Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    8b796bacb6c23e91184b6eeec9083297

    Aвтор материала: Ермолаева Жаннетта Евгеньевна —

    Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.

    Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

    Проект автора: интернет-площадка для преподавателей-экспертов Eduneo

    Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения. Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

    Возможно, вам будет интересен вебинар “Упражнения по увеличению скорости чтения”

    На мой взгляд, среди приемов, способствующих формированию стратегий смыслового чтения, особое внимание надо уделить заданиям, развивающим механизм прогнозирования (антиципации):

    • прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу;
    • восстановление в тексте пропущенных частей;
    • составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка.

    Антиципация (anticipatio) – предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. На современном уроке литературного чтения антиципация применяется во время чтецких разминок, для формулирования темы урока на основе ориентировки в книгах, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.

    Формирование данного умения происходит поэтапно:

    • предварительные упражнения;
    • учим отвечать на прямые вопросы текста;
    • учащиеся сами задают вопросы (почему?);
    • поиск скрытых вопросов и ответы на них;
    • проверка себя по тексту (задача данного этапа – находить ответ в тексте и проверять свои предположения);
    • учим прогнозировать, домысливать текст;
    • подключение воображения;
    • работа с текстом в режиме диалога по опорным сигналам: В – задай вопрос автору; О – ответь; П– проверь себя; З – сделай свой «прогноз»,предположение.

    Обучение начинаем с маленьких текстов.

    Освоение приёма антиципации продолжается на протяжении всего периода обучения. При этом наращивается сложность предлагаемых для работы текстов и уровень сложности заданий к ним.

    Этапы подготовительной работы:

    • Словарная работа.

    Учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют ученики, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция

    • Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Механизм антиципации

    Антиципация – знания о том, что происходит. Не было бы знаний, прошлого опыта, интуиции бы тоже не было. Человек может отдаленно о чем-то догадываться, но это тоже является результатом имеющегося опыта и инстинктов. Если человек был бы лишен всего этого, то никакой антиципации (то есть автоматического анализа и понимания ситуации) не было бы. Следует рассмотреть механизм антиципации.

    В настоящем человек совершает действия в условиях, которые могут быть схожи с прошлыми обстоятельствами, однако все-таки имеют различия. Человек получает новые результаты. Они могут быть схожими с прошлыми, а могут быть совершенно другими, новыми. Все это записывается в памяти, как новая информация, которая в будущем будет снова использоваться при прогнозировании.

    Читайте так же  СуперОптик — аналоги и заменители последнего поколения

    В настоящем моменте происходит выборка получаемой информации. Она зависит от того, какое будущее предвосхищает человек, что поможет в ее достижении. Уже в будущем будут достигнуты определенные результаты, которые станут новым опытом. Также от желаемого будущего зависит то, какую информацию человек будет извлекать из собственной памяти. Каждый обладает большим объемом информации. Важна лишь та, которая становится полезной и нужной при достижении определенного будущего.

    Стереотипизация и антиципация в скорочтении

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения».

    В предыдущей статье «Артикуляция в скорочтении» речь шла об артикуляции, которая является препятствием к повышению скорости чтения.

    Выход — в устранении проговаривания, — внутреннего или внешнего.

    Методики различных школ скорочтения предлагают «обмануть» процесс артикуляции путем отвлечения мозга с помощью различных помех: выстукивания, музыки, проговаривания другого текста и тд.

    Можно конечно и этим заняться, только что дальше. Даже если эти эксперименты приведут к результату – артикуляция исчезнет. Как это повлияет на скорость чтения?

    Ведь текст останется, чем заменится проговаривание. Говорят, что читать будете образами, но не у каждого слова есть свой образ. Образ может возникнуть от словосочетаний, предложений.

    На мой взгляд, результат – не в подавлении проговаривания, а в его замене на зрительное восприятие слов – узнаваемость. Т.е. когда слово не прочитывается (проговаривается), а узнается.

    Таким образом, артикуляция вытесняется путем стереотипизации букв, слов, словосочетаний (смысловых единиц).

    Тренировка зрительных эталонов этих смысловых единиц, позволяет мгновенно узнавать их в любом тексте, при этом исключается необходимость проговаривания.

    Что же это за смысловые единицы?

    В русском языке существуют наиболее употребляемые слова (слова с высокой частотностью). Их не так много – 1 000-2 000 слов.

    Для предметных областей таких слов может быть 2 000 – 3 000, иногда до 10 000.

    Поупражнявшись с этими словами – читая на скорость, читая по нескольку раз, вы сможете мгновенно узнавать их в любом тексте.

    Проговаривать придется только незнакомые слова, которые еще не вошли в этот фонд.

    Расширяя свой тезаурус (словарный запас), новые слова теряют свою новизну и переходят в активный словарный фонд.

    Итак, — читаем за счет зрительных эталонов.

    Антиципация, что это такое?

    Антиципация – это предугадывание, это свойство нашего мышления.

    Не обязательно читать все слово, первые буквы уже дают информацию о том, какое это слово.

    Существуют специальные упражнения, где часть букв из слова убирается и читатель должен догадаться – что это за слово.

    Что это за слово — Цв_т_к.

    Вот примерно такие упражнения предлагают некоторые школы скорочтения, использующие метод антиципаций.

    От предугадывания слов, словосочетаний, переходят к предугадыванию содержания больших частей текста.

    В поговорке: «На всякого мудреца довольно простоты», совсем не обязательно дочитывать вторую часть поговорки, она просто предугадывается.

    ***** Резюме:

    1. Переходим от проговаривания к узнаванию слов и словосочетаний. Метод стереотипизации.

    2. Расширяем свой Тезаурус.

    3. Тренируем антиципацию.

    Таким образом, мы снижаем влияние артикуляции, как основного ограничителя скорости чтения.

    Замечу, что мы рассматриваем пока только физиологические аспекты скорочтения. Первые две статьи касались – артикуляции.

    Следующая затронет вопрос регрессий (возвратов при чтении). Регрессии также относятся к физиологическим аспектам.

    Если есть вопросы, задавайте, пожалуйста, в комментариях.

    Читайте так же  Фурацилин для глаз детям и новорожденным

    С уважением, Медведев Николай.

    Поделиться в соц. сетях

    В Мой Мир

    Tweet

    Механизм антиципации

    Механизм памяти может приводить в движение механизмы антиципации – предугадывании и предвидения. Важным является не просто запечатление информации и не объем сам по себе, организация памяти. От метода организации информации в памяти значительно зависит и сам метод антиципации.

    Взаимосвязь антиципации и памяти лежит во влиянии памяти на процессы антиципации. Индивид в процессе выполнения любой деятельности движется, образно говоря, по временной оси. В процессе такого движения записывается материал о настоящем событии в память. Однако в то же самое время в зависимости от производимой деятельности из памяти извлекается материал, который там хранился. Т.е. в каждый фрагмент текущего момента из памяти вынимается старый материал. Затем он проверяется, может корректироваться, преобразуется (в зависимости от новой информации, полученной в текущий момент) и объединяется с новым материалом и опять хранится в памяти, только уже обновленный вариант.

    Запоминание включает в себя процесс выборки получаемой информации. Выборка может быть зависима от целеполагания и планов, которые индивид строит в конкретный момент в процессах деятельности, познания и общения. В акте целеобразования и планирования деятельности образуются критерии выборки получаемого материала для запоминания (как произвольного, так и непроизвольного). Выбранное событие заключается в общую систему памяти, обогащая ее, однако, наряду с этим, процесс запоминания ориентирован на будущие события.

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Антиципация имеет существенное воздействие на процессы воспроизведения, т.е. извлекание из нее сохраняемого материала. А что именно нужно извлекать из памяти в конкретный момент настоящего зависит не столько от самого момента, но и отношения его к предвосхищаемому будущему (антиципируемому).

    Для исследования процесса запоминания используют метод антиципации (предвосхищающего воспроизведения ряда). Основывается он на предъявлении (на слух или зрительно) в определенном темпе испытуемым набора стимулов (например, чисел) и дается инструкция запомнить весь набор стимулов так, чтобы каждый предыдущий элемент цепочки вызывал у них представление о последующем. Интервалы между предъявляемыми элементами цепочки должны составлять не более трех секунд. Задачей испытуемого является правильно повторить последующие элементы при предъявлении ему предыдущих.

    Метод антиципации основан на том, что всякий предъявленный элемент цепочки является сигналом для последующего за ним стимула. В методах антиципации используются такие критерии, как время и количество повторов, нужное для правильной антиципации абсолютно всех элементов цепочки; при отдельных повторах количество безошибочных антиципаций; характер и количество неправильных антиципаций при отдельных повторах; постройка графика заучивания для всех элементов цепочки.

    Выделяют несколько механизмов антиципаций: сенсомоторный; перцептивный, уровень представлений, вербально-логический, субсенсорный.

    Примеры антиципации

    Антиципация в повседневной жизни вовлечена практически во все события.

    Антиципация имеет следующие виды: ориентировочный и провидческий. Ориентировочная антиципация имеет взаимосвязь с ориентировочными деяниями субъектов в условиях, которые его окружают. Она направлена на более лучшую адаптацию к ним и на выживание. Протекает такая антиципация в области полуосознанного. Примером ее может быть предугадывание движений партнера в спарринге.

    Провидческая антиципация связана с деятельностью по предугадыванию всевозможных глобальных перемен в жизни социума, различных народностей, рас и этнических масс по имеющимся в наличии, но латентным (спрятанным от первичной логики) тенденциям. Научное предвидение входит в группу провидческих антиципаций, являясь при этом наивысшей формой отображения творчества субъекта, через которую происходит практическое и теоретическое освоение мира.

    Читайте так же  Глазные инфекции: как лечить заболевание, симптомы и виды патологий

    Яркими примерами могут служить различные предвидения глобальных изменений. Например, прогнозы общественного и исторического развития социума; литературные произведения научно-фантастического характера, которые содержат в себе предполагаемую модель общественного и технического развития в будущем человечества; концепции и изобретения, которые опережают современные знания и представления, парадигмы и логику.

    Примером антиципации может служить открытие Ньютоном закона тяготения или профессиональная интуиция, основанная на длительном опыте, предвидение политического или экономического кризиса.

    Антиципация – это эффективный метод повышения техники чтения у детей. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Прием антиципации может существенно увеличить скорость чтения. Поэтому такой прием является одним из важнейших при работе с текстом для чтения.

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Что такое антиципация при чтении. упражнение на развитие антиципации. антиципация, что это такое

    Приемы антиципации для работы с текстами бывают следующие: предугадывание содержательного смысла текста по эпиграфу, названию или по фамилии автора; прием текстового восстановления с пропусками элементов; до чтения текста прием составления плана, основывающийся на имеющихся знаниях, читательском опыте, заголовке, стилях и жанре; метод угадывания направления авторской мысли при чтении с определенными остановками.

    предвосхищение субъектом будущих событий и состояний внешнего и внутреннего опыта; имеет своей основой либо прежний опыт причинно-следственных и многократно повторявшихся функциональных связей (см. экстраполяция), либо интегральную (и рационально трудно объяснимую) оценку сознанием возможного будущего (предчувствие, наитие, откровение, интуиция и т. п.). (См. над-сознательное, рефлексия).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    АНТИЦИПАЦИЯ

    oт лат. anticipo- предвосхищаю, упреждаю) – понятие, означающее способность заранее составлять представление о предстоящих событиях и явлениях. Как специфическая форма опережающего отражения, А. особенно значима в процессе деятельности, связанной с проникновением в неведомое. Термин «А.» введен в психологию В. Вундтом для обозначения представлений о результатах действия до его осуществления. В эстетике понятие «А.» обычно используется для раскрытия возможностей опережения в процессе целеполагающей худож. деятельности по созданию и творческому воплощению мысленных представлений и моделей. Гете усматривал в А. своеобразное «предзнание», силу ясновидящего разума и продуктивности худож. таланта, способного «носить в себе» и воссоздавать весь мир. С процессом А. в худож. деятельности связано предвосхищение будущего в иск-ве (Предвосхищение в искусстве).

    Антиципация – буквально переводится как предугадывание. Имеется в виду специфический механизм психологической системы человека, который способен «предвидеть» определенные события в будущем, результаты тех или иных действий, решений.

    Имеется в виду, что антиципация также является механизмом, который подготавливает разум субъекта к возможным вариантам ответа на ту или иную ситуацию и позволяет выбрать лучший из них.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *