Биологическая адаптация. Механизмы срочной и долговременной адаптации. Понятие о конституциональных типах людей.

    e88ef9c4a702342bf7628a2765b8b647

    Адаптация – это способность живого организма приспосабливаться под меняющиеся условия внешнего мира. С помощью этого процесса регулируется поведение человека. Антропологи и психологи считают, что именно благодаря такому механизму общество смогло достичь высокого уровня развития.

    Биологическая адаптация. Механизмы срочной и долговременной адаптации. Понятие о конституциональных типах людей.

    Выделяют несколько видов адаптации: биологическую, этническую, психологическую, социальную

    Что это такое

    Еще в Древней Греции люди пытались понять, как именно работает механизм приспособляемости. Над этим размышляли Гиппократ и Демокрит. Они пришли к выводу, что от условий жизни меняется внешний вид человека. В дальнейшем подобные идеи поддержал Ламарк, позже и Дарвин.

    Изначально господствовала идея, что понятие адаптации связано только с физиологическим уровнем. Все изменилось с появлением теории Г. Селье.

    Определение в психологии

    Г. Селье смог ввести новое понятие – психологическая адаптация. Он также выделил три этапа развития процесса: тревога, сопротивление, истощение. Его идею дополнил физиолог Н. Фомин: с одной стороны, в организме происходят изменения, с другой – все системы стараются работать по-старому. Именно это противоречие порождает адаптацию.

    А. Маслоу под этим термином понимал взаимодействие человека и окружающей среды, в результате которого появляется духовное здоровье. В случае несоответствия моральных ценностей и ситуации происходит конфликт, который индивид стремится быстро решить.

    Адаптация термин в психологии, который рассматривается с разных точек зрения. Р. Ласаруса имел следующее мнение по этому вопросу: в процессе познания мира человек получает информацию, которая не всегда соответствует его установкам. В итоге происходит конфликт. От адаптированности зависит то, насколько быстро индивид решит противоречие.

    Адаптация – это в психологии ключевое понятие. Под ней в психоанализе понимают работу защитных механизмов личности. Они работают для того, чтобы человек решал конфликтные ситуации с наименьшими потерями для психики.

    Адаптация – это в психологии неоднозначное определение. У многих ученых были свои мнения на его значение. И. Милославский считал, что, благодаря приспособляемости, человек усваивает принятые модели поведения.

    Биологическая адаптация. Механизмы срочной и долговременной адаптации. Понятие о конституциональных типах людей.

    Жмет руку

    Впервые термин рассматривался еще в древнем мире. За это время взгляды ученых уже не раз сменились.

    Факторы развития

    Социальная перцепция — что это такое в психологии
    Приспособляемость человека зависит не только от его способностей и внутренних резервов организма. Внешние условия тоже влияют на процесс. В материальной среде выделяют такие факторы – искусственные предметы (техника). В социальной – общественный прогресс, этнос, условия жизни и т.п.

    Важно! Природные факторы – это климат, катаклизмы, растительный и животный мир, который окружает индивида.

    Каждый день человек сталкивается с негативными факторами. Он даже не задумывается о том, что такое адаптация, и как она проявляется. Ему приходится дышать грязным воздухом, испытывать электромагнитное излучение и т.п. Все это отрицательно влияет на здоровье.

    Каждый может в разном состоянии войти в процесс приспособления. Один человек быстро справляется со стрессом, привыкает к новым условиям, другому – на это потребуется больше времени.

    Среди терминологии можно встретить слово «адаптивность», оно означает способность индивида приспосабливаться к условиям среды. Ученые считают, что на скорость влияют средовые и субъективные факторы.

    К первой группе относят характер деятельности, условия проживания, социальную среду. Вторая группа – это пол, возраст, психофизиологические особенности. В научном обществе нет единого мнения о том, какая группа оказывает большее влияние на развитие адаптивности.

    Существует еще одна теория. В ней выделяют всего четыре психологических фактора приспособляемости: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, практический. Все они важные в равной мере. Например, при положительной мотивации индивид лучше приспосабливается. Адаптация происходит только при осуществлении деятельности, так как в процессе вырабатывается новая модель поведения.

    Основные виды

    Архетип — это что такое в психологии и философии
    Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень. Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества.

    Биологическая

    Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.

    Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли

    Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску.

    Социальная

    Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.

    Важно! В случае изгнания из социальной группы индивид испытывает отрицательные эмоции.

    В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.

    Читайте так же  Аспаркам

    Этническая

    Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.

    В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.

    Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.

    Психологическая

    Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.

    Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.

    Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости

    В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.

    Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.

    Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно. Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса.

    Особенности приспособления организма человека

    На жизнь и активную деятельность человека влияют благоприятные и неблагоприятные условия среды. Благоприятные условия называют адекватными. Это условия внешней среды. Они соответствуют всем фенотипическим свойствам организма и способствуют осуществлению всех физиологических функций организма человека. А неблагоприятные условия среды называют неадекватными. Они не соответствуют фенотипическим свойствам организма и не обеспечивают нормального физиологического функционирования организма человека. При адекватных и неадекватных условиях среды реакция организма неодинакова. Поэтому приспособление к разным условиям имеет свои особенности. Процесс приспособления включает три компонента: субъект (биологическая система), объект (условия внешней среды) и механизм взаимоотношений этих двух компонентов (третий компонент). Когда дают определение процессу приспособления организма, то нужно охватить все три компонента. При определении особенностей приспособления организма человека как биологического вида говорят о его прогрессивном развитии и сохранении его биологических свойств.

    По физиологическим признакам приспособлением называют свойство организма сохраняться в неадекватных условиях внешней среды, развиваться и поддерживать состояние систем, обеспечивающих продолжительность жизни и функцию целостного организма.

    При оценке жизнедеятельности организма в условиях внешней среды можно отметить, что приспособление организма происходит в соответствии с тремя уровнями: физиологические явления, состояние угнетения функций организма, отклонение от физиологической нормы (болезнь, патология). Первые два уровня характеризуют приспособление организма. Отклонение от физиологически нормального состояния или заболевание наблюдаются при пониженной энергетике организма.

    Все люди не могут одинаково быстро и полностью приспособиться к условиям внешней среды, так как на приспособление организма влияют пол, возраст, особенности нервной системы, здоровье, генетические свойства, закаленность организма, эмоциональное состояние, виды трудовой деятельности человека. Усвоение знаний учащимися, их воспитание, будущая трудовая деятельность должны соответствовать задачам, поставленным перед новым обществом. Поэтому необходимо целенаправленное осуществление обучения и воспитания как единого процесса. К актуальным проблемам современного общества относятся: повышение качества знаний, улучшение воспитания, организация и осуществление эстетического и физического воспитания детей.

    Учитывая морфологические и физиологические особенности каждого школьного возраста, можно осуществить поставленные задачи.

    Развитие и жизнедеятельность организма возможны только при наличии и соответствии необходимых для жизни условий. Организм активно обменивается веществами с внешней средой. Основой жизнедеятельности организма является постоянное поступление из окружающей среды веществ и энергии, необходимых для образования клеток и тканей, протекания физиологических процессов в организме, и постоянное поступление информации через нервную систему. К функциональным характеристикам детского организма относятся физиологические, гигиенические и психологические показатели. К особенностям человека относится его активность. Для определения активности человека нужно учитывать его силу воли, цель в жизни, решительность, одержимость, упорство.

    С точки зрения физиологии активность человека характеризуется качественным уровнем приспособленности организма к условиям внешней среды. Наряду с этим приспособление организма человека зависит от качества, силы, продолжительности воздействия информации, поступающей из внешней среды в органы

    чувств человека. Психологические и физиологические реакции человека в ответ на воздействие информации из внешней среды показывают уровень активности человека.

    Адаптация человека к условиям внешней среды в разные периоды жизни характеризуется развитием и усложнением его психологических, физиологических реакций. Это связано с ростом и развитием органов и систем органов, а также с усложнением деятельности человека в каждый период его жизни. В связи с воздействием условий окружающей среды происходит обособление реакций организма на них. Например, новорожденный приспосабливается к дыханию атмосферным воздухом. Позже, в результате усложнения функций органов дыхания, кровообращения и других органов, с развитием нервной системы, мышечной системы, он может совершать различные движения. Различные виды движений активизируют функцию нервной системы. Так формируются мышление, ум, поведение и другие качества, ребенок общается с членами семьи. Приспособлению ребенка к условиям быта семьи способствуют воспитательные и психологические действия старших детей и взрослых членов семьи и гигиенические условия. По достижении школьного возраста ребенок приступает к научному познанию мира, повышается его активность и способность адаптироваться к внешней среде. Это считается самым ответственным периодом. Чтобы стать членом ученического коллектива, усвоить учебный материал, развить способность к логическому мышлению, регулировать свою деятельность в соответствии с требованиями условий воспитания, стать примерным учеником, ребенок приспосабливается анатомически, физиологически, психологически и гигиенически.

    Читайте так же  Близорукость и наследственность: риски, диагностика, профилактика

    Несомненно, чтобы жизнь человека, его трудовая деятельность были интересными, многое зависит от образованности, воспитанности, требовательности к себе. Все это характеризует социальную адаптацию человека. Перед каждым человеком должна стоять цель — научиться отличать хорошее от плохого, с хорошими намерениями вступить в жизненный путь.

    Поочередный рост и развитие детского организма в начальный период жизни характеризует его адаптацию в двух направлениях: адаптация в соответствии с изменением объема и массы организма, а также усложнением и развитием функций внутренних органов, адаптация организма в каждый период жизни — согласованная ответная реакция организма на воздействие условий внешней среды, а также формирование отношений с ними. Это есть виды биологической адаптации организма человека. Они влияют на физическое и физиологическое развитие, здоровье человека, а также на социальную адаптацию человека.

    Различные климатические зоны на земле отличаются температурой воздуха, влажностью, изменением парциального давления кислорода и углекислого газа, количеством воздействия солнечной радиации на Землю и совокупностью других факторов. Поэтому люди, живущие в условиях жаркого или холодного климата, в горных районах, приспосабливаются к воздействию таких факторов. Например, приспособление людей, живущих в условиях жаркого климата, к воздействию высоких температур происходит за счет подкожных потовых желез, а приспособление жителей горных районов к пониженному парциальному давлению кислорода — за счет экономного использования кислорода. Приспособление к климатическим условиям происходит наряду с приспособлением к физическому труду. Человек не может жить без труда. Поэтому, в каких бы условиях климата он ни жил, он приспосабливается к этим условиям и повышает способность к труду в этих условиях. Если снижается способность биологической и физиологической адаптации человека, тогда изменяются физиологические и биохимические процессы в организме, что влияет на здоровье человека, может возникнуть болезнь. Причины возникновения болезней определяют и изучают медицинские науки. Чтобы привести организм в физиологически нормальное (природное) состояние, используют различные методы лечения.

    1. Что называют адекватными и неадекватными условиями среды?

    2. Какое явление называют адаптацией, из каких компонентов состоит адаптация?

    3. Какие имеются способы определения адаптации человека как биологического вида и по его физиологическим признакам?

    4. Какова характеристика в нормальных условиях и при уровнях адаптации?

    5. Почему все люди не могут одинаково приспособиться к условиям внешней среды?

    6. Какие виды адаптации учащихся школ вы знаете?

    7. Какие условия необходимы для жизнедеятельности организма?

    8. Какие знаете показатели, характеризующие функциональное состояние подростков?

    9. По каким свойствам можно определить активность человека?

    10. Как характеризуются психологические и физиологические реакции при адаптации к воздействию факторов внешней среды?

    11. Вспомните особенности приспособления к различным условиям (горной местности, жаре, холоду и др.), проанализируйте значение физиологических процессов и сделайте выводы.

    Задание.

    Необходимо заполнить пустующие квадраты таблицы.

    Виды адаптацииОрганизм борется за что?Признаки физиологических реакцийКомпенсаторные реакции организма
    В условиях горного климатаЗа кислородОдышкаУвеличение сродства гемоглобина к кислороду, выход крови из органов депо
    В условиях экстремального жаркого климатаС перегреванием и потерей водыПовышение артериального диастолического давления кровиУсиление реабсорбции и депонирования воды в клетках, тканях
    В условиях неэкстремального жаркого климатаС перегреванием и потерей водыСнижение артериального диастолического давления кровиСохранение температуры тела путем потовыделения
    В условиях холодного климатаС переохлаждением, потерей энергииУчащение частоты сердечных сокращенийУсиление кровообращения, повышение обмена веществ
    В условиях выполнения физической нагрузки???
    В условиях гиподинамии???
    В условиях активной умственной работы (нагрузки), в период учебы???

    Нарушения

    Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
    При неблагоприятном стечении обстоятельств возникает дезадаптация. Происходить она может по разным причинам. При девиантной форме поведения человек выбирает пути достижения цели, которые не одобряются социальной группой.

    Неконформисткий тип проявляется в отказе следовать принятым установкам, а новаторский – направлен на поиск новых решений. Оба варианта могут появиться в разном возрасте.

    Благодаря девиантной форме поведения, человечество смогло активно развиваться

    Патологическая дезадаптация может трактоваться как серьезное нарушение психики. Она развивается на фоне органических поражений, отклонений в физическом здоровье. От такой личности не стоит ждать адекватных поступков.

    Необходимо различать девиантную и патологическую форму поведения, так как это разные процессы. Они, связанные между собой, оказывают влияние на индивида. Легкая дезадаптация появляется в момент конфликта между внутренними ценностями и условиями окружающей среды.

    Читайте так же  Проблемы в отношениях с мужем: причины и способы решения

    Человек либо преодолевает проблему, либо получает депрессию, апатию, неврозы. В психологическом плане противостояние приносит серьезный дискомфорт, но после решения конфликта индивид получает качественные преобразования в психике.

    Определить вид, способность к адаптации, что это такое кратко, может не каждый человек. Под термином понимают важные механизмы, которые обеспечивают нормальное существование социума в мире.

    Адаптация человека к окружающей среде
    Человек, как и другие виды животных способен адаптироваться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и механизмов, необходимых для нормального существования организма в конкретной экологической среде.

    Жизнь каждого человека можно рассматривать как непрерывную адаптацию, ведь наша способность к адаптации имеет определенные границы. Это же касается и способности человека к восстановлению своего физического и психического здоровья. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, усталости. Мобилизация всех механизмов, обеспечивая жизнедеятельность человека в определенных условиях существования. Продолжительность напряжения зависит от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов, но при длительном воздействии экстремальных факторов теряются возможности организма функционировать на заданном уровне и наступает усталость.

    Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при длительных авиационных перелетах и быстрых пересечениях нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, снижение работоспособности и т.д. Другие люди адаптируются быстрее.

    Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа

    :
    спринтер
    (характеризуется высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и неспособностью переносить длительные нагрузки) и
    стайер
    (обратный тип).

    Учет адаптивных способностей человека имеет большое значение для поддержания на высоком уровне ее работоспособности и сохранения здоровья.

    Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем переплетении социальных и природных факторов. На заре человеческой истории природные факторы играли решающую роль в эволюции человека. На современного человека воздействие природных факторов в значительной степени нейтрализуется социальными факторами. В новых природных и производственных

    условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде.

    Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но

    наши способности к этому имеют определенные границы. Также и способность восстанавливать свои физические и душевные силы для человека не бесконечна. Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение относительного продолжительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели. Человечество, заселившее уже около 15 тыс. лет назад все более или менее благоприятные для жизни природно-географические зоны, встретилось с необходимостью адаптироваться к самым разнообразным условиям существования. Адаптации человека к среде, как уже указывалось, проявляются в основном на социальном уровне, однако человечество на ранних этапах эволюции подвергалось непосредственному действию биотических и абиотических экологических факторов в значительно большей степени по сравнению с современной эрой научно-технического прогресса. Комплексы таких факторов имели разнонаправленное действие на человеческие популяции. В результате в разных климатогеографических зонах сформировались разнообразные адаптивные типы людей.
    Адаптивный тип
    представляет собой норму биологической реакции на комплекс условий окружающей среды и проявляется в развитии морфофункциональных, биохимических и иммунологических признаков, обеспечивающих оптимальную приспособленность к данным условиям обитания.

    Выделяют четыре климатогеографических адаптивных типа человека:

    — арктический адаптивный тип;

    — тропический адаптивный тип;

    — адаптивный тип умеренного пояса;

    — горный адаптивный тип.
    Вопросы к теме:

    1. Составьте характеристику каждого климатогеографического адаптивного типа человека по плану:

    а) размеры тела;
    б) размеры груд­ной клетки;

    в) уровень гемоглобина;

    г) содержание в крови белков, холестерина;

    д) способность окислять жиры;

    е) скорость энергетиче­ского обмена.

    1. Перечислите, какие особенности адаптации к социальным воздействия есть у человека, в т.ч. у вас.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *