

    · канал

    (по какому каналу передается и принимается сообщение: путь физиче­ской передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение);

    · получатель — коммуникант

    (может быть как отдельный человек, так и организа­ция);

    · последствия

    .

    Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.

    Сферы коммуникации. Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.

    Типы и виды коммуникаций

    Типы коммуникации выделяются по составу коммуникантов: (межличностная, групповая и массовая коммуникация)

    .

    1) Межличностная коммуникация — процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт.

    Эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. (В.П.Конецкая).

    · Мотивационный параметр

    определяется коммуникационными потребностями. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация.

    · Когнитивный параметр

    включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида в процессе накопления познавательного опыта: знание коммуникативных кодов, самонаблюдение и самоосознание, способность адекватной оценки коммуникативного горизонта партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования.

    · Функциональный параметр

    включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

    В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:

    — Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.

    — Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.

    — Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен.

    — Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения.

    2) Групповая коммуникация. Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой.

    Нижним пределом группы обычно называют диаду (общение двух человек) или триаду (общение трех человек); верхний зависит от характера ее деятельности. Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

    Коммуникативная структура малой группы. В малой группе разная информация распространяется по коммуникативным сетям. Эти сети бывают централизованными

    и
    децентрализованными
    .

    1. В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию.

    Виды централизованных коммуникативных сетей:

    · Фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга.

    · Радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо.

    · Иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы.

    2. В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети.

    Формы межличностных коммуникаций и их барьеры

    Виды децентрализованных коммуникативных структур:

    · Цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому.

    · Круговая — здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться.

    · Полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

    Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: планируемая, или формальная, передача информации (в виде бланков) и не планируемая, или неформальлая, передача информации (слухи разговоры).

    В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Есть еще диагональные (руководитель и подчиненный другого рук-ля)

    3) Массовая коммуникация (МК)- процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

    Можно выделить два концептуальных подхода к возникновению массовой коммуникации. Согласно одному (Ю.П. Буданцев) — возникновение и развитие средств МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества. Согласно второму подходу (Г. Тард, У.Эко) массовая коммуникация появляется в то время, когда имеется: общество индустриального типа; каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение неопределенным кругом адресатов; группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

    Массовая коммуникация характеризуется:

    — наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность;

    — социальной значимостью информации;

    — массовостью аудитории;

    — многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств.

    Участниками процесса

    общения становятся не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия

    Массовой коммуникации, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудиальный, аудио-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п.

    Функции МК.

    В отечественной теории коммуникации выделяются четыре функции МК: информационная; регулирующая; культурологическая; социализации личности.

    В зависимости от реакции аудитории на сообщения массовой коммуникации в теории МК выделилось два основных направления:

    — Человеко-ориентированный подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую из СМИ информацию.

    — Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации

    Виды коммуникаций:

    · по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные);

    · по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные;

    · по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные;

    · в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные (смотри вопрос 3 и 4)

    .

    Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.

    1Следующая ⇒

    Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

    ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

    Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

    ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *