Фасилитация в педагогике и психологии — принципы и правила

    18d67b6ecb10f6c71af6503ab86cf28a

    Фасилитация в педагогике и психологии — принципы и правила

    Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

    Фасилитация — что это такое?

    Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация — это (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

    Фасилитатор — кто это?

    Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор — это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн — ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

    • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
    • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и адаптации ее к текущей подходящей ситуации;
    • умеет управлять разного рода группами;
    • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
    • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
    • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
    • обладает стрессоустойчивостью;
    • всегда открыт для людей и личностных изменений.

    Фасилитация в педагогике и психологии — принципы и правила

    Чем фасилитация отличается от модерации?

    Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации. Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация. Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

    1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
    3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

    Консалтинговая группа Донских

    Что должен уметь фасилитатор?

    Когда вы ставите кому-либо задачу – большую, маленькую, интересную, рутинную – вы рассчитываете на её достойное исполнение. От портретиста вы ждете портрет, которым будут гордиться ваши правнуки, от клининговой компании – холодной расправы над последствиями вчерашней вечеринки, от дизайнера интерьера – комнату как из каталога Икеи. И вот в компанию приходит фасилитатор. По определению от него ожидается, что он облегчит процесс коммуникации между сотрудниками.
    Все прекрасно понимают, что художник, как минимум, отлично владеет кистью, клининг-менеджер – пылесосом, а дизайнер – вкусом, цветом и способностью учитывать желания жильца. Каждый из них обладает определенным набором знаний, навыков и умений, развитых до устраивающего заказчика уровня. А что должен уметь профессионал-фасилитатор?

    Фасилитатор – профессия сравнительно новая: ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators) существует лишь с 1989-го года. Несмотря на свою молодость, эта специальность уже вобрала в себя не один десяток умений. Рассмотрим ключевые из них.

    Правильно понять заказчика

    Иногда заказчик сам затрудняется сформулировать сказать, какую именно проблему он пытается решить. В этом случае полезно провести интервью с с диагностической целью среди будущих участников. В таком интервью анализируются:

      • мотивация людей: работников заставляют приходить на мероприятие или это их инициатива?
    1. понимание сотрудниками задач компании, а так же её миссии в глобальном смысле;
    2. актуальные, на взгляд участников, проблемы компании;
    3. психологический климат внутри коллектива;
    4. общий уровень корпоративной культуры.

    Такая диагностика помогает фасилитатору глубже проникнуть в среду компании и составить более детальный эффективный план мероприятия в дальнейшем.

    Разработать подробное мероприятие

    Далее фасилитатор должен обладать навыками сценариста. Сколько компаний – столько сценариев проведения мероприятий. Часто один и тот же тренинг может протекать абсолютно по-разному даже в рамках одной фирмы – например, если участвуют разные отделы.

    Сценарий разрабатывается пошагово, с указанием методов и инструментов, применяемых на каждом этапе. Сценарий должен быть подчинен одной цели: что ожидается от проводимой сессии?

    Здесь же заклдадывается время, отведенное на мероприятие – с учетом инструктажа группы, выполнения заданий и решения непредвиденных проблем. Фасилитатор должен помнить, что даже самый четко выверенный сценарий может пойти не по плану.

    Провести сессию, несмотря ни на что

    Теперь главное – воплотить задуманный сценарий на практике, решая ряд задач:

      • Максимально вовлечь всех присутствующих в процесс обсуждения;
    1. Гибко управлять обсуждением проблем;
    2. Компетентно отвечать на вопросы участников;
    3. Задавать стимулирующие вопросы участникам фасилитации;
    4. Четко и ясно инструктировать участников перед упражнениями.
    5. Вести конструктивную дискуссию после упражнений.
    6. Стимулировать процесс принятия решений.

    Впрочем, сценарный план фасилитатора всё-таки отличается от театрального своей подвижностью: если он видит, что группа зашла в тупик, можно быстро среагировать и поменять её направление.

    Управлять настроением аудитории

    Умение заряжать своей энергетикой публику – так же одно из ключевых в профессии фасилитатора. В одном случае нужно уметь шутить, в другом – быть мотивационным спикером. Мастер раскрепощает участников и дает им возможность свободно и открыто говорить о своих идеях.

    Создание творческой и ненапряжной обстановки – базовое условие для успешного проведения мероприятия.

    Молниеносно решать конфликты

    Даже при самом детальном интервью фасилитатор вряд ли будет иметь реальное представление о внутренних отношениях между сотрудниками. Может случиться так, что самая безобидная реплика одного участника больно заденет другого. Конфликт может остаться в стадии перепалки, а может и дорасти до масштабов, которые сведут всю групповую работу и настрой на нет. Чтобы этого не возникало, фасилитатор должен уметь гасить ссоры еще до их агрессивного проявления. В этом ему помогут навыки активного слушания, умение убеждать, работы возражениями, критикой и опыт разрешения конфликтов.

    Написать отчет с результатами

    Основная ошибка многих бизнес-консультантов, тренеров, коучей и т.д. заключается в отсутствии сопроводительных отчетов после окончания мероприятия. Сессия могла быть сколь угодна воодушевляющая и продуктивна в момент проведения – но фактически весь наработанный материал исчезает из головы участников, стоит им покинуть офис и уйти на выходные. Можно поспорить с тем, чья это задача: мастера фасилитации или её участников. Однако написание отчета с результатами – прямая обязанность фасилитатора-профессионала.

    Форма отчета обсуждается с заказчиками. Это могут быть проведение контрольных сессий, индивидуального и группового коучинга, консультаций в режиме эксперта и проведение тренингов.

    Кроме того, предоставление грамотно составленного полезного отчета может стать хорошей рекомендацией фасилитатору к сотрудничеству с компанией и дальше.

    Социальная фасилитация и ингибиция

    Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

    1. Настроение
      – плохое вызывает эффект ингибиции, хорошее усиливает фасилитацию.
    2. Боязнь оценивания
      – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
    3. Представители другого пола в аудитории
      – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.
    Читайте так же  Мультифокальные интраокулярные линзы ИОЛ (искусственный хрусталик) — разновидность моделей и правильный подбор

    Социальная фасилитация и леность

    Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом. Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей — пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.

    Фасилитация в педагогике и психологии — принципы и правила

    Виды фасилитации

    Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

    1. Социальная фасилитация
      – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
    2. Психологическая фасилитация
      – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это — преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
    3. Экофасилитация
      – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
    4. Спортивная фасилитация
      – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
    5. Педагогическая фасилитация
      – раскрытие способностей ребенка.

    Фасилитативные технологии в работе с семьей

    Богданова Т.В.

    МДОУ детский сад «Мишутка»

    г.Железногорск-Илимский

    старший воспитатель

    Фасилитативные технологии в работе с семьей

    Цель: Систематизировать знания и умения педагогов по взаимодействию с родителями через знакомство с ролью фасилитатора.

    Семья и дошкольные учреждения — два важных института со­циализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с дру­гими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную де­ятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладе­вать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного уча­стия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

    Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмо­циональный микроклимат,

    благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориен­тации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сфе­рах общественной жизни. Известно также, что именно пример родите­лей, их личные качества во многом определяют результативность вос­питательной функции семьи. Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. (Приложение 1).

    Продуктивность семейного воспитания в процессе развития де­тей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

    ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС ДО выделяет сотрудничество ДОО с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления развития детей. Современный педагог должен обладать компетентностями необходимым для установления сотрудничества с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекать их в образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.

    Педагог должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. Воспитателям необходимо освоить новые методы сохранения партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями дошкольников.

    Техники фасилитации

    Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

    1. «Поиск будущего/ Future Search»
      — достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
    2. «Выход за рамки/ Work out»
      — техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
    3. «Мозговой штурм/ Brainstorming»
      — происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
    4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion»
      — метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
    5. «Открытое пространство/Open Space»
      — позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

    Фасилитация в педагогике и психологии — принципы и правила

    Координация мероприятия

    Фасилитатор не является пассивным участником дискуссии, он управляет процессом дискуссии и контролирует ход обсуждения. Для того чтобы руководить грамотно, нужна определенная подготовка.

    Именно на этом этапе специалисту по фасилитации нужно обдумать базовые правила проведения того или иного мероприятия. Нужно будет также рассмотреть нестандартные варианты развития событий: словесные перепалки между участниками, отсутствие оптимального решения и пр.

    В начале дискуссии фасилитатор задает четкое направление, определяет тему и доводит цель собрания до всех присутствующих. Этим он помогает всем участникам сконцентрироваться на поставленной задаче.

    В результате каждый участник группы должен осознавать свою роль в процессе общения. На протяжении всего обсуждения роль фасилитатора заключается в том, чтобы обеспечить достижение группой необходимого результата.

    Навыки опытного фасилитатора

    • Умение вмешиваться в процесс таким образом, чтобы привносить творческие нотки в дискуссию.
    • Способность чувствовать динамику работы группы и сглаживать все возникающие неравенства: прекращение доминирования кого-либо из участников, вовлечение «молчунов», фокусирование внимания на теме и т.п.

    Эти навыки фасилитации необходимо не просто заучить — необходимо овладеть ими. Частая практика является единственным способом набить в этом руку. Опытный специалист в данной области будет уверенно вести дискуссию и создаст комфортную атмосферу вокруг себя.

    Основные шаги фасилитатора для координации мероприятия

    • Установить базовые правила. Кодекс правил для всех присутствующих: поведение в группе, отношение к другим участникам, высказывание своего мнения, рассмотрение выступлений членов группы и пр., должен быть согласован с участниками в самом начале мероприятия.
    • Задать направление. Обозначить цели и озвучить темы. Каждый участник должен понимать, зачем он находится на данном мероприятии и к чему в итоге должна прийти группа.
    • Знакомство и контакт. Каждого участника необходимо представить всей группе. Если в процессе налаживания контактов между членами группы возникнет напряжение — фасилитатор должен разрядить обстановку, восстановить равновесие между присутствующими и задать позитивный настрой.
    • Держать всех участников в тонусе. Длительные дискуссии утомляют участников и притупляют их внимание. Фасилитатор должен уловить тот момент, когда необходимо взбодрить членов группы или объявить перерыв.
    • Приглашать присутствующих высказываться, выслушивать и поддерживать друг друга. Сохраняя нейтралитет, фасилитатор должен внимательно следить за высказываниями и реакцией каждого присутствующего, проявлять заинтересованность в том, чтобы участники максимально раскрывались, а также показать, что он готов в любой момент вмешаться в дискуссию и помочь. Если кто-то из присутствующих не может выступить, так как другие «тянут одеяло на себя», фасилитатор должен исправить ситуацию.
    • Отслеживать завершение этапов и подведение итогов. В ходе дискуссии фасилитатор следит, чтобы присутствующие не отвлекались от главной темы. Если это происходит, он должен переключить внимание участников на ключевые вопросы. По окончании этапа анализируются достигнутые договоренности, намечаются дальнейшие действия и подводятся итоги.
    • Вмешиваться в процесс фасилитатор должен только если это действительно необходимо. Ситуация, при которой требуется вмешательство со стороны фасилитатора, может возникнуть в любой момент. Он должен быть наготове и заранее продумать, как поступить в той или иной ситуации. При этом важно сохранять объективность и фокусироваться на желаемом результате.Самое неприятное, что может быть — это выплеск гнева и раздражения по отношению друг к другу со стороны участников, разговоры на повышенных тонах и даже переходы на личности. Выполняя свою роль миротворца, фасилитатор должен сосредоточиться на той цели, ради которой собралась группа. Он должен увидеть, что стоит за поведением обеих сторон конфликта.
    • Прерывать обсуждения, не относящиеся к предмету дискуссии. Это нужно для того, чтобы участники беседы не занимали драгоценное время других членов группы посторонними темами.
    • Следить за временем. Принимая участие в процессе, фасилитатор обязан вести работу группы в установленных временных рамках.
    • Помогать участникам прийти к выводу, который буквально «лежит на поверхности». Если участники долго ходят вокруг да около решения, которое напрашивается само собой, фасилитатор может предоставить им зацепку в виде дополнительного факта или новых данных. Проанализировав, как может пойти дискуссия, он может набросать наиболее проблемные темы и запланировать больше времени для их обсуждения.
    • Оценивать вербальное и невербальное поведение участников группы. Способность фасилитатора правильно интерпретировать жесты и мимику участников дискуссии может предотвратить нарастающий конфликт.
    • Выступать в роли посредника. Эффективность работы координатора заключается в том, чтобы не принимать ничью сторону. Не участвуя в словесной перепалке, он может прервать конфликтующих, напомнив им об основных правилах поведения.
    Читайте так же  Сергей Филонов — Сухое лечебное голодание — мифы и реальность

    Фасилитация в педагогике

    Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

    • атмосфера психологической поддержки учащегося;
    • интерес к потребностям и запросам учеников;
    • умело организованный образовательный процесс;
    • понимание внутреннего мира детей;
    • способность открыто выражать свои переживания.

    Понятие фасилитации и фасилитатора

    Определение 1
    Учитель-фасилитатор – это педагог, деятельность которого проходит в рамках личностно-направленного подхода в образовании и характеризуется открытостью, акцентированием внимания на чувствах, эмоциях, переживаниях учащихся, поощрением их за успехи и заслуги, доверительным отношением к их способностям и возможностям, эмпатическим видением их деятельности и поступков.

    Фасилитация – это особый управленческий стиль, предполагающий создание такой системы управления и организации педагогического процесса, при которой управление носит директивный характер, не выходящий за пределы самоорганизации самоуправляемой системы. Проще говоря, фасилитация является одновременно и процессом, и способом действия, и инструментом, посредством применения которого осуществляется качественное и продуктивное групповое взаимодействие, организуется групповое сотрудничество и совместная деятельность.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Курсовая работа Учитель-фасилитатор 410 ₽ Реферат Учитель-фасилитатор 250 ₽ Контрольная работа Учитель-фасилитатор 230 ₽

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Замечание 1

    В процессе фасилитации происходит поиск пути, при котором коллектив будет работать слажено и продуктивно, создавая что-то новое или усваивая теоретическую научную информацию, чтобы затем найти ей практическое применение.

    Коллективная работа и коллективное взаимодействие организуется за счет специальных действий педагога. Именно эти действия и отражают процесс фасилитации. В нем приоритетную позицию занимает лидер. В образовательной сфере это место принадлежит учителю. Его задача сводится к тому, чтобы не выставлять себя авторитетом, а занять нейтральную позицию и направить учащихся на верный путь и направление развития.

    Фасилитатор является особым инструментом в образовательном процессе. От его квалификации и профессионализма зависит эффективность развития отдельного образовательного учреждения и образовательной системы в целом. Его обучают навыкам психологического взаимодействия и технологиям обеспечения продуктивной коммуникации.

    Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    Фасилитаторская деятельность ставится в приоритет воспитательной. Успех профессиональной деятельности учителя зависит от построения личных контактов с воспитанниками, исключая следование нормам и общественным взглядам, а только лишь учитывая индивидуальные потребности, особенности развития, стремления и взгляды.

    Деятельность педагога-фасилитатора ориентирована на создание такого образовательного климата, который благотворно сказывается на развитии инициативы и самостоятельности учащихся, формирует навыки коммуникативного взаимодействия и помогает создать комфортную среду для общения между сверстниками в образовательном заведении. Учебно-воспитательный процесс в этом случае характеризуется свободой и применением здоровьесберегающих методик и технологий.

    Учитель-фасилитатор должен обладать навыками:

    1. Направления и построения обсуждения на учебном занятии в нужное русло.
    2. выбора из разнообразных решений коллектива наиболее оптимального и верного, а также продуктивного в конкретной ситуации.
    3. Уметь принимать рискованные решения и брать на себя ответственность за них.
    4. Взаимодействовать с различными коллективами учащихся, с проблемными и трудными детьми.
    5. Уметь строить беседы, диалоги, обсуждения различных форматов и с легкостью ориентироваться в них.
    6. Применять разнообразные методы и средства воспитательного воздействия, продуктивно сочетать их.
    7. Легко адаптироваться к новым социально-экономическим условиям развития общества, политическим направлениям в образовательной сфере.
    8. Преодоления трудностей, возникающих в ходе решения учебных проблем и задач.
    9. Справляться со стрессовыми ситуациями, контролировать свои эмоции.
    10. Открытого взаимодействия с учащимися.
    11. Стимулирования к личностному развитию и желанию изменить свои качества, способности, развить навыки.

    Деятельность учителя-фасилитатора формируется таким образом, чтобы ставить интересы и потребности учебно-воспитательной группы на приоритетное место в образовании, не допуская торможения в обсуждении и не ускоряя его темпы. Объект, процесс, проблема, стоящая в центре обсуждения должна охватывать все внимание учащихся. Этому способствует педагог.

    Профессиональные навыки педагога-фасилитатора помогают создать грамотное эмоционально-психологическое взаимодействие на учебном занятии.

    Овладение навыками фасилитаторской деятельности не доступно каждому педагогу. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий постановки иных приоритетов и открытия своей личности учащимся, формирование личностного характера общения.

    Фасилитация в спорте

    Принцип фасилитации в спортивной психологии основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

    • обучение игре в команде;
    • усиление командного духа;
    • повышение мотивации и ответственности за результат;
    • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

    Фасилитация в педагогике и психологии — принципы и правила

    Фасилитация — литература

    Фасилитация — востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

    1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
    2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч
      . Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
    3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч
      . В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
    4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер
      . Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
    5. «Социальная психология» Д. Майерс
      . Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.

    “Педагогические науки”/2.Проблемы подготовки специалистов.

    Д.пед.наук Ромашина С.Я.,

    Д.пед.наук Майер А.А.

    Московский городской педагогический университет, Россия

    Алтайская государственная педагогическая академия, Россия

    Личностно-профессиональный портрет

    педагога-фасилитатора

    Попытка определить перечень профессионально значимых и необходимых свойств и качеств педагога породила множество классификаций и моделей, описывающих педагогическую профессию. Следует отметить, что в настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога, что значительно усложняет как само изучение профессии, так и подготовку к ней. С переходом на компетентностную модель педагогического труда появилась возможность квалиметрии профессии педагога. Это, в первую очередь, относится к личности и деятельности педагога.

    В профессиональной деятельности педагога можно выделить два главных аспекта – личность и деятельность. Основная база для понимания психологии личности и деятельности учителя заложена в трудах В.А. Сластенина, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова. Обобщенную характеристику личности учителя в структуре профессиональной компетентности предлагает И.А. Зимняя, на основе позиций П.Ф. Каптерева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой [1].

    Неотъемлемой характеристикой компетентного педагога выступает фасилитативная составляющая. Педагоги-фасилитаторы, «провоцируют» самостоятельность и ответственную свободу учащихся и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы. В этом случае педагог создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в учебной работе, а, следовательно, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации студентов.

    Читайте так же  Операция на косоглазие – коррекция глаз у взрослых и детей

    По мнению Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой, в состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

    o действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;

    o социально-коммуникативная компетентность – знания, умения и способности, обеспечивающие личностно-ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;

    o социальный интеллект – способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;

    o сверхнормативная профессионально-педагогическая активность готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;

    o социально-психологическая толерантность – терпимость к молодёжному образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;

    o педагогическая рефлексия – качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать, как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;

    o социальная ответственность – способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися, прогнозирование и коррекция профессионального становления студентов [5].

    Таким образом, по итогам анализа, можно заключить, что основные качества педагога-фасилитатора формируются на пересечении эмпатийного и рефлексивного начал. Это в свою очередь связано с проявлением творчества и креативности субъекта. В изучаемом ракурсе – фасилитация становится системообразующим элементом профессионализма педагога, поскольку включает в себя как личностные качества и свойства (направленность, установки, отношения, мотивы и ценности), так и их профессиональное воплощение в деятельности и общении (индивидуальный стиль деятельности, коммуникативная компетентность и др.).

    Конкретизируем представленные компоненты личностных и профессиональных качеств через установки фасилитатора при взаимодействии, определенные в работах К. Роджерса. Он убежден, что по существу реформа образования должна основываться на изменении личностных установок учителя, осуществляющихся в процессе его межличностного взаимодействия с учащимися. Установками учителя-фасилитатора являются:

    — «открытость», учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении с учащимися;

    — «принятие» и «доверие», определяющие выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на положительные качества воспитанника”;

    — «эмпатическое понимание», выражающееся в видении учителем поведения учащегося, оценке его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося.

    Оно, по мнению исследователя, позволяет учителю, “постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей [2].

    В исследованиях Флемминга Фанча представлен определенный кодекс фасилитатора как свод правил и принципов, определяющих успешность его деятельности [4]. Основные правила и нормы поведения фасилитатора во взаимодействии можно спроецировать на личностные и деятельностные качества педагога. Рассмотрим данные правила:

    1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство. Фасилитатор создает безопасное пространство своим присутствием и своей энергией. Он выглядит и действует так, чтобы не тревожить клиента. Фасилитатор делает все для того, чтобы возможных помех было как можно меньше, и чтобы физическое пространство было удобным.

    2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу. Следовательно, важным качеством для педагога-фасилитатора будет фокусировка на клиенте и его проблеме (децентрализация).

    3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту. В этом аспекте для фасилитатора характерны объективность и независимость.

    4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить. Отметим важные черты фасилитатора – последовательность и рациональность.

    5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента. Для фасилитатора должны быть характерны ситуативность и адекватность.

    6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения. Это может свидетельствовать о целеустремленности и ответственности фасилитатора.

    7. Не оценивайте реальность клиента. Фасилитатору следует демонстрировать гибкость и толерантность.

    8. Не опровергайте клиента, его реальность и его достижения. Гуманизм и вера в человеческие силы – также неотъемлемые черты фасилитатора.

    9. Не скрывайте от клиента, что он сам является причиной своих достижений. Способность к рефлексии и саморазвитию являются важными чертами фасилитатора.

    Исходя из указанных правил и норм, к фасилитатору предъявляются определенные требования, которые описаны в литературе с точки зрения свойств фасилитатора.

    1. Фасилитатору нужно уметь присутствовать: включенность и заинтересованность

    2. Фасилитатор должен уметь быть беспристрастным и непредвзятым

    3. Фасилитатору нужно быть причиной, и нужно знать, что делать.

    4. Фасилитатору нужно уметь общаться.

    5. Фасилитатор нужно продолжать работать с темой до ее завершения [4].

    Исследователи отмечают, что все это основные человеческие способности: быть здесь, говорить, слушать, понимать, действовать. Средний человек может делать это достаточно хорошо для простого фасилитативного взаимодействия: это значит, что почти каждый может начать быть фасилитатором.

    В современных исследованиях систематизированы определенные особенности фасилитации [4; 6] и фасилитативной работы в образовании [3].

    В первую очередь, такой особенностью является помощь высокого уровня. Специалисту-фасилитатору нужно не только действовать правильно, но к тому же точно знать, почему он так действует. Правильные действия дадут очень многое при условии осознания того, что делает специалист.

    Во-вторых, фасилитатору необходимо гибко и динамично менять позиции и роли во взаимодействии. Начиная работать с новым клиентом, фасилитатор обычно выступает в роли ремонтника. Клиент приходит, потому что что-то не в порядке, ему нужно что-то изменить или починить.

    Фасилитатору ценно знать, как справляться с переходом клиента от потребности в ремонте к желанию новых и лучших переживаний в жизни. Если фасилитатор ничего не делает в связи с этим, то у него, скорее всего, будут в основном кратковременные клиенты.

    Фасилитатору нужно иметь общий обзор областей жизни, над которыми можно работать, и того, как их можно улучшать. Ему нужно уметь предлагать темы клиенту, и помогать ему выбирать, чем он хочет заняться прежде всего. И тогда фасилитатор должен быть готов составить программу, как туда добраться.

    Фасилитатору нужно быть человеком, к которому удобно прийти за помощью, советом и направлением. Ему нужно выглядеть тем, кто что-то знает, и кто внушает доверие к своим действиям и словам.

    Ценность фасилитатора заключается в его таланте быть, а не казаться реальным помощником, используя свой человеческий потенциал и профессиональный опыт.

    Литература:

    1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб.пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д. : Изд-во “Феникс”, 1997. – 480 с.

    2. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М.: Прогресс Универс, 1994. – 479 с.

    3. Ромашина, С.Я. Фасилитативная педагогика / С.Я. Ромашина, А.А. Майер : учебное пособие. – Барнаул : Азбука, 2011. – 300 с.

    4. Фанч, Ф. Пути преобразования : учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям / Ф. Фанч / Пер. с англ. – Киев : Д. А. Ивахненко, 1997. – 400 с.

    5. Шахматова, О.Н. Психологические особенности педагогической фасилитации / О.Н. Шахматова // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всерос. съезда психологов. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. – Т. 8. – С. 373-377.

    6. Wilkinson, M. The Secrets of Facilitation: The S.M.A.R.T. Guide to Getting Results with Groups [Электронный ресурс] / M. Wilkinson // Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=u_W1XToehAC&pg=PA18&dq=facilitation+secrets#v=onepage&q=&f=false, свободный.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *