Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    f8bc5aae18727848a23311746c3a9331

    Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    Бывало ли с вами такое, что преподаватель не верил вам, хоть вы и говорили праву? Или вам ооочень нужно было, чтобы он поверил, хоть вы и говорили неправду? Пришло время раскрыть секреты психологии убеждения. Ранее мы уже рассказывали о некоторых лайфхаках убеждения, которые используются спецслужбами.

    Далее 50 способов (ну или немного меньше) убеждения, которые помогут выкрутиться, если вы попали в передрягу.

    Суть проблемы и ее двойственность

    Что заставляет нас поверить или не поверить в ту или иную историю? Правильно: логика повествования!

    Логика оказывает непосредственное влияние на наш разум. Но чтобы добиться максимального эффекта, не стоит забывать и о чувствах, которые придают убедительности сказанному. То есть всегда стоит помнить: можно что-то доказать, но насильно убедить не получится.

    Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    Убеждение в жизни – совсем не то, что использование способов доказательства теоремы Пифагора. Здесь недостаточно сухих фактов и формул

    Давайте взглянем с другой стороны. Если воздействовать на чувства и не принимать во внимание логические обоснования, получится убедить, но не доказать.

    Итог: чтобы доказываемое было убедительным, а убедительное – доказательным, необходимо применять и логические, и нелогические способы доказательства и убеждения.

    Обоснование тезиса, при котором вместе с логическими методами используют способы нелогического воздействия, называется аргументацией.

    Виды и примеры нелогических приемов

    Тема нелогических приемов хорошо освещена в предмете «риторика» (наука об ораторском искусстве). Используя описанные там методы, можно добиться невероятного эффекта:

    • выразительности речи,
    • придания сказанному яркости,
    • повышения эмоциональности,
    • активного воздействия на чувства.

    Чтобы добиться всего этого, используют метафоры, эпитеты, повторы, средства, усиливающие эмоциональность и образность процесса.

    Есть и другие нехитрые риторические приемы: темп речи и ее интонация, мастерское использование пауз в речи, жестов, мимики и так далее.

    Использовать риторические методы рекомендуется только в сочетании с логическими приемами. Если переусердствовать с ораторскими инструментами и пренебречь логическими, аргументация превращается в демагогию – внешне красивое, но пустое по содержанию высказывание.

    Такая речь сможет убедить, но не доказать. Поэтому придется поискать другие методы убеждения.

    Использование ложных доводов

    Интересен и тот факт, что в риторике существует ряд довольно убедительных приемов, которые напрочь отвергаются логикой. Они называются доводами и используются в разных спорах, дискуссиях, прениях сторон в судах.

    1. Довод к личности. Это логическое основание высказывания, но относится к дополнительным приемам убеждения. Его используют в аргументации (например, в характеристике правонарушителя).
    2. Довод к публике. Оратор пытается вызвать у публики определенные чувства так, чтобы изменить их отношение к поставленному на повестку дня вопроса. Данный довод усиливает имеющуюся аргументацию. Но его лучше не использовать без (или в качестве замены) основного доказательства.
    3. Довод к авторитету. Здесь в качестве основного довода используется высказывание известных личностей (ученых, политических деятелей, философов). Как и предыдущие способы убеждения человека этот довод рекомендуется использовать в качестве дополнительного, а не основного.
    4. Довод к состраданию. Нередко, чтобы получить положительную оценку или способствовать удовлетворительному решению вопроса человек пытается вызвать сочувствие или жалость к себе или кому-то.
    5. Довод к невежеству. Расчетливое использование аргументов, заведомо неизвестных публике.
    6. Довод к выгоде. Здесь идет расчет на то, что предоставляемые аргументы будут положительно восприняты слушающими только потому, что они выгодны. Например, в ходе предвыборного обращения люди автоматически лучше относятся к тому, кто бездоказательно обещает повышение зарплат, потому что народ в этом заинтересован.
    7. Довод к силе. Применение угроз к тем, кто выражает свое несогласие с высказанными тезисами.

    Ни один из этих доводов не воспринимается логикой потому, что целью доказательства является обоснование истины.

    Итак, в процессе обсуждения собеседник может использовать следующие приемы манипуляций и методы убеждения и внушения:

    • подмена тезисов в процессе доказательств;
    • использование тезиса доводов, ничего не доказывающих или верных частично при некоторых условиях, или применение заведомо ложных доводов;
    • доказательства ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения.

    Трёхканальная аргументация, изменение формулировок и вовлечение в разговор

    Принцип трёхканальной аргументации

    Наш мозг обрабатывает речь в трёх плоскостях: визуальной, аудиальной и кинестетической. Причём наибольшая доля запоминаемой информации приходится на первую из них.

    Читайте так же  Бифокальные контактные линзы — что это, подбор

    Вам, как и любому оратору, необходимо воздействовать на каждую из этих репрезентативных систем. И, как вы догадались, основной упор должен быть сделан именно на визуальную систему.

    Для этого не нужно прибегать к дополнительным средствам: нашего языка вполне достаточно.

    Визуальную систему репрезентации активируют слова и словосочетания, которые создают зрительные образы: красный, лежащий на ладони, блестящий, размером с небоскрёб и т.д.

    Аудиальную систему активируют слова и словосочетания громкий, со скрипом, издавать жалобный визг и т.д.

    Кинестетическую: дурно пахнущий, шершавый, создаётся ощущение и т.д.

    Преобразование негативных формулировок в позитивные

    Обычно вопрос, заданный в негативной формулировке, заставляет человека дать ответ с такой же негативной формулировкой.

    Например:

    — Почему вы опоздали?

    — Я не опоздал!

    Но формулировки закрепляются в памяти. Если взять пример выше и повторить его несколько раз, то ваш начальник будет думать, что если вы и не опаздываете, то можете опоздать. Многократное повторение негативной формулировки укрепило в нём эту несправедливую мысль. Именно поэтому нужно менять формулировку на позитивную:

    — Почему вы опоздали?

    — Я пришёл вовремя!

    Потренируйтесь: прямо сейчас вспомните последние 5-10 негативных формулировок, которые вы слышали, и преобразуйте их в позитивные.

    Вовлечение собеседника в разговор

    Карстен Бредемайер предлагает «посыл к вступлению в разговор». Инструкция прилагается:

    1. Обратитесь к собеседнику по имени. Уже многие авторы отмечали, что это способствует эффективной коммуникации и налаживанию отношений. Но это ещё и простой способ привлечь внимание.
    2. Задействуйте рефлексию собеседника. Проще говоря, активируйте в его памяти какое-то общее воспоминание.
    3. Вплетайте в свои фразы формулировки, ориентирующие на консенсус.
    4. Используйте визуальный контакт. Как уже многократно говорилось, он чрезвычайно важен в течение всего выступления. Но также взгляд можно использовать и для того, чтобы выделить какого-то собеседника, привлечь его.
    5. Используйте уважительные формулировки.
    6. Изменяйте построение сценария. Вам помогут фразы «Представьте себе…», «Прошу вас вспомнить…» и т.д.
    7. Апеллируйте к собеседнику. Например, посмотрите на него после изложения тезиса и добавьте: «Не упустите свой шанс!».

    Вовлекайте собеседников в разговор, воздействуйте на них с помощью трёхканальной аргументации и всегда имейте туза в рукаве.

    Желаю успехов!

    Автор: Игорь Болтовнин Весь цикл статей об эвристических уловках:

    Часть первая. 7 правил хитроумной риторики Часть вторая. Возможности языка Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом Часть седьмая. Ложные аргументы Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы Часть девятая. О видах вопросов Часть десятая. Типы вопросов Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва

    Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

    Советуем также прочитать:

    • Сторителлинг
    • Чёрная риторика. Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
    • Риторика: как сделать своё выступление эффективным?
    • Риторическая рука
    • 8 приемов: как удержать внимание аудитории
    • 8 способов стать обаятельным собеседником
    • Как сделать ясным смысл выступления
    • Ораторское искусство: упражнения
    • 4 ошибки оратора: причины, почему выступления не имеют успеха
    • 7 практических способов улучшить ваш навык публичных выступлений
    • Подготовка и произнесение речи

    Ключевые слова:1Риторика, 2Коммуникации

    Подражание как психологический способ влияния и убеждения

    Есть и другие секреты, как убедить собеседника в своей правоте против его воли. Самым главным методом убеждения (особенно в воспитании детей) является подражание.

    Подражание – воспроизведение поступков, деятельности, качеств других людей, на которых хочется быть похожим.

    Условия, при которых человеку хочется подражать:

    • положительное отношение, уважение или восхищение объектом;
    • недостаточное количество опыта по отношению к объекту подражания;
    • привлекательность образца;
    • осознанная направленность воли и желания на объект подражания.

    Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    Ярчайший пример природных подражателей – дети
    Однако при подражании происходит не только изменение самого человека, но и образца. Человеку нравится, что ему пытается кто-то подражать. И на подсознательном уровне он пытается начать подражать ему в ответ.

    Подражать можно и вполне осознанно с одной из следующих целей:

    1. Введение новой информации в установки, систему взглядов оппонента.
    2. Внесение изменений в систему установок.
    3. Изменение отношения оппонента, то есть осуществление сдвига мотива, сдвига в системе ценностей человека.

    При внесении изменений в систему установок оппонента следует знать, какие основные функции установок существуют:

    • функция приспособления — необходимость добиться максимально благоприятного положения в обществе. Отсюда врожденная установка к полезным, благоприятным для себя установкам и отвращение к источникам отрицательных стимулов;
    • эгозащитная функция – необходимость поддерживать свою внутреннюю устойчивость, в результате чего в нас автоматически всплывает отрицательная установка к тем, кто может быть источником опасности для нашей целостности. Мы склонны к занижению самооценки, если кто-то значимый оценивает нас отрицательно, поэтому в нас автоматически вырабатывается отрицательная установка к этому человеку только на основе его отношения к нам, а не фактического наличия плохих качеств;
    • ценностно-выразительная функция – наша потребность в личностной устойчивости. Положительные установки в нас вырабатываются к лицам нашего же личностного типа. То есть если я сильный и независимый, то буду положительно относиться к таким же людям;
    • функция организации мировоззрения – выработка установок по отношению к имеющимся знаниям об окружающем мире. В нашей голове все знания образуют систему, тогда и система установок является совокупностью наших знаний о мире и людях с нашей эмоциональной окраской. Но когда мы встречаемся с противоречащими нашим установкам фактами, мы автоматически отвергаем их. Именно поэтому новые идеи, теории, изобретения постоянно встречаются с недоверием, непониманием.
    Читайте так же  Алкогольный психоз — бред ревности

    Применение метода убеждения в различных формах

    Организация практического применения метода убеждения проходит в нескольких основных формах:

    1. Информационная форма. Это фундаментальный прием деятельности, ориентированной на убеждение. Он происходит путем простейшего преподнесения учащимся различных знаний, сведений, данных, которые помогают мотивировать их познавательную активность и развить заинтересованность в дальнейшем познании. Приемами организации данной формы являются: рассказы, беседы, проведение лекционных занятий и инструктажа, наглядное демонстрирование, организация интересных коммуникационных встреч и связей. Применение этой формы не представляет собой особых сложностей в организации. По желанию педагога осуществляется определение содержания, объема и способа преподнесения информации. Им учитываются возрастные особенности развития учащихся и их индивидуальная специфика. При этом, стоит обращать внимание на рациональное и грамотное преподнесение информации. Она должна характеризоваться логичностью, простотой и ненавязчивостью, доступностью восприятия.
    2. Поисковая форма. Основывается на постановке проблемы, решение которой необходимо для изучения и усвоения учебной программы самостоятельным путем. Это позволяет активизировать и развить навыки самостоятельности, создает предпосылки для саморазвития и самоутверждения личности.
    3. Дискуссионная форма. Основывается на организации обсуждения и совместного разрешения проблем и спорных вопросов. Такая форма стимулирует познавательную заинтересованность и формирует основы рефлексивного мышления. В процессе дискуссии происходит построение спора и столкновение точек зрения. Она характеризуется равноправием высказывания взглядов и идей. По результатам прохождения дискуссии происходит приход к единому соглашению, формируя лучшее понимание деятельности и развитие взглядов иного направления на решение проблемного момента. Дискуссия нацелена на поиск истины, посредством целенаправленного и упорядоченного обмена идеями и взглядами, как учащихся, так и педагогов. Дискуссия имеет важное воспитательное значение, поскольку она обеспечивает общение между учащимися, развивая их мыслительную деятельность, навыки принятия чужих идей и взглядов, открытие новых способов решения проблем. Дискуссию педагог организует тщательным образом. Он может провести ее в форме обсуждения за круглым столом, дебатов, проведения поэтапного мозгового штурма, организации форума или симпозиума, а также моделирования различных процессов, например, судебного разбирательства.
    4. Форма взаимного просвещения. Развитие стремления, желания и потребности у учащихся осуществлять передачу своих убеждений, уметь пропагандировать их, обосновывать и доказывать их истинность. В этом случае, педагог берет на себя обязанности оказания поддержки и консультирования учащихся, учащийся принимает обязанности воспитательного влияния на своих сверстников. В итоге, коллектив учащихся становится субъектом воспитательной деятельности. взаимное просвещение организуется посредством применения таких приемов, как: написание докладов, подготовка сообщений, политинформация, написание стенгазет и создание стендов различных тематик.

    Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

    Основные способы убеждения

    К методам убеждения и воздействия относятся:

    1. Вербальные методы, то есть слова. Для разных людей могут быть использованы разные слова, так как у каждого лишь свойственный ему одному уровень самооценки, опыт, особенности характера, интеллектуальные способности, тип личности.
    2. Невербальные методы: мимика, жесты, интонация, позы, поведение и степень доверия.
    3. Специально-организованная деятельность, в которую вовлекается человек. Изменяя статус в ходе этой деятельности, можно изменить и поведение человека, а также его переживания, поведение, состояние.
    4. Регулирование уровня и степени удовлетворения потребности. Если человек согласен с тем, что другой имеет право регулировать его уровень удовлетворения потребности, то изменения будут происходить. В противном случае воздействия не будет.
    Читайте так же  Исследование цветоощущения у офтальмолога в Москве по доступным ценам!

    Все эти установки связаны между собой, поэтому изменения не происходят быстро. Но если применять их регулярно и целенаправленно, они подействуют.

    Вот мы с вами и рассмотрели способы убеждения, воздействия, доказательства для воздействия на других людей. Но вот что вам всегда нужно помнить: если вы пытаетесь против воли воздействовать на человека, не забывайте, что кто-то другой может поступить с вами так же. Можно назвать это и кармой, если захотите.

    Впрочем, невинные шалости в общении с преподавателем – такие невинные, что вряд ли стоит испытывать муки совести. Ведь вполне вероятно, что использование логических ошибок поможет сдать экзамен или даже защитить диплом! Если эти меры не помогут, вы всегда сможете обратиться в студенческий сервис, которому по плечу эта задача.

    Метод убеждения и его место в педагогике

    Определение 1
    Метод убеждения – это ведущая воспитательная методика, ориентированная на оказание целесообразного и продуктивного влияния на рациональную область сознательной деятельности учащихся.

    Применение метода убеждения направлено на развитие убеждений, идей, взглядов, мировоззрения, выработку гражданской позиции, принятие культурных и социальных ценностей. Методика применяется при необходимости проведения преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества, его переходи на новую стадию развития.

    Замечание 1

    Метод убеждения нацелен на создание в умах учащихся системы убеждений и взглядов, оценок и установок, либо их совершенствование или преобразование, отвечающих требованиям общества и текущего этапа его развития.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Метод убеждения 420 руб.
    • Реферат Метод убеждения 260 руб.
    • Контрольная работа Метод убеждения 220 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Убеждение взывает к логическому мышлению, интеллекту, жизненному опыту и чувственной стороне воспитанника. Таким образом происходит добровольное и осознанное принятие идей и взглядов, которые передаются им педагогом. Таким образом, происходит превращение идей в мотивы поведения. В этой связи, применение метода убеждения является актуальным и востребованным в психологии и педагогике.

    Применение метода убеждения должно осуществляться таким образом, чтобы доносить до сознания воспитанников истинность и верность усвоенной в ходе обучения информации, находящей подтверждение ее рациональности в их умах. Кроме того, они должны быть способны защищать свои убеждения, целенаправленно применять их в жизни и не бояться противопоставлять их иным общественным убеждениям.

    Для формирования истинности убеждения в сознании учащихся, правильности и целесообразности того или иного научного положения требуется построение грамотной цепочки, включающей логические аргументы и положения, доказывающие их верность. Что касается воспитания любви к прекрасному, Родине, почитание искусства и принятия культурных ценностей, то убеждение их истинности не требует включения логики. Оно основывается на чувственной и эмоциональной стороне развития личности. Тогда убеждение является внушением. Существуют и иные случаи, требующие применения и логики и чувств для подтверждения убеждений.

    — — Требуется помощь в составлении плана учебной работы? — Укажи тему и получи ответ через 15 минут — — — — — — получить помощь — —

    Практическое применение метода убеждения в педагогической работе осуществляется на основе:

    Знакомства с практическим опытом деятельности предшествующих поколений, иных людей;

    • Демонстрации личного примера педагогом;
    • Проведение совместной работы, деятельности.

    Процесс убеждения является по своей сути искусством. Оно развилось еще в древние времена и основывалось на правилах, установленных великими философами: Гомером, Сократом, Паскалем. Эти правила в той или иной степени находят применение в педагогике и по сей день, не теряя своей актуальности.

    Эффективные методы доказательства и убеждения людей: психологические приемы, которые заставят преподавателя замолчать

    Рисунок 1. Метод убеждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *