Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    8ca2422c546930f5c63741d77dca18a2

    Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    Дискалькулия — нарушение способностей к счету, арифметике, точным наукам. Проявляется затруднениями при распознавании цифровых символов, сравнении величин и операциях с числами. Встречается у 6% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одинаково часто выявляется у пациентов обоих полов.
    Специалисты клиники «Лето» успешно проводят коррекцию расстройств учебных навыков. Запись по тел..

    Причины

    Выделяют психогенный, органический и генетически обусловленный варианты. У многих детей патология возникает при одновременном влиянии нескольких факторов, один из которых является определяющим. Выявление этого фактора позволяет подобрать оптимальную программу коррекции, поэтому специалисты уделяют большое внимание выяснению ведущей причины дискалькулии.

    • Неблагоприятная наследственность. Большинство родителей маленьких пациентов в детстве испытывали те же трудности, что свидетельствует о генетической предрасположенности.
    • Отрицательный опыт обучения. Чрезмерные наказания, конфликты и принуждение заставляют ребенка потерять уверенность, провоцируют страх и отвращение к точным наукам.
    • Органические поражения мозга. Проблема может быть связана с дисфункциональными изменениями вследствие осложнений гестации, вредных привычек матери, внутриутробных инфекций, черепно-мозговых травм и инфекционных поражений ЦНС, перенесенных в первые годы жизни.

    Причины и механизмы дискалькулии

    Ученые не знают точно, что вызывает дискалькулию. Но они полагают, что отчасти это может быть связано с различиями в том, как устроен мозг, и как он функционирует. Исследования также показали, что для детей с данным нарушением предвкушение необходимости заниматься математикой активирует те же центры в мозге, которые регистрируют внутренние угрозы и физическую боль. Вот несколько возможных причин возникновения дискалькулии:

    • Дискалькулия может быть связана с дисфункцией в области вокруг внутрипариетальной борозды и, возможно, также в лобной доле.
    • Гены и наследственность. Проведенные исследования показывают, что генетика может играть роль в проблемах с математикой.
    • Дискалькулия у девочек может была связана с синдромом Тернера – генетическим состоянием, при котором одна Х-хромосома частично или полностью отсутствует. Хотя предполагаемая связь до конца не установлена.

    Стоит отметить, что математические нарушения могут возникать в результате некоторых видов черепно-мозговых травм. В таком случае, используется термин «акалькулия», поскольку она является приобретенным расстройством, которое, как правило, диагностируется у взрослых людей и людей преклонного возраста, к примеру, переживших инсульт. Дискалькулия же имеет врожденное, генетическое происхождение. Кроме этого, не все проблемы с математикой, даже серьезные, вызваны дискалькулией или акалькулией. Такие виды расстройств, как дислексия (нарушение способности к овладению навыками чтения и письма в случае сохранения общей способности к обучению), дисграфия (частичное нарушение процесса письма, трудности с овладением письменной речью), синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы со зрительной или слуховой обработкой информации и другие также могут повлиять на способность ребенка решать математические задачи и уравнения.

    Читайте так же  Препараты и лекарства с действующим веществом Пиклоксидин

    Механизм развития

    Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    В основе патогенеза лежит нарушение функций нейронов внутритеменной борозды, недостаточность связей между теменной долей и прилегающими участками, отвечающими за распознавание символов и выполнение математических операций, пространственное восприятие. В результате нарушаются процессы расшифровки цифр и знаков, осмысления задач. Ситуация осложняется снижением концентрации внимания, уменьшением объема оперативной памяти, недостаточностью планирования и низкой скоростью обработки информации.

    Классификация

    С учетом преобладающего характера дефицита различают следующие типы дискалькулии:

    • Вербальная. Трудности при узнавании чисел и понимании задач на слух. Нормальное выполнение письменных заданий при неспособности к устным вычислениям.
    • Прогностическая. Нарушается перевод конкретики в абстракцию и наоборот. Невозможно создание символической схемы для практической задачи.
    • Лексическая. Затруднено чтение цифр и арифметических действий. Аудиальное восприятие в норме, при прочтении появляются проблемы.
    • Графическая. Устно математические действия совершаются без ошибок, но ребенок не понимает, что делать, когда задачу просят записать.
    • Идеогностическая. Неспособность мысленно оперировать математическими понятиями без опоры на рисунки, палочки, записи.
    • Операциональная. Понимание и сравнение чисел не страдает, затруднения отмечаются при решении как устных, так и письменных примеров.

    Классификация и виды дискалькулии

    • Вербальная дискалькулия – нарушение словесного обозначения математических понятий.
    • Лексическая дискалькулия – нарушение чтения математических знаков.
    • Графическая дискалькулия – нарушение записи математических символов или знаков, а также нарушение правильного воспроизведения геометрических фигур.
    • Операциональная (или идеогностическая) дискалькулия – неспособность оперировать цифрами и выполнять простые математические задания.
    • Практогностическая дискалькулия – неспособность считать или сравнивать конкретные, наглядные объекты или их символы.

    Симптомы

    Проявления зависят от возраста пациента и варианта расстройства. Первые признаки становятся заметными еще до начала школьного обучения, наиболее яркая картина наблюдается в младших классах, без профессиональной помощи нарушения сохраняются на протяжении всего периода учебы, влияют на выбор профессии.

    Дошкольники плохо усваивают представление о числах, тяжело осваивают прямой и обратный счет, затрудняются при выборе большего предмета из двух, определении количества палочек. Слово, обозначающее число, например, «пять» и его символическое обозначение на бумаге не связываются между собой. При дисграфии нарушается запись под диктовку и копирование с оригинала. Вербальная разновидность проявляется неспособностью распознавания чисел на слух.

    Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    Младшие школьники путают знаки, обозначающие арифметические действия. Не могут запомнить таблицу умножения. Не понимают, что означает «больше (меньше), чем / на / в». Продолжают считать с помощью карандашей, палочек и пальцев, когда их одноклассники уже перестали нуждаться в наглядных пособиях. Плохо запоминают порядок действий и правила расчета. Не могут трансформировать вертикальную запись вычитания или сложения в горизонтальную.

    В последующем страдает успеваемость по алгебре и геометрии. Дети не понимают условия, не могут проанализировать задачу, теряют нить подсчетов, не отличают важную информацию от второстепенной. Тяжело ориентируются в незнакомой местности, плохо распознают время и дату, не умеют работать с картами, таблицами и пр.

    Читайте так же  Обширный инсульт: последствия, шансы и прогнозы

    Математические навыки имеют высокую значимость при изучении многих предметов школьной программы, необходимы в обычной жизни, важны при выборе специальности и успешном профессиональном обучении. Дети плохо успевают по геометрии, черчению и другим предметам, прогуливают уроки, в последующем выбирают работу, не связанную с цифрами, даже если она хуже оплачивается и не обеспечивает желаемых перспектив.

    Диагностика

    Подозрение на наличие расстройства, как правило, возникает в позднем дошкольном или раннем школьном возрасте. Первичное определение характера проблемы осуществляют учителя и школьные психологи. Диагностику дискалькулии проводит психиатр. Специалист выясняет причину обращения, уточняет особенности течения беременности, наличие органических и психических патологий. Расспрашивает о случаях расстройств учебных навыков у других членов семьи.

    Дискалькулия: виды, причины, симптомы и лечение

    В зависимости от возраста ребенка могут попросить классифицировать объекты, расположить числа от большего к меньшему и наоборот, сравнить предметы или числа между собой, решить определенные примеры, перевести устную задачу в письменную и пр. Для исключения других нарушений производят развернутую оценку памяти, речи и интеллекта. Проводят дифференцировку с задержкой речевого и психического развития, педагогической запущенностью.

    Как лечить заболевание?

    Лечение дискалькулии может варьироваться в зависимости от характера и степени выраженности расстройства. Но учитывая специфический характер болезни, для ее преодоления используется терапевтический прием, такой как когнитивная реабилитация, а медикаментозного лечения не предусматривается. После выявления у ребенка проблем с обучением и когнитивных нарушений, связанных с дискалькулией, специалист разрабатывает план по их преодолению. Это возможно путем приспосабливания урока к индивидуальным потребностям ребенка, сосредотачиваясь на том, что вызывает у него наибольшие трудности. Цель состоит в том, чтобы создать стабильную основу для развития навыков. Для того, чтобы помочь ребенку развить математические навыки необходим практический подход. Например, можно использовать конкретные материальные предметы, такие как цветные стеклянные камни, фигурки, игрушки и прочее, чтобы в форме игры научить ребенка считать и выполнять простые арифметические операции.

    Лечение

    Основой терапии являются психокоррекционные упражнения, стимулирующие развитие нейронных связей. С ребенком занимаются педагоги-психологи и логопеды, знающие, как лечить дискалькулию. По показаниям дополнительно назначаются ноотропы. Акцент делается на формировании таких функций, как:

    • Пространственные. Появляются навыки работы с понятиями длины, ширины, высоты. Дети учатся определять, как предметы соотносятся друг с другом и с изображениями.
    • Речевые. Достаточный словарный запас и способность ясно формулировать создают базу для работы с математическими терминами. Больные осваивают арифметические понятия, учатся свободно использовать их в разговоре.
    • Арифметические. К данному этапу переходят после освоения предыдущих. Работа включает слушание, демонстрацию на наглядных приспособлениях, устное воспроизведение и запись операций с числами. Пациенты учатся понимать смысл, запоминать условия, выбирать логику решения задачи.
    Читайте так же  Лечение катаракты на фоне помутнения роговицы и диабета

    Коррекция дискалькулии

    Коррекционная работа по преодолению дискалькулии должна проводиться под руководством специалистов. Лучше всего, когда с ребенком работают сразу несколько специалистов: дефектолог, логопед, психолог, психоневролог. В силу малой изученности данного нарушения, чаще всего вся работа ложится на плечи логопеда или дефектолога.

    Разработанные логопедические и дефектологические программы включают в себя комплекс занятий, направленных на формирование специализированных математических действий и общих жизненных понятий, таких как: больше-меньше, состав числа, устный счет, с последующим переходом действий в навык.

    Особое внимание обращается на развитие мышления, формирование абстрактного мышления. Параллельно строится программа по развитию речи для расширения словарного запаса детей, происходит обучение умению вербально сравнивать, анализировать и сопоставлять.

    Своевременно и в полном объеме проведенные занятия по коррекции дискалькулии

    позволяют успешно преодолевать данное нарушение, что способствует улучшению успеваемости школьников по математике и улучшению психологического состояния ребенка.

    Стоимость услуг

    КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
    Первичная консультация врача психиатра (60 мин.)3 500 руб.
    Повторная консультация2 500 руб.
    Консультация психиатра-нарколога (60 мин.)3 500 руб.
    Консультация психолога2 500 руб.
    Консультация Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
    ПСИХОТЕРАПИЯ
    Психотерапия (сеанс)6 500 руб.
    Психотерапия (5 сеансов)25 000 руб.
    Психотерапия (10 сеансов)48 000 руб.
    Групповая психотерапия (3-7 человек)3 500 руб.
    Гипноз (1 сеанс)10 000 руб.
    Гипнотерапия курс (5 сеансов)45 000 руб.
    Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут)12 000 руб.
    ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
    Палата 4-х местное размещение8 500 руб./сутки
    Палата 3-х местное размещение9 500 руб./сутки
    Палата 2-х местное размещение11 500 руб./сутки
    Палата 2-х местное размещение Комфорт12 500 руб./сутки
    Палата 1 местное размещение VIP16 500 руб./сутки

    В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *