Ассоциативный ряд – примеры и использование в психологии

    fbfe2777f6e68f6e5362c1419066dc81

    Ассоциативный ряд – это набор каких-то элементов, понятий, которые связаны между собой каким-то общим признаком. Упоминая один элемент, в памяти всплывает другой. Именно эта способность мозга устанавливать связи между предметами, явлениями позволяет создавать сновидения, предчувствия, ностальгию.

    Ассоциативный ряд стал инструментом в разных гуманитарных областях. Он используется в психологии, педагогике и даже эзотерике. С помощью ассоциативных рядов можно развивать память, мышление, интеллект, способность к самоанализу, а так же разгадывать собственные сны.

    В этой статье:

    Развитие интеллекта и мышленияАссоциативный ряд в психологииКак это работает?Арт-терапия и ассоциативный ряд

    Развитие интеллекта и мышления

    Ассоциативный ряд – примеры и использование в психологии

    Фото Wolfgang Hasselmann on Unsplash
    Ассоциативный ряд часто используется в тестах интеллекта. Некоторые задания предполагают работ с ассоциациями. Выполняя тестовые задания, ты можешь узнать о развитии логики и эрудированности у себя. Чем натренированнее мышление, тем быстрее ты находишь ассоциативные связи между предметами, явлениями.

    Детей этому учат ещё в дошкольном возрасте. Это простые игры в ассоциации, когда нужно объединить 2-3 предмета по общему признаку. Например, к солнышку можно присоединить море и песок. Или шнурки к ботинкам. Это самые простые и очевидные ассоциативные ряды.

    Ассоциации – это то, что человек усваивает с опытом, чему научается. Каждый ребёнок впитывает основные способы проводить ассоциативные ряды. Кстати, при диагностике шизофрении используется тест на ассоциации. Больные шизофренией не обнаруживают ассоциативных связей между предметами, либо видят ассоциации, далеко не очевидные и косвенные.

    Решение различных интеллектуальных задач на ассоциации позволить тренировать мышление. Ты легко можешь найти сборники задач или интернет-ресурсы для тренировки ассоциативного мышления.

    Ассоциативный ряд – примеры и использование в психологии

    Метод ассоциаций

    Как развить ассоциативное мышление

    Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:

    • стимулирует работу клеток мозга;
    • увеличивает объем памяти;
    • облегчает восприятие незнакомой информации;
    • способствует развитию новых смысловых связей;
    • позволяет генерировать незаурядные идеи;
    • улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.

    Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.

    По возможности развитие необходимо начинать с раннего детства.

    Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.

    Упражнения для развития ассоциативного мышления

    Занятия для развития своих или навыков ваших детей следует проводить регулярно. При этом желательно придерживаться легкой и комфортной формы обучения, поскольку этот вид мышления больше всего связан с творчеством, а оно, как известно, не терпит давления. Однако, это не означает, что нужно игнорировать важные упражнения и надеяться на отличный результат.

    Ряд ассоциаций

    Витамины для улучшения памяти и работы мозга

    Как улучшить мозговое кровообращение с помощью препаратов

    Игра является самым популярным методом для развития ассоциативно-образного мышления. Подходит для развития детей с 5-6 лет и для взрослых. Сперва придумываются два слова, ассоциирующиеся друг с другом. Например, иголка и дефиле. Далее выстраивается ряд из слов, которые начинаются первым и заканчиваются вторым. Иголка — нитка — ткань — платье — модель — дефиле. Ряды могут быть любой длины, но рекомендуется придерживаться продолжительности до 7-10 слов, чтобы дольше сохранить интерес к игре, особенно у ребенка.

    Читайте так же  Бримонидин глазные капли: отзывы, цена, инструкции, аналоги

    Цепочки

    Придумайте слово, подберите к нему слово-ассоциацию и далее по тому же принципу. Например, тарелка — кухня — выпечка — пекарня — тепло и т.д. Прелесть игры в том, что у каждого человека такая цепочка уникальна, поскольку он обладает индивидуальным ассоциативным рядом, который невозможно повторить. Упражнение отлично подойдет для развлечения в большой компании.

    Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:

    • «Угадай слово по картинке»;
    • «Стоминутка»;
    • «Эмодзи Викторина».

    Необычные ассоциации

    Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.

    Описание предметов

    Методика подходит для обучения совсем маленьких детей. Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.

    Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.

    «Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.

    Перевоплощение

    Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя. Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных, получить знания о них и понять, нравятся они им или нет. Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.

    «Что? Где? Когда?»

    Популярная интеллектуальная игра приносит пользу не только ее участникам, но и всем зрителям.

    Ассоциативный ряд – примеры и использование в психологии

    Игрокам необходимо благодаря эрудиции, логике, способности к образному мышлению и быстрому построению ассоциативных цепочек за отведенное время ответить на поставленный вопрос. Подобный тренинг вам помогает одновременно развивать многие навыки, включая ассоциативное мышление. Вы можете попробовать свои силы вместе с официальной игрой, транслируемой по телевизору или воспользоваться онлайн вариантом игры.

    Крокодил

    Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.

    Задача ведущего при помощи только жестов и мимики показать своей команде выбранное слово.

    Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.

    Друдлы

    Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.

    Читайте так же  Что делать, если вокруг одна темнота? Причины слепоты, адаптация незрячих

    Ментальные карты

    Создатели карт преследовали мысль, что при необходимости запомнить нечто новое, достаточно обобщить это с уже знакомым фактом, хранящимся в вашей голове.

    По своей сути ментальные карты — это техника визуализации мышления.

    Инструкция для создания:

    1. Возьмите лист бумаги, напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
    2. От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
    3. Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

    Умения составлять mindmaps помогут не только в развитии мышления. Карты значительно упростят процесс запоминания новых данных в любой сфере деятельности.

    Ассоциативный ряд в психологии

    Метод ассоциативного ряда используется в разных психологических школах и направлениях: НЛП, гештальт психология, арт-терапия, психоанализ. Как видишь, без ассоциаций просто не обходится ни один психолог.

    Такое направление, как НЛП (нейро-лингвистическое программирование) использует метод ассоциаций, чтобы закрепить какие-то важные навыки или процессы. Например, есть техника «якорь». Она используется для того, чтобы в памяти закрепилось что-то важное.

    Например, ты хочешь заработать определённую сумму на новую машину. Эта цель заряжает энергией и не отпускает тебя. Для того, чтобы помочь мозгу «настроиться» на нужную цель, метод якоря включает ассоциации. Нужно представить, что ты уже добилась своей цели и едешь за рулём своей мечты. Представь ярко и подробно, что ты в этот момент чувствуешь, думаешь? Что происходит вокруг тебя: как пахнет новый салон автомобиля, какая музыка играет, или, может быть, ты едешь мимо набережной? Какие запахи и звуки окружают тебя? Какие картинки, образы ты представляешь, когда думаешь о своей мечте?

    Подробно описав свою мечту в реальном воплощении, выдели в этой картинке главные акценты. И придумай для них «якоря». Возможно, это будут какие-то символы, которые ты нарисуешь на маленьком листочке и положишь везде: в кошельке, в письменном столе, даже на полке холодильника. Важно, чтобы твой взгляд неожиданно натыкался на якорь, связанный с твоей мечтой. Так, мозг постоянно будет получать сигнал, ассоциативно связанный с целью. Это позволит даже бессознательными механизмами проложить пут ьк мечте.

    В качестве якоря можно использовать нарисованные символы, маленькие предметы, что угодно, главное – это должно напоминать о твоей цели.

    Упражнение на развитие ассоциативного мышления 1

    Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части — в несвязанные ассоциации.

    Связанные ассоциации

    Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.

    Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций — то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно

    связанное с предыдущим.

    Пример:

    • путешествие,
    • вагон,
    • билет,
    • кондуктор,
    • чемодан,
    • пассажир,
    • попутчик,
    • вид,
    • окно,
    • станция…

    В следующем раунде игры мы играем в

    Несвязанные ассоциации

    Пример:

    • путешествие,
    • расход,
    • закат,
    • бомбёжка,
    • полиэтилен,
    • маска,
    • ребёнок,
    • ужас,
    • воротник
    Читайте так же  Улучшить зрение при атрофии зрительного нерва (при глаукоме) — возможно ли?

    И в первом и во втором случае после окончания игры происходит — шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.

    В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно — размытых) уместно было продолжить его словом.

    Например

    Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.

    Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить — мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.

    Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.

    Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».

    В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение — понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.

    Как это работает?

    В гештальт психологии ассоциации используются в работе с проблемными ситуациями человека. Например, неприятные симптомы в теле. Когда человека мучают, например, частые головные боли или спазмы в желудке. Понятно, что тело о чём-то «сигнализирует», но смысл симптома не очевиден.

    В этом поможет работа через ассоциативный ряд. С помощью специальных вопросов ты можешь понять любой симптом своего тела:

    • Опиши подробно симптом, какие ты испытываешь ощущения?
    • На что похожи эти ощущения?

    Ассоциативный ряд – примеры и использование в психологии

    Giphy

    • Представь симптом в виде образа, какой он? Опиши форму, цвет, размер, структуру, температуру этого образа/предмета/явления. Рассмотри образ очень подробно, дай ему раскрыться.
    • Представь, что этот образ живой. Что он тебе говорит? Прислушайся, присмотрись к нему. Для чего он пришёл в твоё тело, какое сообщение он для тебя приготовил?

    Очень важно в работе с образом дать свободно течь ассоциациям, не опираясь на логику. Тогда ты сможешь прочесть язык твоего собственного тела. Конечно, есть много научной литературы по психосоматике и ты можешь почитать готовые ассоциации. Но язык твоего тела может отличаться. Ведь каждый человек в течении жизни усваивает индивидуальный, уникальный набор ассоциаций. Есть общие ассоциативные ряды, но они имеют уникальные нюансы.

    Среди популярной психологии в изучении телесных ассоциаций известны Лиз Бурбо и Луиза Хей. Ты можешь почитать их книги, ты найдёшь там много интересного.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *