Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    41765d20bdd20688e2980421e52aa9ee

    Значение и функции общения

    Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

    1. Пространственная.
    2. Психологическая.
    3. Социальная.
    4. Взаимодействия.
    5. Отношения.

    Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

    Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

    Виды взаимодействия

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.

    Этот процесс подразделяют на следующие виды:

    1. Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
    2. Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
    3. Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.

    Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Такие интерактивные способы общения позволяют демонстрировать в ходе передачи отношение населения к обсуждаемым вопросам, а также проводить прямые линии с первыми лицами государства.

    Структура интерактивного взаимодействия

    Социальная психология пыталась объяснить и описать структуру взаимодействий людей и интерактивной стороны общения в целом. Процесс и суть коммуникации не представляет ничего сложного.

    Для участников общения характерны:

    • общая цель;
    • совместные мотивы;
    • единое пространство;
    • координация действий;
    • знание общепринятых правил;
    • передача информации.

    Другими словами, это не просто разговор ни о чем, а целенаправленный обмен информацией для достижения конкретного результата. В процессе общения участники договариваются, как будут действовать, что сделает каждый из них. Предусматривается:

    • анализ планов партнеров и их сопоставление с собственными стремлениями;
    • оценка вклада участников при взаимодействии;
    • осмысление отдачи партнеров.

    Интеракция в межличностных отношениях играет важную роль. Без взаимодействия невозможно скоординировать действия, добиться желаемых результатов.

    ЧИТАТЬ О чем поговорить с парнем, чтобы привлечь его внимание: темы для разговора

    Организация взаимодействий происходит в соответствии с нормами, а пути реализации задуманного каждый участник выбирает в соответствии с собственными принципами. Мотивацией является удовлетворение потребностей. В процессе совместной деятельности происходит несколько видов контактов: пространственный, психологический, социальный.

    Участник выбирает определенную стратегическую позицию:

    • «Ребенок». Желания и действия мотивированы желанием «хочу».
    • «Родитель». Отвечает позиции «надо».
    • «Взрослый». Совмещает две предыдущие позиции.

    Интеракция и дальнейшее взаимодействие возможны при совпадении интересов. В противном случае контакт разрушится, желаемая цель не будет достигнута.

    Пример взаимоотношений

    Жена говорит мужу о сломанном кухонном комбайне как адекватный взрослый человек. Ответы мужа с разной позиции:

    • Взрослый: «Посмотрю, отвезу мастеру, если все плохо».
    • Родитель: «Вечно у тебя что-то происходит».
    • Ребенок: «И что мне теперь делать?».

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    У участников должно быть адекватное понимание и принятие ситуации.

    Четкой структуры интерактивной функции общения нет. Специалисты рассматривают компоненты коммуникации с разных сторон, приводя свою классификацию.

    Основные виды

    Условно интерактивную коммуникацию разделяют на 2 вида:

    1. Кооперация. Представляет собой совместную деятельность людей, в результате которой все действия синхронизированы и скооперированы. Участники действуют как одна команда, каждый вносит свой вклад в общее дело. Как говорится, общаются на одной волне. Кооперация предусматривает разделение обязанностей между партнерами ради достижения общей цели.
    2. Конкуренция. Противодействие участников. Основой таких взаимодействий выступает конфликт, заставляющий человека действовать, доказывать, достигать. Конфликт предусматривает наличие противоположных мнений, тенденций. При таких отношениях развязка одна — решение конфликта, достижение желаемых целей.

    Разделение на виды условное, поскольку конфликт возникает и при скооперированных действиях. В то же время конкуренция может перерасти в плодотворное сотрудничество.

    Также психологи выделяют несколько видов взаимодействия:

    • С одновременным вовлечением в процесс всех участников. Спортивная команда.
    • Последовательное выполнение заданий по типу конвейера.
    • Разделение функций между участниками, при этом каждый сохраняет свою индивидуальность и имеет свободу действий. Сюда можно отнести работу в корпорации, коммерческой компании.
    Читайте так же  Что такое маргарин и действительно ли он опасен для здоровья

    Интеракция обозначает активное взаимодействие всех участников и использование той или иной модели поведения.

    Сферы применения

    Деловая коммуникация присутствует в разных сферах человеческой жизни. Вопросы относительно совместных действий решаются на работе, в семье, даже во время досуга. Коммуникативные направления:

    1. Коллективная трудовая деятельность. Каждый сотрудник выполняет обязанности, решает поставленные задачи. В результате все коллеги трудятся во благо организации. Общаются между собой вербально, невербально, с использованием цифровых и компьютерных технологий.
    1. Обучение. Образовательный процесс — неисчерпаемый поток информации с обратной отдачей. Человек, доносящий информацию, должен получить обратно результат своих трудов. Интерактивная сторона общения в процессе обучения предусматривает активное использование компьютерной техники, обмен знаниями, ответную реакцию, вовлечение всех участников в процесс.
    2. Досуг. Организация досуга и отдыха предусматривает деловое сотрудничество и распределение обязанностей. Если каждый будет действовать, как вздумается, мероприятие сорвется. Современный досуг предусматривает привлечение специалистов (ведущих, музыкантов). Это уже явное деловое сотрудничество.

    ЧИТАТЬ О чем поговорить с парнем, когда кончились темы для разговора: лучшие темы

    В быту ни одна семья не обходится без интеракции. Муж и жена выполняют свои обязанности во благо семьи. Вносят вклад в общее дело дети.

    Общие цели и результат

    У участников должны быть общие цели и направленность на результат. В результате происходит обмен информацией, поступками и действиями, осуществляется взаимное влияние. В процессе коммуникации происходит обмен опытом, становление и совершенствование личности, появляются новые стремления и желания. Результативный процесс присутствует во всех сферах человеческой жизни, начиная с учебы и заканчивая досугом. При слаженной работе наблюдается порядок в обществе и отдельных его составляющих. Это неотъемлемая часть социальной, общественной и личной жизни.

    Аспекты совместимости

    Длительное и плодотворное общение возможно только при совпадении интересов целей. Когда нет ничего общего, тандем распадается. В качестве примера можно привести личные отношения между влюбленными, когда девушка планирует построить семью, выйти замуж, а парень желает приятно проводить время, отдыхать. Когда участники понимают, что цели не совпадают, взаимодействие прекращается.

    Формы и примеры

    Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:

    1. Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
    2. Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.
      При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

      С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого. Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д. Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.

    3. Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.
      Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

      Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.

    Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

    Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.

    Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.

    Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.

    Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.

    Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.

    Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.

    Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.

    Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.

    Читайте так же  Тренажер Микротуман для глаз: техника использования

    Другие стороны отношений

    Интерактивная коммуникация рассматривается в сочетании с другими функциями общения и не может быть обособленной.

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Перцептивная

    Определение перцептивной функции связано с восприятием человеком информации или ситуации. Это понимание самого себя и партнеров. В процессе коммуникации работают психологические процессы, позволяющие адекватно оценивать поведение и индивидуальные особенности людей.

    В ходе перцептивной коммуникации формируется идентификация, рефлексия, эмпатия:

    • Идентификация означает отождествление себя с партнером и уподобление ему. В результате происходит понимание и принятие мотивов собеседника, а также приспособление к общей цели.
    • Эмпатия — эмоциональное переживание ситуации и принятие линии поведения другого человека. На основе психологической оценки формируется симпатия либо антипатия. Дальнейшее общение продолжится по сценарию либо сотрудничества, либо конфликта.
    • Рефлексия побуждает участника действовать рефлекторно, основываясь на личных потребностях.

    Перцептивная функция помогает выстраивать интеракцию.

    Коммуникативная

    Заключается в обмене информации. В процессе коммуникации участники обмениваются мнениями, опытом, знаниями, интересами, чувствами и настроениями. Любой разговор несет определенную информацию и активизирует познавательную функцию. При интеракции информационный поток является основой долгосрочных взаимодействий и отношений.

    Регулятивная

    Предусматривает изменение поведения под влиянием других людей. Регулятивная функция контролирует и координирует деловое общение. Взаимодействие и поведение участников основывается на эмоциях:

    • позитивные — солидарность, согласие, отсутствие напряжения;
    • негативные — конфликт, несогласие, напряженность, демонстрация антагонизма;
    • проблемные — просьба высказать мнение, поделиться информацией, необходимость в указаниях, предложениях, наставлениях.

    ЧИТАТЬ Влияние языка жестов на коммуникацию между людьми

    Регулятивная функция определяет характер взаимодействия участников. Это может быть индивидуальная деятельность, последовательная, одновременная. В процессе взаимного влияния происходит формирование убеждения, внушения и подражания.

    Проявление интерактивного аспекта общения

    Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

    Сферы общения

    Вид общенияОсобенности
    Трудовая сфераНаиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
    ОбучениеПосещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
    Семейные отношенияСамый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
    ДосугСвободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Отдых в кругу друзей

    Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

    1. продуктивное;
    2. непродуктивное.

    Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

    Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение

    Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

    • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
    • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
    • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
    • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

    Основное внимание уделяется психологической совместимости

    Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

    Поведенческие стили

    Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:

    • Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
    • Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
    • Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
    • Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.

    Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

    Что влияет на результат интерактивного общения

    Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

    Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

    Читайте так же  Зрение и галоэффект после установки трифокального искусственного хрусталика

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Слаженное взаимодействие

    Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

    • у человека высокая потребность во взаимодействии;
    • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
    • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
    • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

    Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат

    Эффекты восприятия

    Одна и та же информация воспринимается людьми по-разному. Партнерам свойственно искажение сведений, в результате чего формируется неправильное мнение:

    • Эффект ореола. Представление об объекте формируется на основе отдельного значимого качества. Проявляется, когда участник обладает недостаточным количеством информации либо оценивает моральные качества. Так, неправильное впечатление о человеке часто возникает при первой встрече. В дальнейшем, что бы он ни делал, мнение не меняется.
    • Новизна. Суть заключается в тенденции доверять новой информации. При недавнем получении негативных сведений об объекте или человеке такое же мнение и останется.
    • Контраст. Оценивание объектов и людей при сравнивании с идеалами.
    • Проекция. Собеседнику, который вызывает симпатию, приписываются самые лучшие качества, собственные достоинства. При антипатии партнер оценивается с худшей стороны.

    Ошибки восприятия негативно влияют на результативность совместного труда, не дают объективно и адекватно оценивать ситуацию.

    Интеракция присутствует во всех сферах жизни человека, в том числе при общении в социальных сетях. Она считается современным методом обмена информацией.

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Б. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения

    Понятие общения

    Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

    В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

    Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

    Помощь со студенческой работой на тему Интерактивное общение

    Курсовая работа 490 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 220 ₽
    Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Структура общения

    «Формула» общения такова: коммуникация перцепция интеракция. Иначе говоря, общение можно представить как совокупность трех компонентов, или, вернее, трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Конечно, во время того, как мы общаемся, мы этого разделения не чувствуем; в этом и нет необходимости. Все составляющие общения тесно переплетены и совершаются одновременно. Однако в теории это разграничение проводится и позволяет более ясно понимать, что вкладывается в тот или иной компонент общения.

    Итак, первый элемент — коммуникативный. Коммуникацию, пожалуй, можно назвать ядром общения. Недаром большинство определений общения сводятся именно к коммуникативному его элементу, то есть обмену информацией, а сами понятия «коммуникация» и «общение» часто употребляются как взаимозаменяемые.

    Способы и типы интерактивного общения

    Процесс межличностного общения протекает двумя основными способами:

    • вербальный (словесный);
    • невербальный (экстралингвистический).

    Такое общение может выражать три основных типа взаимодействия:

    • сотрудничество – имеет место, когда общающиеся люди имеют общую цель координации и изменения общего поведения;
    • соперничество – это тип соревнования, иногда доходящего до ожесточенной борьбы и конфликта;
    • нейтральность – возникает из-за безразличия партнеров и отсутствия интереса к взаимодействию.

    Функция

    Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

    В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

    Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

    Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

    Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

    Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

    Источники

    • https://qvilon.ru/psihologiya/interaktivnaya-storona-obshheniya.html
    • https://PsyTheater.com/storony-obsheniya.html
    • https://psyholic.ru/obshhenie/storony-v-psihologii.html
    • https://psyholic.ru/obshhenie/interaktivnaya-storona-v-psihologii.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *