Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    eef2091b983dcf0f55fc5424dd964391

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.

    Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

    Общие признаки СРВ у детей

    Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

    Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

    Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

    • Только отсутствие внимания;
    • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
    • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
    • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Лечение СДВГ

    Учтите, что полностью вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности невозможно. Но родители должны свести к минимуму все проявления заболевания, чтобы ребенок смог в дальнейшем успешно выстраивать свою взрослую и самостоятельную жизнь.

    Медики считают, что скорректировать СДВГ можно только путем комплексных мер. Вам придется совмещать два вида лечения:

    1. Медикаментозное

    В первую очередь медики должны купировать рассеянность и невнимательность, поэтому они назначают ребенку психостимуляторы. Они одновременно успокаивают малыша и помогают активировать работу мозга. В итоге у ребенка улучшается память, он становится более усидчивым, что сразу же в положительную сторону сказывается на успеваемости в школе (если мы говорим о школьнике).

    Параллельно врач может назначить ребенку ноотропы, они способствуют нормализации поведения. Ребенку становится легче сдерживать свои эмоции, он лучше чувствует себя в социуме и становится более уверенным в общении со сверстниками.

    В качестве дополнения стоит давать ребенку поливитаминные комплексы, которые будут стимулировать иммунную систему и препятствовать развитию СДВГ. Учтите, что с момента постановки диагноза вам придется постоянно наблюдаться у врача, ведь в момент взросления симптомы могут вновь проявиться и вам нужно будет возвратиться к медикаментозному лечению.

    1. Психотерапия

    Помимо лечения препаратами ребенка нужно показать профессиональному психологу, который уже работал с данным заболеванием. Он должен скорректировать поведение вашего чада и помочь вам рекомендациями.

    Обычно психолог работает и с детьми и со взрослыми. В процессе занятий дети готовятся воспринимать себя как абсолютно нормальных людей и учатся контактировать с окружающим миром. Постепенно специалист доносит до них самые важные нюансы успешного общения, и вводит детей в коллектив сверстников. В итоге малыш должен быстро адаптироваться и, наконец, перестанет ощущать себя плохим и неправильным.

    Родителям тоже приходится нелегко с детишками, страдающими СДВГ. Им нужно ежедневно преодолевать усталость, раздражение и справляться с чувством вины. Ведь большинство родителей все же винят себя в проблемах ребенка. Психолог направляет мысли и чувства взрослых в нужное русло и учит общаться со своим необычным чадом. Хотелось бы заметить, что без помощи специалиста невозможно успешно скорректировать синдром дефицита внимания и гиперактивности.

    Причины возникновения синдрома

    Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

    1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
    2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
    3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
    4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
    5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
    6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.
    Читайте так же  Стеноз слезного канала у взрослых и новорожденных детей

    Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

    Расстройства внимания

    Внимание является одним из важнейших элементов психической деятельности человека, обеспечивающих познавательный процесс Внимание связано со всеми психическими процессами, прежде всего с памятью, мышлением, эмоциями, волей, потребностями, интересами От состояния внимания зависят деятельность человека, его ориентировка, адаптация в окружающей среде.

    Внимание — это направленность, сосредоточенность сознания человека на каком-либо объекте, явлении или виде деятельности. Это могут быть объекты внецгнего мира или собственные мысли и переживания.

    Виды внимания

    Непроизвольное (пассивное) внимание осуществляется непреднамеренно, без волевых усилий, определяется самим объектом и актуальным психическим состоянием человека. Влияние внешних факторов заключается в том, что для поддержания непроизвольного внимания имеют значение новизна раздражителей, их контрастность. Так, монотонный звук или приглушенный свет притупляют внимание человека, вспышка же света или увеличение интенсивности звука — обостряют. Примером непроизвольного внимания является внимание детей, характеризующееся неустойчивостью, отвлекаемостью.

    Произвольное (активное) внимание — сознательное, волевое cocсредоточение на каком-либо объекте или виде деятельности, нередко с включением установок в форме внутренней речи.

    Характеристики внимания

    Объем внимания — количество объектов, которые одновременно могут находиться в сфере внимания человека.

    Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять внимание на одном объекте, роде занятий, противостоять отвлечению внимания. (сосредоточенность) внимания

    Концентрация (сосредоточенность) внимания — способность фокусировать внимание на одних объектах, игнорируя другие при наличии помех.

    Переключаемость внимаения — сознательное быстрое перемещение одного объекта на другой без существенной потери способнсти к концентрации

    Распределение внимания — способность направлять и сосредотачивать одновременно на нескольких объектах или выполнении различных действий.

    Нарушения внимания

    Повышенная истощаемость внимания — нарушение всех основных параметров при психической нагрузке вследствие патологической утомляемости.

    Нарушение концентрации внимания — ослабление или утрата способности сосредотачивать внимание на конкретных объектах и явлениях.

    Отвлекаемость внимания — снижение избирательности внимания, неспособность длительно поддерживать внимание на одном объекте, отвлечение внимания на посторонние раздражители и детали.

    Сверхотлекаемость внимания (гиперметаморфоз) — переключение внимания на самые незначительные изменения в окружающем или фиксация на всех объектах, попадающих в поле зрения больного.

    Инертность (тугоподвижность) внимания — недостаточная переключаемость внимания с одного объекта или вида деятельности на другой.

    Расстройства внимания могут входить в структуру других психопаталогических синдромов.Отвлекаемость внимания характерна для маниакальных состояний. При острых бредовых расстройствах отмечаются явления растерянности, при которой имеет место сверхотвлекаемость (гиперметаморфоз). Грубые нарушения внимания имеют место при расстройствах сознания, дементных состояниях.

    Значение расстройств внимания

    Состояние внимания пациента имеет важное значение в практике врача, начиная со сбора анамнеза, когда неспособность пациента сосредоточиться, отвлекаемость затрудняют получение необходимых сведений, и заканчивая назначениями, которые также могут быть не восприняты больным изза его невнимательности. Не меньшие сложности в клинической работе может доставлять недостаточная способность пациента к переключению внимания, фиксация на одних моментах и игнорирование других. Подобные качества присущи лицам с определенными .характеролотческими особенностями (наличием черт психической ригидности),. а также пациентам с ипохондрическими расстройствами,

    Сдедует также помнить, что любое соматическое заболевание, сопровождающиеся значительными астеническими расстройствами, психофизической истощаемостью, приводит к выраженной неустойчивости и истощаемости внимания. Больной обнаруживает рассеяность, постоянно переспрашивает собеседника (врача), особенно часто к концу беседы. Иногда истощаемость внимания настолько выражеи что может быть ошибочно принята за интеллектуальную недостаточность больного.

    Врач должен учитывать в своей работе, что внимание больного человека сосредоточено на его болезни. Поэтому он будет избирательно обращать внимание и обостренно воспринимать все, что касается состояния его здоровья, подчас неправильно интерпретируя полученную информацию и игнорируя рекомендации врача, которые, по мнению больного, не заслуживают внимания.

    Выявление расстройств внимания

    В повседневной клинической практике оценить состояние внимания пациента можно в ходе беседы и обследования по его сосредоточенности или отвлекаемости на случайные раздражители (посторонний разговор, уличный шум, какой-то предмет, попавший в поле зрения и т.п.) способности удерживаться на одной теме разговора и переключаться на другую, точности выполнения инструкций и ответов на вопросы в начале и в конце обследования. Дополнительно можно исполбзовать экспериментально-психологические методики, такие, например как корректурная проба, счет по Крепелину, таблицы Шульте.

    Нарушения внимания у детей и подростков занимают значительное место в клинике психических расстройств. Одним из наиболее известных, выделяемых в качестве самостоятельного расстройства, является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Нарушения внимания имеют место у детей с умственной отсталостью, органическими заболеваниями головного мозга, астеническими состояниями вследствие перенесенных или текущих соматических, в том числе инфекционных, заболеваний или интоксикаций.

    Читайте так же  Проблема сознания в философии

    Симптомы рассеянного внимания

    Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

    • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
    • Неусидчивость и небрежность;
    • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
    • Отсутствие самоконтроля;
    • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
    • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
    • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
    • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
    • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
    • Склонность к тревогам;
    • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
    • Нетерпеливость и навязчивость;
    • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
    • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
    • Не может заканчивать начатое;
    • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

    Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

    Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

    Нарушение памяти у детей: виды, причины, коррекция, лечение

    Сарклиник проводит лечение нарушений памяти у детей и взрослых в Саратове, лечение амнезии, лечение нарушений памяти и речи в России, симптомов и синдрома нарушения памяти, процессов памяти, нарушения непосредственной, кратковременной памяти.

    Запись на консультации Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

    Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com Sаrlinic.ru Фото: (©) Jaykayl | Dreamstime.com Dreamstock.ru Ребенок, изображенный на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

    Похожие записи:

    Афазия речевая детская, афразия у детей и у взрослых

    Акалькулия, дискалькулия, лечение акалькулии

    Яктация, качательные, кивательные движения головы, туловища, тела

    Невропатия, детская нервность, лечение, нервный ребенок

    Cиндромы двигательных расстройств (мышечная дистония, ДЦП)

    Комментарии ()

    Особенности диагностики СРВ

    Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

    Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

    1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
    2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
    3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
    4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

    Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

    1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
    2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
    3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

    Методы лечения

    Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

    Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

    Медикаментозный способ

    Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

    Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

    Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

    Распорядок дня

    Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

    Читайте так же  Стафилома глазного яблока: диагностика, чем опасно

    Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

    Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

    ВремяДействие
    07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
    07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
    07:20 — 07:35Завтрак
    07:35 — 08:00Сборы в школу
    08:00 — 08:30Дорога в школу
    08:30 — 13:05Уроки
    13:05 — 13:30Дорога домой
    13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
    13:40 — 14:00Обед
    14:00 — 16:00Свободное время, секции
    16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
    18:00 — 18:30Ужин
    18:30 — 20:00Свободное время
    20:00 — 21:00Подготовка ко сну
    21:00 — 07:00Ночной сон

    Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

    Занятия с психологом

    Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

    Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

    Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

    Родительский контроль

    Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

    Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

    В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

    Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

    Профилактика проблемы во время беременности

    О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

    Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

    С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *