Целеполагание — что это в менеджменте

    490e0fe4e3125be5de15db234b6d9c52

    Что такое целеполагание

    Целеполагание — что это в менеджменте

    Что такое целеполагание простыми словами? Дадим определение понятию цели и целеполагания, охарактеризуем процесс.

    Целеполагание – это осознанный выбор, постановка цели (главной задачи), выделение подзадач и поиск путей их достижения. Цель – это предмет, объект, состояние, для достижения которого человек прикладывает волевые усилия. В основе выбора и достижения целей лежат потребности личности. Они задают направление движения и определяют мотивацию. Если вы будете мечтать о «чем-нибудь» и думать, что вы получите это «как-нибудь» или сделаете «когда-нибудь», то вы никогда не добьетесь желаемого. Только конкретика и активные действия сделают вас счастливым человеком.

    Целеполагание рассматривается в психологии, философии и обществознании. Его определяют как процесс выбора идей, средств, ресурсов и установления границ допустимых отклонений в реализации выбранной идеи. Это непрерывный процесс. Почему? Потому что еще в процессе достижения цели рождаются новые идеи.

    Схема целеполагания включает в себя следующие блоки и уровни:

    Целеполагание — что это в менеджменте

    Важно! Говоря простыми словами, целеполагание – это сознательное определение человеком чего, когда и как он добьется. Это не только выбор цели, но и разработка пошагового плана ее достижения.

    Целеполагание в психологии

    Понять, что такое целеполагание, нетрудно, так как перед каждым индивидом в тот или иной момент стоят выбор цели и поиск путей к ее достижению. Однако для некоторых людей это трудновыполнимая задача из-за того, что не хватает знаний, или требуется приложение определенных усилий. Поэтому не каждый может справиться с ней, гораздо проще пустить свою жизнь на самотек.

    Важно! Психологи утверждают: если индивид хочет достичь чего-либо значимого в своей судьбе, нужно обязательно научиться планировать жизнь.

    Для этого необходимо понять, что подразумевает процесс целеполагания. Такие действия полезны каждому, так как помогают не только упорядочить обстановку вокруг себя, но и постоянно жить в зоне комфорта. Например, можно не страдать нервозностью по поводу нехватки времени на важные дела, переделать много дел и достичь хороших результатов.

    Большая проблема в целеполагании – найти правильный критерий, по которому нужно ориентироваться в таком важном вопросе, как «насколько ценным является выбор той или иной задачи»? Именно он является основанием целеполагания. Трудность в том, что критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности, человек может не сразу их понять.

    Совет. Правильно определить критерий выбора можно, если индивид ответит сам себе на вопрос «что главное в его жизни?».

    Для чего оно необходимо

    Для чего необходимо целеполагание? Без способности к целеполаганию невозможно добиться успеха в жизни и отдельных ее сферах: работе, учебе, любви. Последовательное определение целей и их достижение помогает личности уверенно двигаться вперед, покорять новые вершины, повышать качество и уровень жизни. Успешный человек всегда знает, чего он хочет, и как ему этого добиться.

    Тот, у кого нет своих целей, живет для других. Он становится ведомым, управляемым. Он отдает свое время и силы другим людям, способствуя достижению их целей. Те люди, которые умеют ставить цели, становятся лидерами. Они ведущие, а не ведомые.

    Представим в виде таблицы общий сравнительный анализ осознанной и неосознанной организации процесса целеполагания по основным критериям:

    Осознанное (эффективное, активное) целеполаганиеНеосознанное (бессознательное, неэффективное) целеполагание
    Возможности для ростаПроблемы, препятствия, сложности
    Осознанная мотивация и анализ возможностейНеосознанные мотивы и движение на уровне бессознательного
    Представление идеального, но реалистичного будущегоПредставление идеального, но часто нереалистичного будущего
    Поиск ресурсов и инструментов, развитие новых паттернов поведенияПовторение ошибок, действия по шаблону
    Контролируемое достижение цели и успехЖизнь «по течению» и провал

    Таким образом, целеполагание повышает общую эффективность жизни и продуктивность человека, помогает управлять временем и деятельностью, развивает осознанность и системное мышление. Кроме этого, оно помогает найти цель и смысл жизни, избавляет от страхов и тревог.
    Важно! В психологии принято выделять два вида (типа) целеполагания: активное (осознанное) и пассивное (бессознательное).

    В каких сферах используется

    Целеполагание — что это в менеджменте

    Как мы уже упомянули, целеполагание востребовано во всех сферах жизни. Разберем несколько частных направлений, где умение ставить цели и достигать их является основой успеха:

    1. Педагогика и психология. У любого субъект-субъектного взаимодействия есть главная цель, подзадачи и средства их решения. Существуют сотни психологических и педагогических теорий, десятки обучающих и воспитательных программ, тысячи техник обучения, воспитания и коррекции. Без планирования здесь не обойтись.
    2. Спорт. Тренировки нужны спортсменам для того, чтобы ставить новые рекорды, все выше поднимать личную планку достижений. А это невозможно без целеполагания. Оно помогает поэтапно развивать навыки, выбирать все более сложные цели.
    3. Бизнес. Возможно, вы слышали цитату Стива Джобса о том, что работать нужно не 12 часов в день, а головой. Здесь как раз имеется в виду важность целеполагания, планирования и аналитики. С чего начинается бизнес? С целеполагания проекта, а точнее с разработки бизнес-плана. Сначала человек ставит перед собой цель, а потом думает, какие шаги ему нужно пройти, какие инструменты добыть и т.д.
    4. Саморазвитие. Избавление от вредных привычек и выработка позитивных привычек, изменение образа мышления, отказ от деструктивных установок, избавление от обид и проработка травм – это и многое другое требует умения ставить цели и достигать их.

    Кроме этого, целеполагание используется на более высоких уровнях. Например, в политике и любых сферах, где речь идет о руководстве и управлении людьми. Знание принципов и основ целеполагания важно для объективного изучения социума и взаимодействия с ним. Важно знать закономерности функционирования общества, чтобы ставить цели и организовывать целеполагание. Обществознание – это сфера знаний, которая служит прототипом личного целеполагания.

    Интересно! Не обойтись без целеполагания и в отношениях с друзьями или в сфере любви. Однако в этом случае речь идет не столько об индивидуальной работе, постановки и достижении личных целей, сколько о совместной работе, выборе и достижении общих целей.

    Основы

    Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.

    Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

    Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):

    • физиологические (пища, вода, сон, секс);
    • потребность в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт);
    • социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка);
    • потребность в уважении и признании (нужность, значимость);
    • творческие потребности (созидание, познание, открытие);
    • эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота);
    • духовные потребности (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и другие «само»).

    Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.

    Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.

    Мотивы бывают разных видов:

    • внутренние (самоудовлетворение) и внешние (похвала от других людей);
    • устойчивые (связаны с мировоззрением личности, ценностями, нуждами) и неустойчивые (связаны с окружающей средой);
    • положительные (в основе лежат позитивные чувства и эмоции) и отрицательные (в основе лежат негативные чувства и эмоции).

    Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.

    Читайте так же  Очки профессора Панкова: отзывы. Очки Панкова: миф или реальность?

    Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:

    • конкретность;
    • измеримость;
    • реальность;
    • достижимость;
    • гибкость;
    • проверяемость;
    • прозрачность;
    • однозначность.

    Это тоже относится к основам системы целеполагания.

    Методы целеполагания

    Целеполагание — что это в менеджменте

    Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.

    Итак, разберем популярные методы целеполагания:

    1. SMART. Это аббревиатура английских названий пяти элементов: конкретика, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени. То есть вы определяете, чего хотите добиться и за какой период, в чем измерите результат и за счет чего достигнете цели. А также вы анализируете, насколько эта цель соотносится с вашими истинными желаниями, потребностями в настоящий момент.
    2. Метод Брайана Трейси. Напишите 10 целей на год. Но сформулируйте предложения так, словно вы уже достигли этих целей. Прочувствуйте каждую их них и выберите одну, которая по-настоящему изменит вашу жизнь. Напишите ее на другом листе и проанализируйте только эту цель по технике SMART.
    3. Дерево целей. Последовательно, упорядоченно и наглядно на листе бумаге составьте «портрет» своей цели в виде дерева. То есть сначала запишите или схематично определите главную цель, от нее пропишите задачи второго уровня, от них – третьего, четвертого и т.д. При этом к каждой цели и подзадаче вы сразу приписываете необходимые для достижения ресурсы.
    4. Метод Г. Архангельского. Эта техника помогает в планировании, когда условия достижения цели периодически меняются. То есть метод помогает адаптироваться к изменившимся внешним условиям и несмотря ни на что идти к цели. Процесс целеполагания по технике Архангельского подразумевает определение рамок, за которые вы не выйдете для достижения целей. Это сферы, ценности, приоритеты, с которыми взаимодействует цель. Вам нужно сформулировать цель так, чтобы она не конфликтовала с вашими жизненными ценностями и убеждениями. После этого разбейте цель не на подзадачи, как в технике SMART, а на уровни сложности. Кроме этого, определите мягкие и жесткие задачи. Первые могут быть выполнены в течение определенного периода времени, а вторые – к строго обозначенному времени. И, конечно, определите период реализации главной цели.
    5. Колесо баланса. Нарисуйте круг и произвольно разбейте его линиями на сектора. Один сектор – одна сфера вашей жизни. Сами определите, сколько их будет, что это за сферы. Оцените свои достижения в каждой сфере по 10-бальной шкале. Соедините все отметки линиями и закрасьте получившуюся фигуру. Свободное поле в каждой сфере – зона для вашего роста, постановки целей.
    6. Интеллект-карты. На листе бумаги вы составляете схему или рисунок, где определяете главную цель, а уже на ее базе фиксируете цели второго, третьего и последующих уровней. Продолжайте деление на уровни до тех пор, пока не дойдете до задач, которые можно сделать прямо сейчас.

    Это универсальные, самые популярные и простые техники. При желании вы можете найти и опробовать другие. Например, в книге Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» представлено много практических упражнений.

    Способы целеполагания

    Существуют следующие основные способы целеполагания:

    Интуитивный поиск цели наиболее распространён. Алгоритм действий в данном случае предельно понятен: необходимо внимательно относиться к собственным идеям и догадкам, ожидая озарения. Можно предположить, что это единственный способ целеполагания, который «автоматически» встроен в каждого человека. Так происходит потому, что интуитивные цели формируются на основе существующего опыта, знаний и умений человека, а их «проявление» означает переход неосознанной потребности (проблемы) в осознанный мотив действий, чем и запускается процесс целеполагания.

    «Изобретение» целей представляет собой «экспериментальный» процесс, основанный на пробном достижении возможной цели в недалёком будущем и (или) в уменьшённом масштабе. Например, это случается, когда вы принимаете важное решение («найти себе хобби по душе»), но не знаете, как конкретно его реализовать. В этом случае вы можете попробовать скрэпбукинг, филателию, вышивание или более экзотические варианты до тех пор, пока не найдёте именно ваше. При этом вашей целью может стать занятие этим видом хобби в течение некоторого времени (месяца, например), а затем вы подводите итог и выбираете то, что вам ближе.

    Метод «вычисления» цели работает по следующему алгоритму. Сразу после осознания ключевого мотива («хочу, чтобы у меня была машина») нужно выписать все цели, ведущие к этому, в качестве столбцов таблицы. Необходимо понимать, что цели могут быть разными — «заработать на покупку личного авто», «выпросить автомобиль у мужа», «выиграть автомобиль в лотерею» и даже «украсть у соседа по двору» (шутка). Далее в качестве строк необходимо выписать качественные и количественные критерии, которые существенно влияют на результат достижения цели. Затем достаточно оценить придуманные вами цели, выбрав наилучший вариант в каждой строчке, и просуммировав финальные показатели (см. пример ниже).

    Итак, результатом нашего вычисления становится цель «выпросить автомобиль у мужа». Соответственно, становится понятным и то, как эту цель достигать. Тем не менее, нельзя не отметить громоздкость данного способа, сложность подбора и оценки критериев и т.п. Кроме того, как отмечает С. И. Калинин, «попытки «выбрать жениха по Гоголю, приставляя нос Ивана Ивановича к лицу Петра Петровича, скорее всего, обречены на неудачу». Однако, может, вам повезёт?

    Наконец, метод «выбор и предписание». Этот метод подразумевает, что у нас уже есть определённое количество кем-то поставленных целей, и нам необходимо всего лишь выбрать одну из них в качестве своей и «предписать» для себя её выполнение. По сути своей, это способ подражания кому-либо и попытка действовать по уже известному алгоритму. Примером такой ситуации может стать постановка цели молодого человека, заканчивающего обучение в школе: мама хочет, чтобы сын стал писателем, отец желает видеть его в качестве юриста, а дедушка и бабушка видят во внуке перспективного металлурга. Не желая выбирать либо не имея такой возможности, молодой человек всегда может выбрать одну из целей, «заготовленных» для него родными, и стремиться к её достижению — так, как будто эта цель была выбрана им самим. Стоит отметить, что это достаточно хороший способ, хотя подходит он далеко не всем (можно вспомнить фильм «Трасса 60», где главному герою отец прочит карьеру юриста, но, в конце концов, герой отказывается от навязанной ему отцом цели).

    На заметку. В ряде случаев изначально поставленная цель может оказаться поверхностной. Психологи часто выделяют многослойность цели, а также отмечают многочисленные неточности в формулировке, которые расходятся с действительно желаемым. Чтобы получить действительно хорошо сформулированную цель, необходимо специфицировать её содержание. Так, в примере выше («хочу, чтобы у меня была машина») может содержаться нечто большее, чем просто желание купить транспортное средство — например, желание повысить свой статус, продемонстрировать окружающим собственную самостоятельность, способ приобщиться к интересам определённой группы людей и другие. Осознание глубинного мотива может помочь в достижении истинной цели, повысив уровень понимания себя и обеспечив более качественное удовлетворение исходной потребности.

    Этапы целеполагания

    Разберем этапы и правила, или универсальный процесс целеполагания:

    1. Определение потребностей и мотивов. Выявите, что ценно и значимо для вас, что дает силы уверенно идти вперед. Поставьте перед собой одну конкретную цель.
    2. Выбор методик целеполагания. Можете попробовать все рассмотренные техники и взять себе на вооружение ту или те, которые максимально вам подходят.
    3. Переход к составлению пошагового плана достижения цели и его воплощению в жизнь.
    Читайте так же  Красное пятно на белке глаза: причины и что делать

    Не забывайте всегда оставлять место для «маневров». Будьте готовы внести корректировки в план, держите в запасе несколько вспомогательных инструментов, выделяйте чуть больше времени, сил и финансов для реализации цели. Тогда никакие неудачи, сложности, непредвиденные обстоятельства не выбьют вас из колеи.

    Распространенные ошибки в целеполагании

    Целеполагание — что это в менеджменте

    Обращаясь к целеполаганию, не совершайте чужих ошибок (проблемы целеполагания):

    1. Отсутствует конкретика. Либо сроки не определены, либо не установлены качественные, количественные характеристики измерения результата.
    2. Нереалистичные цели. Например, если человек ставит перед собой цель за неделю скинуть 10 кг, то, скорее всего, его ждет провал, а вместе с ним разочарование в себе и жизни в целом. А вот похудеть на 10 кг за два месяца — вполне реально. Ставьте реальные цели, не создавайте сами себе заведомо проигрышные условия.
    3. Не расставлены приоритеты. Хватаясь за все и сразу, человек, как правило, ничего не достигает. То же касается случаев, когда по ошибке несрочная и маловажная цель принимается за срочную и важную. Для расстановки приоритетов используйте матрицу Эйзенхауэра.
    4. Нет плана работы. Потратив час на разработку плана сейчас, вы сэкономите несколько часов в будущем. По плану работа идет быстрее и эффективнее.
    5. Нет контроля и анализа. Выявление и устранение ошибок, коррекция плана в связи с изменившимися условиями повышают эффективность всего процесса.

    Технология целеполагания универсальна. Это похоже на формулу в математике – меняются только значения, то есть цели, ресурсы, мотивы, сроки.

    Технологии целеполагания.

    Выступление на РМО .

    Подготовила учитель информатики МБОУ СОШ №1

    Тема «Технологии целеполагания»

    Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах»

    «Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать».

    Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: — понятны, осознаны — реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); — инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); — диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

    С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

    Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

    1. диагностика целей учеников;
    2. анализ и систематизация полученных данных;
    3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

    Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную Андреем Викторовичем Хуторским, который выделяет следующие группы: Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

    Предметные цели — формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме. Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. Данную диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.

    Список целей:

    1. Изучить материал учебника.
    2. Усвоить основные понятия и законы темы.
    3. Подготовить сообщение по одной из проблем.
    4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
    5. Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
    6. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
    7. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
    8. Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
    9. Проявить и развить свои способности.
    10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
    11. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
    12. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
    13. Научиться решать задачи и проблемы по теме.
    14. Свой вариант цели.

    2. Анализ и систематизация полученных данных;

    Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося: — цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении (Личностные) -цели № 3,5,8 – креативные наклонности — цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы -цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности (предметные) -цели № 9,14 – самоорганизация (оргдеятельностные) При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

    Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

    Некоторые приемы целеполагания.

    1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

    Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать…).

    2. Работа над понятием.

    Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 7 классе » Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия». Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

    3. Подводящий диалог.

    На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

    4. Создание проблемных ситуаций

    Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

    Выводы:

    Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

    Читайте так же  Ксерофтальмия, что это такое?

    Мой опыт целеполагания

    В своей жизни я использую универсальный алгоритм целеполагания:

    1. Выбор главных целей.
    2. Определение ресурсов, которые нужны для их достижения. К этому относятся мои знания, способности, умения, возможности. На этом же этапе я разрабатываю план по добыче каких-то инструментов, если пока у меня их нет, но потенциально я могу ими обзавестись.
    3. Поиск мотивации, разработка системы поощрений и наказаний. Мне помогает ведение дневника (можно просто делать короткие пометки о том, что уже сделано). Удобно вернуться назад, посмотреть, сколько пройдено, и этим вдохновиться.
    4. Выявление частных проблем и подзадач. Это шаги на пути к достижению цели.
    5. Представление результата. Это же можно использовать как мотивацию. Представьте, как изменится ваша жизнь, что вы обретете, когда достигнете цели. Если вашу трансформацию можно как-то визуализировать на бумаге, то сделайте это. Например, если ваша цель – похудеть на 10 кг, то можно отредактировать свое фото в фотошопе и распечатать. Или если вы хотите вернуться к своему весу в прошлом, то можно держать на видном месте свою старую фотографию.
    6. Реализация планов. Это основной и самый долгий этап, на котором помогут мотивация и самоконтроль.

    В своей жизни я руководствуюсь этим планом. Например, по нему я худела. Тогда пример алгоритма целеполагания выглядел так:

    • сначала я определила, на сколько и за какой период времени хочу похудеть;
    • потом определилась с планом коррекции (физическая активность и правильное питание);
    • эти элементы разделила на еще более мелкие задачи (например, какая именно активность, сколько раз в неделю);
    • определила инструменты контроля — в моем случае это была не столько цифра на весах, сколько объемы и субъективное восприятие своего отражения в зеркале, хотя и цифра на весах была в уме (без конкретики цели не ставятся);
    • и т.д.

    Эффективность целеполагания зависит от того, насколько вы готовы контролировать процесс, признавать ошибки и работать над ними, корректировать стратегию в зависимости от меняющихся условий.

    Методика целеполагания

    Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

    1) диагностика воспитательного процесса

    , анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

    2) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов

    ;

    3) организация коллективного целеполагания

    , совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

    4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач

    , внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

    Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации

    , в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе» опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

    Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей»

    На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, осуществляется моделирование воспитательных, организационно-педагогических задач

    . На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

    а) каковы общие цели воспитания;

    б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

    в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

    г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;

    д) какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.;

    е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

    На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников

    , а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

    Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагают педагоги:

    а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми;

    б) выражено серьезно, значимо, доверительно;

    в) приведет к заманчивым результатам;

    г) доступно и понятно;

    д) ярко и эмоционально.

    Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось:

    а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания;

    б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи;

    Целеполагание — что это в менеджменте

    в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей;

    г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

    Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

    Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания

    Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей.

    Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нем. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития.

    В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

    Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. Эффективность целеполагания всегда определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата[60].

    § 5. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *