Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    f5a8de2d09d9ba9faa10518817b9fbf1

    Определение понятия

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:

    1. Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
    2. Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
    3. Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
    4. Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.

    Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.

    В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:

    • в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
    • противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
    • такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
    • установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
    • организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.

    Различия делинквентного и девиантного поведения

    Делинквентное и девиантное поведение являются вариантами протеста индивида против социальных норм и правил. Обе эти модели осуждаются обществом. Мотивом девиантных и делинквентных поступков являются отчаянные попытки индивида приспособиться к жизни в обществе, обрести желаемый социально-психологический статус в коллективе. Однако между этими формами поведения существуют не только сходства, но и различия.

    Девиантное поведение основывается на нарушении культурных норм и правил лишь одной социальной группы, поэтому его принято считать относительным. Те действия, которые в одной социальной группе воспринимаются как аморальные, в другой группе будут считаться вполне допустимыми. Все зависит от культурного уровня социальной общности, в которой данные действия совершаются. Делинквентное же поведение представляет собой нарушение не только внутригрупповых норм и правил, но и государственных устоев, поэтому его считают абсолютным. При этом содержание понятия «девиация» гораздо шире, чем содержание понятия «делинквентность».

    Мерой дозволенных действий в девиантном поведении являются общественные нормы и стандарты. На законодательном уровне не предусмотрены санкции за девиации. Основным методом их коррекции выступают воспитательные беседы с подростком, разъяснение негативных последствий его действий. Мерой дозволенных действий в делинквентном поведении выступает закон. Санкциями за деликты являются административная или уголовная ответственность.

    Таким образом, основным различием между делинквентным и девиантным поведением можно считать тяжесть последствий противоправных действий для человека, который их совершает, и для окружающих людей.

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Делинквентное и девиантное поведение

    Делинквентное и девиантное поведения описывают поведение, противоречащее правилам социума, и между ними имеются различия. Девиантное является относительным, относится к культурным нормам исключительно одной группы, а делинквентное поведение есть абсолютным по отношению к государственным нормам.

    Например, ограбление на улице, считается видом заработка и согласно закону, такое действие считается преступлением, даже если в нем был благородный смысл, и это говорит не об отклонении. Девиантное поведение есть отклоняющимся, оно характеризует поступки, противоречащие ожиданиям, официально установленным правилам, и сложившимся в социальной группе, в которой находится личность.

    Делинквентное поведение это поведение, которое считается социально отклоняющимся, под ним понимаются противоправные поступки, которые угрожают жизнедеятельности и социальному благополучию индивидов. Такие противоправные проступки называются деликтами, а самого правонарушителя – делинквентом. Его поведение, возможно, регулировать, посредством законов, дисциплинарных правил и социальных норм. Зачастую такой контроль провоцирует еще больший супротив. Поэтому сколько бы общество ни стремилось наказать делинквента, он всегда до последнего будет делать то, что ему хочется. Его поступки объясняются наличием внутреннего конфликта между личностными желаниями и стремлениями и требованиями общества.

    В делинквентном поведении мерой допустимого является закон, в девиантном – стандарты и нормы социума, и чтобы достигнуть желанного они могут пользоваться всевозможными средствами. Из таких личностей в будущем вырастают преступники, или правонарушители, имеющие постоянно проблемы с криминалом.

    Причины делинквентного поведения

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Основными причинами формирования делинквентности являются:

    • усиление миграции и снижение уровня экономической стабильности России;
    • низкий уровень правовой культуры населения;
    • преобладание материальных ценностей над духовными;
    • нищета;
    • ярко выраженное социальное и материальное неравенство между людьми;
    • низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;
    • воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;
    • смерть значимого для подростка человека;
    • ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;
    • детская психотравма;
    • физическое насилие над ребенком со стороны родителей;
    • несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста
    • стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;
    • желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;
    • слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;
    • многочисленные сцены насилия и жестокости в СМИ;
    • доступность для подростков материалов порнографического характера;
    • деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;
    • наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
    • наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;
    • трудности социальной адаптации личности;
    • агрессивность;
    • повышенная личностная тревожность;
    • заниженная самооценка у подростка;
    • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
    • большое количество свободного времени у подростка;
    • замкнутость подростка, добровольная социальная изоляция;
    • бродяжничество;
    • низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;
    • наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
    • стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;
    • стремление индивида к получению удовольствия изощренными способами;
    • попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;
    • слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;
    • стремление людей любой ценой заполучить желаемые материальные ценности;
    • попадание подростка в асоциальную группу сверстников;
    Читайте так же  Межзрачковое расстояние: как измерить, норма показателей

    Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.

    Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка

    Панов Сергей

    Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка

    Человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать»

    Ж. Сартр

    Подростковый возраст – это самый трудный и сложный период, представляющий собой время становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Именно в этот период влияние среды ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Девиантное поведение подростков в целом и делинквентное, в частности, является глобальной проблемой современного общества.

    Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент, а сами действия – деликтами. Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель)

    — субъект, чье
    отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и его крайне деструктивной формы – делинквентного (противоправного и криминального)поведения.
    Основными причинами формирования делинквентности являются:

    низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;

    воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;

    смерть значимого для подростка человека;

    ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;

    детская психотравма;

    физическое насилие над ребенком со стороны родителей;

    несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста;

    стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;

    желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;

    слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;

    доступность для подростков материалов порнографического характера;

    деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;

    наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;

    наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;

    трудности социальной адаптации личности;

    агрессивность;

    заниженная самооценка у подростка;

    низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;

    большое количество свободного времени у подростка;

    низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;

    стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;

    попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;

    слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;

    попадание подростка в асоциальную группу сверстников;

    Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.

    Криминальное поведение является одной из форм делинквентного поведения. Не каждое поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным, однако любое делинквентное поведение является отклоняющимся. До недавнего прошлого проблема делинквентности и криминальности у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения. Таким образом, проблема аномального развития личности подростков с противоправным поведением имеет системный характер и должна изучаться в совокупности взаимосвязанных аспектов.

    Методы выявления делинквентного поведения у подростков:

    Одним из основных принципов работы психолога с делинквентными подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.

    • Беседа, наблюдение. Специалист собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения подростка на консультации (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость и прочее)

    .

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения в сексуальной сфере. Результаты при исследовании могут быть сознательно искажены или изменены подростком. Используются такие инструменты как тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»

    Читайте так же  «Комбиган», глазные капли: инструкция по применению, состав, аналоги и отзывы

    .

    • Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для выявления проблемы и подбора техник коррекции. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник»

    (ПДО,
    «Методика многостороннего исследования личности»
    (ММИЛ,
    «Тест руки»
    (Hand-тест, тест К. Томаса
    «Реагирование в конфликтных ситуациях»
    , опросник
    «Уровень агрессивности»
    Б. Басса-Дарки,тест А. Ассингера
    «Агрессивность в отношениях»
    ,
    «Фрустрационный тест Розенцвейга»
    , тест на выявление акцентуаций
    личности Леонгарда, модифицированный портретный тест Сонди, и др. При психологическом исследовании важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения.
    Коррекция делинквентного поведения у подростков:

    Коррекция является комплексной, предполагается участие таких специалистов как психиатр, психолог, социальный педагог, родители. Коррекция поведения подростков с делинквентным поведением основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

    Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я»

    , взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает
    подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
    • Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.

    • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.

    Прогноз и профилактика:

    Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации полного безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью. Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.

    соавтор статьи Прохоренко О. А. www.maam.ru/users/1422057/

    Особенности делинквентного поведения у подростков

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Психологами установлено, что делинквентное поведение подростков имеет свои отличительные особенности и признаки. Это:

    1. Предпосылками к возникновению аномалий служит усвоение ребенком искаженной системы ценностей. Признаком возникновения делинквентности служит отрицание ребенком авторитета родителей и учителей. Желание противопоставить себя обществу наиболее ярко выражено у младших подростков. Эта потребность при отсутствии разъяснительных бесед и психологической помощи быстро перерастает в аддикции.
    2. Широкий диапазон действий, которые могут рассматриваться как асоциальные и угрожать жизни и здоровью людей. В разных странах под определение деликтов попадают разные правонарушения, что объясняется различиями в нормативно-правовых документах. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что не все антисоциальные действия влекут за собой тот или иной вид ответственности.
    3. Противоправные действия подростков сегодня считаются одним из самых опасных видов делинквентного поведения. Подростковая жестокость оборачивается для жертв насилия инвалидностью, а иногда и смертью.
    4. Подростковая делинквентность осуждается в любом обществе. Усилия специалистов помогающих профессий направлены на разработку эффективных мер профилактики делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
    5. Определяющим фактором в развитии делинквентности становятся условия жизни индивида. Если в семье ребенок не получает любви и ласки, придя в компанию сверстников, он будет транслировать негативные эмоции: обиду, агрессию, злость, зависть. Если в семье не выработано единых требований к ребенку, у него нет обязанностей по дому, он не научится с уважением и заботой относиться к окружающим. Делинквентность в данном случае будет предсказуемой реакцией на порочный круг.
    6. Для подростков свойственен групповой характер совершения противоправных действий. Когда подростки сообща совершают преступление, у них возрастает чувство безнаказанности.
    7. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у делинквентных подростков отсутствуют такие значимые социальные качества, как чувство долга, ответственность, самоконтроль, умение проявлять симпатию, совестливость. Они обладают заниженной самооценкой, многие из них не принимают собственные индивидуально-типологические особенности. Они демонстрируют потребительское отношение к окружающим.
    8. Как показывает статистика, подростки с холерическим типом темперамента в большей степени предрасположены к совершению деликтов.

    В период младшего школьного возраста делинквенты совершают побеги из дома, прогуливают уроки в школе, воруют деньги у одноклассников или учителя. Становясь старше, делинквенты пробуют торговать психотропными веществами, вымогают деньги, становятся инициаторами и соучастниками мелких преступлений на улице.

    Виды

    По степени отклонения от общественных и правовых норм выделяются три вида делинквентного поведения:

    • несущественные поведенческие отступления от принятого этикета и общественной морали (больше сходные с девиантностью);
    • незначительные нарушения правовых норм, не влекущие за собой серьёзной уголовной ответственности;
    • откровенные нарушения правовых норм, строго наказывающиеся законом.
    Читайте так же  Куриная слепота: симптомы, лечение, профилактика

    К первым двум группам видов делинквентного поведения относятся:

    Мелкие административные правонарушения:

    • хулиганство;
    • нецензурная ругань на улице;
    • распитие на публике спиртных напитков;
    • доведение малолетних до состояния опьянения;
    • досаждение гражданам непристойными предложениями или репликами.

    Дисциплинарные проступки:

    • неявки на работу и систематические прогулы без уважительных причин;
    • приход на работу в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
    • нарушение правил охраны труда, повышающее риск травм и увечий на производстве.

    К третьей группе поведенческих деликтов относятся конкретные нарушения административного и криминального кодекса.

    Преступления:

    • проституция;
    • распространение наркотиков;
    • распространение порнографии;
    • кражи;
    • изнасилования;
    • террористические акты.

    Формы и виды делинквентного поведения

    Делинквентное поведение принято классифицировать по видам и формам. Распространенными видами данной аномалии являются:

    1. Совершение административных правонарушений:
    • мелкое хулиганство;
    • курение;
    • нарушение правил дорожного движения;
    • употребление ненормативной лексики;
    • оскорбление другого человека;
    • распитие алкогольных напитков в общественном месте;
    • домогательство;
    • эксгибиционизм;
    • попрошайничество;
    • бродяжничество;
    • проституция.

    Положениями действующего законодательства за такие деяния предусмотрены исправительные общественные работы и штрафы.

    1. Дисциплинарные проступки:
    • явка на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • опоздание на работу;
    • прогул смены;
    • самовольный досрочный уход с работы;
    • нарушение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии;
    • недобросовестное исполнение должностной инструкции.

    За совершение дисциплинарного проступка человеку грозит устный или письменный выговор, замечание, лишение премиальных выплат, увольнение или снятие с занимаемой должности.

    1. Преступления:
    • организация теракта;
    • вандализм, осквернение сооружений;
    • кража;
    • грабеж;
    • убийство;
    • разбойное нападение с целью наживы;
    • мошенничество;
    • побои;
    • изнасилование;
    • распространение наркотических средств;
    • вымогательство;
    • угон авто;
    • жестокое обращение с животными;
    • буллинг;
    • склонение кого-либо к совершению суицидальной попытки.

    Приведенные выше примеры делинквентного поведения подчеркивают многогранность и многозначность данного понятия.

    В соответствии с положениями УК РФ, с 16 лет наступает полная ответственность гражданина за совершение тех или иных противоправных деяний. А за отдельные виды преступлений ответственность наступает с 14 лет.

    Делинквентное поведение реализуется в следующих формах:

    • асоциальное поведение, которое основывается на нарушении нравственных и этических устоев общества;
    • действия ненасильственного характера (корыстные поступки, желание получить материальную выгоду нечестным путем);
    • насильственные действия, в результате которых один человек или группа людей получают физические увечья.

    Формы делинквентного поведения

    Формы делинквентного поведения отличают по сопутствующим обстоятельствам.

    Проступок

    Это нарушение закона, на которое подросток пошел вынуждено из-за сложившейся ситуации. Как правило, негативные моменты в поведении таких молодых людей выражены слабо.

    Правонарушение

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Нередко подростки преступают черту закона «за компанию»

    Это также ситуативный поступок, совершенный «за компанию». Нередко это происходит после употребления алкоголя либо запрещенных препаратов. Сами делинквенты это не инициируют, ведут себя подобным образом, не осознавая возможных последствий.

    Преступление

    Самый сложный тип поступков, поскольку они обусловлены моральными принципами и ценностями подростка. Его поведение в целом характеризуется негативно. Нередко именно он выступает инициатором подобных правонарушений. Преступая черту закона, он делает это осознанно.

    Профилактика делинквентного поведения

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    По мнению психологов, наиболее перспективным вариантом решения проблемы делинквентности в подростковой среде является система профилактической работы. Целью профилактических мероприятий является:

    • формирование психогигиенических знаний и навыков у подростков;
    • формирование позитивного самоотношения у подростков;
    • формирование осознанного отношения к своему здоровью;
    • формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
    • развитие целеустремленности, стрессоустойчивости, ответственности;
    • развитие социальной компетентности и критического мышления;
    • развитие коммуникативных навыков, умения конструктивно воспринимать критику, разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

    Профилактическая работа направлена на нейтрализацию поведенческих отклонений у несовершеннолетних в период подросткового возраста. Основными направлениями профилактической работы являются:

    • профилактика возникновения патологий в психофизическом развитии личности;
    • защита прав и интересов подростков, организация правового просвещения несовершеннолетних;
    • разрушение деструктивных моделей поведения через формирование у подростков альтернативных способов межличностных отношений;
    • организация содержательного досуга подростков, привлечение их к общественно полезной деятельности, волонтерству;
    • организация подростковых дискуссионных клубов и кружков по интересам, привлечение юношей и девушек к театральному, изобразительному и музыкальному искусству, вовлечение их в систематические занятия спортом.

    Но, к сожалению, описанные средства профилактики деструктивных проявлений не решают проблему правонарушений среди подростков. Для повышения эффективности профилактической работы нужно чтобы педагоги, психологи и родители действовали сообща. Однако родители несовершеннолетних детей пока не готовы к полноценному сотрудничеству с образовательно-воспитательными учреждениями и участию в профилактических мероприятиях на базе школ и узкоспециализированных центров.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *