Что такое воля и когда она помогает?

    af529c074c24d0fdddcc8f1f01d15234

    Что такое воля и когда она помогает?

    Термин «воля» используют психологи, психиатры, физиологи и философы. Словарь Ожегова дает следующее определение: воля — способность человека достигать поставленные перед ним цели.

    Волевой акт представляет собой весьма сложный процесс, который включает в себя потребности, мотивацию поведения, понимание потребностей, конфликт мотивов, выбор способов достижения, запуск и контроль за получением результата.

    Предлагаем разобраться с определением воли в психологии, волевыми свойствами человека и определить насколько значима свобода воли.

    Значение термина «воля»

    Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

    Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

    Волевой акт характеризуется следующими признаками:

    1. необходимость приложения усилий;
    2. наличие плана поведения;
    3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
    4. направленность действий на преодоление себя.

    В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

    Понятие

    Воля – это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество – не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

    Что такое воля и когда она помогает?

    Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

    Структура волевого действия

    Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

    Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

    Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

    Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

    Что такое воля и когда она помогает?

    Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

    Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

    Сила волевых усилий характеризуется:

    1. мировоззрением личности;
    2. моральной устойчивостью;
    3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

    Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

    Волевое регулирование поведения

    Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

    Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

    К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

    Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

    Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

    Развитие воли взаимосвязано с:

    1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
    2. способностью контролировать свое поведение;
    3. возникновением волевых проявлений личности;
    4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

    Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

    Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

    Что такое воля и когда она помогает?

    Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции. Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути.

    Воля и ее основные признаки. Волевое действие. Волевая регуляция поведения.

    Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с умением преодолевать внешние и внутренние трудности на пути поставленной цели.

    Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

    — сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

    — настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

    — выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

    — решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

    — смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

    — самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

    — дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

    — обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

    — организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

    Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

    — необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

    — несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

    — на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

    Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

    Волевое действие. Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля во-спитуема.

    Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

    1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

    2) осознание путей к достижению цели;

    3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

    4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

    5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

    Читайте так же  Йога от стресса: лучшие способы победить тревогу и стресс

    6) осуществление принятого решения.

    Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

    Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

    Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

    Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

    Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

    1) возникновение побуждения;

    Что такое воля и когда она помогает?

    2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

    3) осознание ряда возможностей достижения цели;

    4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

    5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

    6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

    7) принятие решения;

    Что такое воля и когда она помогает?

    осуществление принятого решения;

    9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

    Волевая регуляция поведения. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

    На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, вьщержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

    Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

    Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

    По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

    Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

    Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

    При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»

    Волевые свойства личности

    Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

    Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

    Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

    Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

    Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

    Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

    Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

    Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

    Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

    Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

    Читайте так же  Масла для зрения: эффективность, способы применения

    Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

    В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

    Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

    Понятие, признаки и проявление воли у человека.

    Воля— высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

    Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

    Основные признаки воли:

    а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

    б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

    в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

    г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

    — необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

    — несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

    — на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

    Основные направления и пути развития воли.

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

    Функции и виды эмоций

    Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

    Функции эмоций:

    Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.

    Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

    Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

    Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач.

    Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

    Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.

    Виды эмоций.

    Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

    Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

    Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

    Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

    Теории эмоций

    Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

    Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе.

    Биологическая теория эмоцийразработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

    Потребностно–информационная теорияпредложена П.В. Симоновым. Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

    Теория активациипроисходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и очувствование.

    Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

    Читайте так же  Какие продукты питания чистят лимфу — Топ 7 самых полезных

    Мотив и мотивация.

    Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

    В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности.

    Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

    Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

    В мотивационной сфере выделяются

    :

    § мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

    § мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

    § мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

    Приемы и методы самовоспитания воли

    Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность. Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

    Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

    • Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
    • Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
    • Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
    • Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
    • Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
    • При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее. Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
    • Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

    Воля в психологии

    С воз­ник­но­ве­ни­ем в кон. 19 в. пси­хо­ло­гии как са­мо­стоя­тель­ной экс­пе­рим. нау­ки про­бле­ма­ти­ка В. ста­ла од­ной из важ­ных её об­лас­тей. Изу­че­ние В. дол­гое вре­мя пред­став­ля­ло со­бой отд. об­ласть пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка; ны­не оно вхо­дит в сфе­ру пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции и са­мо­ре­гу­ля­ции. Пси­хо­ло­гия рас­смат­ри­ва­ет В. в кон­тек­сте та­ких про­блем, как кон­фликт ме­ж­ду не­по­средств. по­бу­ж­де­ния­ми и соз­нат. ре­ше­ния­ми и оцен­ка­ми (борь­ба мо­ти­вов), пе­ре­ход от при­ня­то­го ре­ше­ния к на­ча­лу его реа­ли­за­ции (ини­циа­ция дей­ст­вия), уси­ле­ние не­дос­та­точ­но­го по­бу­ж­де­ния к дей­ст­ви­ям, оце­ни­вае­мым как не­об­хо­ди­мые (мо­би­ли­за­ция), пре­одо­ле­ние пре­пят­ст­вий по хо­ду дей­ст­вия (на­стой­чи­вость), сдер­жи­ва­ние не­по­средств. им­пуль­сов и по­бу­ж­де­ний (са­мо­кон­троль).

    У. Джеймс сфор­му­ли­ро­вал гл. про­бле­му В. как пе­ре­ход от на­ме­ре­ния к его реа­ли­за­ции, от мыс­ли к дей­ст­вию. В 1-й тре­ти 20 в. наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ный вклад в экс­пе­рим.-пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния В. вне­сли Н. Ах, К. Ле­вин и Л. С. Вы­гот­ский. Н. Ах ввёл пред­став­ле­ние о це­ле­вой де­тер­ми­ни­рую­щей тен­ден­ции, ко­то­рая мо­жет управ­лять те­че­ни­ем пси­хич. про­цес­сов на­ря­ду с ес­теств. ас­со­циа­тив­ны­ми тен­ден­ция­ми и да­же про­ти­во­ре­чить им. Дей­ст­вие на ос­но­ве ак­та В. спо­соб­но пре­одо­ле­вать зна­чит. пре­пят­ст­вия, в ре­зуль­та­те че­го дей­ст­вен­ность при­ня­то­го на­ме­ре­ния да­же уси­ли­ва­ет­ся, в чём Н. Ах ус­мат­ри­вал сущ­но­ст­ный при­знак ак­та В. Ле­вин пре­одо­лел раз­рыв ме­ж­ду во­ле­вы­ми и мо­ти­ва­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми, экс­пе­ри­мен­таль­но по­ка­зав, что со­зна­тель­но при­ня­тые на­ме­ре­ния влия­ют на на­ши дей­ст­вия так же, как по­треб­но­сти на­ше­го ор­га­низ­ма.

    Л. С. Вы­гот­ский ус­мат­ри­вал в про­из­воль­но­сти гл. ха­рак­те­ри­сти­ку спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки: пси­хо­ло­гич. раз­ви­тие че­ло­ве­ка со­сто­ит в по­сте­пен­ном ов­ла­де­нии сво­им по­ве­де­ни­ем и пре­вра­ще­нии не­про­из­воль­ных пси­хич. функ­ций в про­из­воль­ные (см. Выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции). Ме­ха­низ­мом это­го ов­ла­де­ния вы­сту­па­ет со­ци­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие: ус­ваи­вая спо­со­бы, ко­то­ры­ми взрос­лый управ­ля­ет его по­ве­де­ни­ем, ре­бё­нок сам на­чи­на­ет при­ме­нять их для воз­дей­ст­вия на по­ве­де­ние взрос­ло­го, а за­тем об­ра­ща­ет их на се­бя, фор­ми­руя ме­ха­низ­мы про­из­воль­но­го управ­ле­ния собств. по­ве­де­ни­ем. При этом как управ­ле­ние др. че­ло­ве­ком, так и про­из­воль­ное управ­ле­ние сво­им по­ве­де­ни­ем но­сит опо­сре­до­ван­ный ха­рак­тер: к си­туа­ции под­клю­ча­ют­ся до­пол­нит. зна­ко­вые сти­му­лы-сред­ст­ва, ко­то­рые ме­ня­ют струк­ту­ру сил, влияю­щих на по­ве­де­ние. Т. о., Вы­гот­ский впер­вые по­ста­вил про­бле­му В. как пси­хо­ло­гич. тех­ни­ки со­знат. со­че­та­ния че­ло­ве­ком разл. по­бу­дит. сил и сти­му­лов.

    Но­вые под­хо­ды к про­бле­ме В. поя­ви­лись в 1980-е гг. в Рос­сии и Гер­ма­нии. В. А. Иван­ни­ков обос­но­вал по­ни­ма­ние В. как раз­но­вид­но­сти ре­гу­ля­ции дей­ст­вия, ос­но­ван­ной на при­да­нии це­ли дей­ст­вия до­пол­нит. смыс­ла, сти­му­ли­рую­ще­го ли­бо тор­мо­зя­ще­го вы­пол­не­ние это­го дей­ст­вия (напр., дав обе­ща­ние или клят­ву что-то сде­лать, че­ло­век под­клю­ча­ет к мо­ти­ва­ции это­го дей­ст­вия мо­тив са­мо­ува­же­ния – ведь не вы­пол­нив обе­щан­ное, он уро­нит се­бя в гла­зах дру­гих и сво­их соб­ст­вен­ных). Нем. учё­ный Ю. Куль ввёл раз­ли­че­ние мо­ти­ва­ци­он­ных и во­ле­вых ас­пек­тов ре­гу­ля­ции дей­ст­вия, что по­лу­чи­ло раз­ви­тие в т. н. «мо­де­ли Ру­би­ко­на» Х. Хек­хау­зе­на, Ю. Ку­ля и П. Гол­вит­це­ра, вы­де­ляю­щей два со­стоя­ния со­зна­ния: мо­ти­ва­ци­он­ное, пред­ше­ст­вую­щее при­ня­тию ре­ше­ния о вы­бо­ре дей­ст­вия, и во­ле­вое, на­чи­наю­щее­ся по­сле при­ня­тия ре­ше­ния и свя­зан­ное с кон­тро­лем за вы­пол­не­ни­ем дей­ст­вий по его реа­ли­за­ции.

    В кон. 20 в. про­бле­ма В. в пси­хо­ло­гии окон­ча­тель­но рас­тво­ри­лась в про­бле­ме мо­ти­ва­ци­он­ной и смы­сло­вой ре­гу­ля­ции и ут­ра­ти­ла са­мо­сто­ят. ста­тус. Её ме­сто за­ня­ли ис­сле­до­ва­ния субъ­ек­тив­ной при­чин­но­сти и са­мо­де­тер­ми­на­ции, на­ча­ло ко­то­рым бы­ло по­ло­же­но в 1950-х гг. ис­сле­до­ва­ния­ми ло­ку­са кон­тро­ля – ха­рак­те­ри­сти­ки то­го, в ка­кой ме­ре че­ло­век вос­при­ни­ма­ет в ка­че­ст­ве при­чи­ны сво­их дей­ст­вий се­бя са­мо­го ли­бо внеш­ние об­стоя­тель­ст­ва (амер. пси­хо­лог Дж. Рот­тер). Это при­ве­ло к раз­ли­че­нию внутр. мо­ти­ва­ции, вос­при­ни­мае­мой как по­бу­ж­де­ние, ис­хо­дя­щее из са­мо­го субъ­ек­та, и внеш­ней мо­ти­ва­ции, вос­при­ни­мае­мой как воз­дей­ст­вие внеш­них сил (амер. пси­хо­лог Э. Де­си). Внут­рен­не мо­ти­ви­ро­ван­ный че­ло­век бо­лее ус­пеш­но раз­ре­ша­ет внут­рен­ние и внеш­ние кон­флик­ты, пе­ре­хо­дит от за­мыс­ла к дей­ст­вию, пре­одо­ле­ва­ет пре­пят­ст­вия, кон­тро­ли­ру­ет свои им­пуль­сы, а че­ло­век, вос­при­ни­маю­щий се­бя как жерт­ву об­стоя­тельств и иг­руш­ку в ру­ках слу­чая, ли­ша­ет се­бя дос­ту­па к управ­ле­нию собств. по­ве­де­ни­ем. Ре­шаю­щую роль в раз­ви­тии спо­соб­но­сти ов­ла­де­ния сво­им по­ве­де­ни­ем иг­ра­ют осо­бен­но­сти вос­пи­та­ния, в ча­ст­но­сти эмо­цио­наль­ное уча­стие и под­держ­ка са­мо­сто­ят. ини­циа­тив ре­бён­ка, а так­же чёт­кое обо­зна­че­ние гра­ниц его сво­бо­ды и са­мо­стоя­тель­но­сти.

    Свобода воли и личностная ответственность

    Человек не может отказаться от окружающих его социальных условий. Однако это не ограничивает выбор его позиции в их отношении. От ограничений человека зависит, будет ли он добиваться цели или сдастся под натиском условий. Человек способен при необходимости отказаться от своих влечений.

    Необходимо помнить, что даже свободный человек не способен избежать ответственности. Некоторые люди не хотят делать выбор, поэтому списывают все проблемы на несовершенное общество, недостаточно хорошее воспитание, неблагополучие родителей и аналогичные факторы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *