Что подразумевает процесс социализации?

    19f3ffb77780cc3cc7190dcf722a9cf8

    Способы адаптации, приспособление и взаимодействие с людьми в обществе называют социализацией. Понятие имеет несколько разновидностей, и основывается на применении коммуникационных методов, институциональных основ, психологических приемов, самосознания, принятия установленных норм и правил, личностного желания вхождения в социальную систему. Важность социализации состоит в том, что она помогает человеку занять свое место в общественной жизни, определиться с целями и интересами, поэтому активно изучается современными науками и институтами.

    Что подразумевает процесс социализации?

    Общая характеристика и обозначение

    Чтобы успешно функционировать в социуме, любой индивид должен стать личностью, а для этого ему необходимо приобрести определенный набор естественных и культурных навыков, знаний, ознакомиться с системой общественных норм, правил и ценностей. Поэтому современные исследователи социализацией называют получение человеком любого опыта, который необходим ему для полноценного взаимодействия с другими субъектами при внедрении в социум.

    Социализация личности начинается в семье, с самого раннего возраста, и продолжается в течение всей жизни. Понятие находится в прямой зависимости от ближайшего окружения человека, культурного и психологического воспитания. Социальная среда формирует характер и отношение личности к другим индивидам, коммуникативные навыки, самосознание, особенности поведения.

    В процессе социализации происходит усвоение образцов поведения, внутренних установок, моральных и нравственных норм, пределов допустимости при взаимодействии с субъектами, определение жизненных целей, задач, профессионального пути, общественного положения, рангов, достижений.

    Что подразумевает процесс социализации?

    Сап процесс характеризуется несколькими основными этапами и напрямую зависит от жизненных циклов:

    1. Первичный (младенчество и детство) – начиная с внутриутробного периода при общении с матерью, и продолжается до школьного периода.
    2. Вторичный (образовательный) – детский сад, ООУ, колледжи, ВУЗы, курсы повышения квалификации в специализированных учебных заведениях.
    3. Зрелый – сформировавшаяся личность, получившая специальность, занимается трудовой деятельностью, создает семью, рожает детей, достигает карьерного роста и определенного статуса в социуме, превращается в экономически зрелого и независимого индивида.
    4. Пожилой – с приходом старческого возраста личность отходит от профессиональной деятельности, становится иждивенцем (получает пенсию от государства или принимает помощь от социальных служб, и собственных детей).

    Любой из представленных этапов основан на статусном наборе и освоении собственной конкретной роли. В процессе социализации, в любых изменяющихся условиях, усваиваются ценности, развиваются адаптивные способности, выбираются стратегии взаимодействия, происходит интеграция сознания, выбор и оценивание определенной социальной среды. Приобретенный багаж знаний и интеллектуальные качества помогают определиться с пристрастиями, предпочтениями, направлениями жизнедеятельности, принятием мнений, ценностей, традиций группы, в которой человек существует.

    Что подразумевает процесс социализации?

    Самоидентификация, как один из вспомогательных приемов социализации, помогает не только беспроблемно влиться в окружающую социальную среду, но и постоянно приспосабливаться к изменениям в политике, обществе, экономике и культуре. На основе самоидентификации легче происходит вхождение человека в общество. Здесь важными считают пол, возраст, навыки, интеллект, отношение людей друг к другу.

    При социализации происходит закрепление полученных знаний, формирование условных и безусловных рефлексов, включаются наблюдательные функции и культурное восприятие, выбирается общественная «роль» индивида.

    Стадии социализации и их основные цели

    Социализация проходит в несколько последовательных этапов:

    1. Детство. Период детства характеризуется самоопределением и формированием собственного Я. Основной целью этого этапа является становление самостоятельной личности человека.
    2. Юность. Данный этап ставит перед молодым человеком множество ситуаций, требующих выбора. В этот период человек определяется в профессиональном плане и выбирает спутника жизни.
    3. Зрелость. Данный этап – этап самореализации. Основная цель данного этапа заключается в становлении человека в профессиональном плане и в роли супруга и родителя
    4. Старость. Этап самосознания. На данном этапе основной целью является осознание результатов прожитой жизни, принятие себя.
    Читайте так же  Зрение ухудшается — поможет ли лазерная коррекция

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Функции и цели социализации личности 490 руб.
    • Реферат Функции и цели социализации личности 260 руб.
    • Контрольная работа Функции и цели социализации личности 250 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
    Социализация является сложным процессом, независимо от этого можно выделить основную цель социализации – усвоить социальные нормы и ценности, необходимые для успешного взаимодействия с обществом. В рамках основной цели социализации, можно сказать о том, что человек должен усвоить дисциплину, цели, собственное Я и роли.

    В рамках социализации человек усваивает те или иные нормы поведения, принятые в обществе, тем самым формируется дисциплина.

    Также можно говорить о том, что общество закладывает в нас те или иные цели, достижение которых возможно в результате успешной социализации. Обретя цели в обществе, человек осознает себя через одобрение или осуждение общества.

    В процессе социализации человек также учится исполнять определенные социальные роли в определенных социальных статусах.

    Дополнительные этапы социализации

    Помимо основных видов, встречаются также параллельные, сопроводительные дополнения к социализационным этапам. Их направленность и содержательность способна меняться в течение всей жизни и зависит от возрастных периодов.

    К дополнительным этапам относят:

    • индивидуализацию;
    • интеграцию;
    • сохранение уникальности;
    • работу над собой;
    • желание соответствовать общественным ожиданиям;
    • конформизм.

    Индивидуализация подразумевает под собой естественное желание индивида выделиться, обратить на себя внимание, на основе сформированного личностью мировоззрения, характера, психотипа, отношения к окружающей действительности, определяющих устойчивые качества личности. Интеграция подразумевает под собой желание найти свое место в социуме, вписаться в любой коллектив, выбрать для себя максимально комфортные условия и место своего жительства.

    Сохранение уникальности и собственной идентичности обусловлено биологическими особенностями генотипа, психологии поведения, сформировавшихся черт характера. Личность пытается искать пути существования и интеграции в общество с помощью приемлемых, представленных индивидуальных черт, без использования агрессии. Но, при наличии интеллекта, способна отстоять собственную точку зрения.

    Что подразумевает процесс социализации?

    Работа над собой – это сложный и неоднозначный процесс, который может происходить в течение всей жизни человека. Развитие самосознания происходит в процессе изучения наук и новых знаний, получения жизненного опыта, в виде уроков, желания самого индивида быть лучше. Это достигается в процессе самопознания, изучения собственной психологии, применения коммуникативных приемов в отношениях с другими людьми.

    Желание соответствовать общественным ожиданиям чаще проявляется у детей и тщеславных людей, для которых очень важно мнение других индивидов. Понятие о соответствии ожиданиям относится и к публичным людям, общественным деятелям, а также государственным управленцам. Что касается конформизма, то здесь происходит постоянное соглашательство, которое основано на приспособлении и адаптации отдельных личностей.

    Понятие институтов и агентов социализации

    Существует индивидуальный подход к рассмотрению внедрения личности в социум, а также общественный. Такая позиция определяет социализацию, как совокупность институтов и агентов, которые прямо влияют на становление и развитие личности.

    Агентами социализации принято называть людей, отвечающих за усвоение норм, культурных правил и нравственных норм для обучения определенных индивидов, которые выбирают или получают социальную роль. Агенты бывают первичной и вторичной социализации. К ним относят всех лиц, имеющих влияние на субъекта – это родители, воспитатели, тренеры, преподаватели, руководители, чиновники, сторонние представители старшего поколения, ученые, представители администраций, друзья, коллективы, молодежные лидеры и т. д.

    Читайте так же  СуперОптик — аналоги и заменители последнего поколения

    К институтам, занимающимся социализацией, относят группу учреждений, которые анализируют, исследуют, наблюдают за всеми общественными процессами, формируют теоретические и практические постулаты изучаемого понятия, ищут проблемы и пути их решения, разрабатывают методы наилучшей адаптации индивидов. Институты, так же, как и агенты, делятся на вторичные и первичные.

    Что подразумевает процесс социализации?

    Практические разновидности социализации

    Разнообразие первичных, вторичных и дополнительных способов и методов адаптации индивида к социуму, позволяет рассматривать разделение социализации на различные практические типы:

    1. Школа (ООУ). Сюда можно отнести также и обучение в детском саду, где ребенок впервые знакомится с алфавитом, получает навыки рисования, лепки, развивающих логических игр, учится правилам поведения с другими детьми. В последнее время школам вернули воспитательную функцию, и теперь учителя не только обучают наукам и предметным дисциплинам, но и своим примером или образцами поведения известных людей показывают нормы адекватного поведения, развивают школьников в кружках, на культурных и физкультурных мероприятиях. Адаптация к школьному процессу, создание благоприятной обстановки в классах способствуют общности и дружбе между ребятами, появлению таких положительных качеств, как доброта, дружба, взаимопомощь.
    2. Группы. Сюда относятся коллективы, которые встречаются на жизненном пути индивида, начиная с ясельного возраста, Большое внимание здесь имеют агенты социализации. Родители, воспитатели, тренеры, лидеры группировок имеют прямое и косвенное влияние на психотипы личностей, формирование их характера, самосознания и внутренних убеждений. Взаимодействие с коллективом во многом зависит и от поведения самого субъекта, который должен обладать (или приобретать в процессе социализации) такими качествами, как тактичность, воспитанность, сдержанность, дружелюбие, терпение и т.д. Группы на жизненном пути формируют у человека определенный взгляд на происходящие вещи реального мира.
    3. Организации. К ним относятся любые объединения и органы власти, которые встречаются на пути человека в течение всей жизни. Конечно, к ним можно отнести и школу, и коллективы, но больше сюда относят участие человека в политических партиях, кружках, взаимодействие с органами управления и любыми учреждениями, с которыми сталкивается человек при решении важных вопросов, касающихся его общественной жизни.

    Что подразумевает процесс социализации?

    Все виды социализаций, объединенные характерными признаками, могут несколько различаться по гендерным признакам. Воспитание девочки, как будущей женщины-матери и мальчика – будущего главы семьи, могут различаться по уровню подходов, физиологических особенностей и использованию методов воспитания. Но несмотря на это, сущность социализации всегда характеризуется двумя подходами.

    Первый – состоит в том, что человек является пассивным субъектом, на который воздействуют агенты, а второй – проявляется при тесном взаимодействии социума и личности на протяжении всей жизни. Социализация считается важным процессом, имеющим значение не только для субъекта, но и для общества, а также государства.

    Выбери ответ

    Составляющие процесса социализации

    В целом процесс социализации условно можно представить, как совокупность четырех составляющих:

    — стихийной социализации

    человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни
    общества,
    содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

    — относительно направляемой социализации

    , когда
    государство
    предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объек­тивно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этно­культурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

    — относительно социально контролируемой социализации

    (вос­питания) – планомерного создания
    обществом
    и
    государством
    пра­вовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

    — более или менее сознательного самоизменения человека

    , имею­щего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

    Читайте так же  Как расширить и сузить зрачки: упражнения, капли

    Институты социализации

    Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

    Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Социальные институты (insitutum – учреждение) – ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

    Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями – связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

    Социальными институтами (от лат. institutum – устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

    Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

    — удовлетворение потребностей общества;

    — регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

    Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, удовлетворение потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности – церковью, потребности в познании окружающего мира – наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность – удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

    В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

    экономические институты — разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

    Что подразумевает процесс социализации?

    политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

    институты стратификации и родства — класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

    институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

    Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд — институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья — институты материнства, усыновления и т.д.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *