Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)

    f35a2bdb758165f6e6ccfc39f9767c82

    Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни и оказывает значительное влияние на все сферы его деятельности, поэтому данная тема поднимается во всех письменных работах по русскому языку, в том числе и ЕГЭ, где для сочинения необходимы аргументы из художественной литературы и жизни.

    Музыка не просто меняет настроение, она мотивирует каждого человека и заставляет двигаться вперёд навстречу своей цели. Для полноценного существования нам необходимо слушать музыку в любом её проявлении, которое зависит от личных предпочтений. Музыка – это то, что делает человека лучше.

    Отношение автора к проблеме

    Наша жизнь полна разнообразных звуков и музыки: пение птиц, шум машин, детские голоса, телевизор, радио, плееры. Уже невозможно представить себе существование без музыки. В наше время большое количество учёных исследует воздействие музыки на конкретные сферы человеческой жизни, их интересует, в первую очередь то, как влияет музыка на организм человека. Существует уже множество обоснованных научных доказательств эффекта музыкальной терапии. Классическая музыка считается самой полезной. Для того чтобы понять какое именно влияние оказывает различная музыка на нас, необходимо просто прислушаться к самому себе.

    Влияние классической музыки на психику человека

    Влияние музыки на человека бесспорно, и особенно актуально в случае с классикой. Подберите нужный музыкальный фон для поднятия настроения или сосредоточивания на работе. Классические хиты способны помочь.

    Работа мозга стимулируется произведениями Антонио Вивальди – одного из ярчайшего композитора всех времен. Он творил в период барокко, и его произведения отличились размеренным темпом и высокочастотными гармоническими обертонами, дающими эмоциональную наполненность. Каково ее воздействие на настроение? Небыстрый ритм ведет к успокоению, не затормаживая умственный процесс. Эффект подтвержден на научном уровне.

    Изучая с томографом работу мозга при прослушивании барокко, исследователи заметили, что пиковая активность мозга происходит в короткие мгновения тишины между музыкальными частями. Объясняется определенной долей непредсказуемости музыки барокко: слушатель подсознательно строит прогнозы и анализирует возможные мелодические комбинации в следующем музыкальном фрагменте.

    Аналогичное влияние музыки на человека фиксируется и при прослушивании Генделя, Баха, Альбинони. Вслушайтесь в хиты времен барокко, зарядите мозг на активную работу. Постарайтесь использовать терапию не для сопровождения умственной деятельности, а предшествуя ей.

    Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)

    Аргументы

    1. Музыка во время войны объединяет людей, укрепляет их веру и надежду.
    2. Музыка пробуждает в человеке чувство радости, счастье, желание творить и совершенствоваться.
    3. Музыка выражает человеческие эмоции сильнее слов.
    4. Первая мелодия, с которой знакомится человек – колыбельная матери.
    5. Музыка выражает чувства человека на протяжении всего его существования.
    6. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку.
    7. С 2003 года в России музыкотерапия признана официальным методом лечения.
    8. Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения.
    9. Музыка способна влиять на настроение.
    10. Воздействие музыки на человека зависит от её стилей и направлений.

    Как музыка влияет на организм человека

    Вопросы влияния музыки на человека актуальны давно. Уже в древние времена выяснилось, что мелодии вызывают грусть, радость, снимают раздражительность и боль. В Древнем Египте хоровое пение излечивало от бессонницы, несло эффект обезболивания. Древнекитайские врачи вписывали в курс лечения прослушивание мелодий. Знаменитый ученый Пифагор был убежден, что музыка влияет на человека, избавляя его от пассивности души, гнева, заблуждений, ярости. В свою очередь Авиценна эффективно использовал музыку при лечении душевнобольных.

    Звон колокольчиков применялся на Руси для лечения головной боли, снятия сглаза, болезней суставов, порчи. По мнению современных ученых, звон имеет ультразвуковое и резонансное излучение, уничтожающее множество вирусов.

    Позднее появились научные доказательства способности музыки влиять на человека, повышая и снижая уровень кровяного давления и участвуя в ЦНС, газообмене, сердечном ритме и других процессах жизнедеятельности. Пожалуй, вред может нанести лишь слишком громкая музыка, вызывая звучанием головные боли. Депрессивные песни при серьезном стрессе могут усугубить положение.

    Эпитеты к слову «музыка»

    Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.

    Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.

    Влияние музыки на здоровье человека

    Содержание работы:

    I. Введение…………………………………………….……….…..3

    II. Основная часть.

    II.1. Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия…….5

    II.2 Влияние музыки на человека……………………………………6

    II.3. Воздействие классической музыки. ..………………….8

    II.4. Воздействие современной музыки. ……………….……9

    II.5. Факторы воздействия музыки на человека……………11

    II.6. Собственные исследования……………………………..13

    II.7. Лечебное воздействие музыкальных инструментов….16

    II.8. Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка», музыкального диска «Музыка и здоровье». ………..………19

    III. Заключение……………………………………………….….….20

    IV. Список литературы (информационное обеспечение)……….21

    V. Приложения. ………………………………………………..….22

    I. Введение.

    Музыка является частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, наше сердце отвечает на звуки музыки. Они имеют волшебную силу менять наше состояние. Магическая сила музыки может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоиться.

    В нашей повседневной жизни возникает много стрессовых ситуаций: контрольные работы, зачеты, объемные домашние задания, конфликты с родителями, с учителями и одноклассниками. Поскольку я соприкасаюсь с музыкой, у меня возник такой вопрос – а можно ли с помощью музыки изменить свое эмоциональное состояние? Этот вопрос и побудил меня к исследованию данной темы.

    Объект исследования:

    эмоциональное состояние человека.

    Предмет исследования:

    музыкальные произведения различных жанров.

    Цели:

    1. Изучение влияния музыки на эмоциональное состояние человека;
    2. Разработка буклета «Музыкальная аптечка».

    Задачи:

    1. Изучить литературу, интернет-информацию по истории целебного воздействия музыки.
    2. Узнать, что такое музыкотерапия?
    3. Выяснить, что лежит в основе музыкального воздействия.
    4. Разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся старшего и среднего звена с целью изучения влияния музыки на эмоциональное состояние.
    5. Сравнить, через прослушивание, влияние музыкальных произведений различных направлений на эмоциональное состояние студентов.

    Гипотеза:

    Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях.

    Методы исследования:

    1. Изучение специализированной литературы.
    2. Анализ.
    3. Метод сравнения.
    4. Поисковый метод.
    5. Иллюстрационный метод.
    6. Метод анкетирования.
    7. Метод: воздействие музыки через цветовую гамму.

    Форма продукта исследовательской деятельности

    : буклет «Музыкальная аптечка».

    Ожидаемый результат.

    • повышение уровня знаний по истории целебного воздействия музыки;
    • информированности в области музыкотерапии;
    • использованию полученной информации на практике;

    II.1.
    Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия.
    О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Из Ветхого Завета известно, что царь Давид игрой на арфе исцелил депрессию у царя Саула. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от недугов, которые не подвластны врачам. Музыкальные инструменты использовали колдуны, маги, шаманы.

    Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла [1].

    Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он установил, что музыка, основанная на определенной гармонии и ритме, способна не просто лечить, но «очищать» человеческие деяния и страсти, восстанавливая гармонию души. Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”.

    «Музыкотерапия»

    — метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

    Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу человека, помогает ему слиться в единое гармоничное целое.

    Каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой «портрет». Эти природные колебания и складываются в мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.

    Цель музыкотерапии — восстановить гармонию звуковой палитры организма. Музыкотерапия стала новым, эффективным методом лечения. Появились современные, в первую очередь компьютерные, технологии.

    Достоинствами музыкотерапии
    являются:
    1. Абсолютная безвредность;

    2. Легкость и простота применения;

    3. Возможность контроля;

    4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,

    более нагрузочных и отнимающих больше времени.

    II.2. Влияние музыки на человека.

    В первую очередь прослушивание музыки влияет на эмоциональное и чувственное восприятие

    , что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека.

    Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека.

    Физиологическое воздействие музыки

    на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает
    ритм
    .

    Все наши органы имеют свой определенный ритм, частоту колебаний. Этот ритм, как и отпечатки пальцев, у всех разный. Каждому человеку со дня появления на свет природа закладывает определенный код, который является как бы эталоном здорового организма. Можно сказать, что каждый человек имеет собственную мелодию.

    Влияние музыки на здоровье объясняется воздействием вибрации звуков

    . Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение.
    Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление
    .

    Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

    Известно, что ритм марша

    , рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие.

    Показано, что ритм вальса

    в три четверти оказывает успокоительное воздействие.
    Танец
    — это отличное терапевтическое средство. Движения под звуки музыки нормализуют обмен веществ, работу сердца и сосудов, повышают иммунитет. Благодаря быстрым танцам можно сжечь больше 300 килокалорий за полчаса, латиноамериканским — 250, а благодаря вальсу — 200.

    Читайте так же  Сыпь под глазами у взрослых и детей: причины, лечение

    II.3. Воздействие классической музыки
    на состояние человека
    .

    Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна.

    Всеми своими составляющими: ритмически, мелодически, гармонически, классическая музыка упорядочивает нарастающую путаницу жизни, вносит в ее понимание ясность. Она мягко, но всевластно противостоит катастрофически растущей в обществе бездуховности, ожесточению, утрате нравственных, а порой и смысложизненных ориентиров [2].

    Моцарт

    – один из музыкальных гениев. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души.

    Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организм в целом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.

    Исследователи обнаружили, что периодическое прослушивание классической музыки снижает артериальное давление у больных гипертонией и уменьшает частоту дегрессий, возникающих как осложнение после химиотерапии. Благодаря классической музыке в крови уменьшается уровень адреналина, то есть гормона стресса.

    В Японии были протестированы музыкальные произведения композиторов 115 стран для определения особенностей их влияния на слушателей. Оказалось, самые полезные для человека – миниатюры П.И. Чайковского «Времена года». Именно эту музыку «Русскими народными песнями», японцы рекомендуют сердечникам как профилактическое и восстановительное средство [7].

    II.4. Воздействие современной музыки на состояние человека.

    Полезна не только классическая музыка. Тяжелый рок тоже способен лечить. Хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы “Пинк Флойд”. Но музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага.

    На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок — и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.

    Частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water

    ” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.

    Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”

    Известны случаи, когда слушание музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца.

    Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально [1].

    Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.

    Нарекания в отношении рок-музыки во многом обоснованны. Но, в то же время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.

    II.5.
    Факторы воздействия музыки на состояние человека.
    В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм (или частоты) и громкость мелодии.

    Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише

    . Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.

    Зато когда мы начинает слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы .

    Влияние музыки разной частоты на поведение и людей изучали многие ученые. В частности специалист из Израиля Уоррен Бродски наблюдал за студентами, которые ездили по улицам виртуального города под музыку разной частоты. В итоге он выяснил, что с увеличением темпа музыки, водители чаще выезжали на красный свет и попадали в ДТП. И в целом у них было в два раза больше шансов попасть в автокатастрофу, чем у любителей медленных записей.

    Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость

    . В частности, канадскими учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ. В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники.

    В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям и к взрослым. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.

    Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком

    .

    Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон или «R´n´B». Одним словом главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения.

    .

    Выводы:

      1. Современная музыка для респондентов является источником поднятия настроения. Однако наука психология указывает на то, что это состояние студентов больше характеризуется как агрессивность, беспокойство, напряженность, апатия, усталость и разочарование.
    1. Классическая музыка оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние респондентов, стремление к гармонии. Это подтверждает и наука психология на основе цветового теста: уверенность, настойчивость, активность, общительность.
    2. Конечно, мы, подростки, больше увлекаемся и любим слушать современную музыку. Но здесь надо во всем знать меру. И это я для себя уяснил. Поэтому, продолжая работу над, попытаюсь разработать рекомендации для сверстников для полезного прослушивания музыки.

    II.7. Лечебное воздействие музыкальных инструментов.

    Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется.

    Ниже приводится некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыко-терапевтического опыта [4]:

    Скрипка

    – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

    Орган

    – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;

    Фортепиано (пианино, рояль)

    – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;

    Барабан

    – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;

    Флейта

    – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;

    Арфа

    – гармонизирует работу сердца;

    Виолончель

    – лечит сердце, благотворно действует на почки;

    Цимбалы

    – уравновешивают энергетику печени;

    Гармонь, баян, аккордеон

    – активизируют работу всей брюшной полости;

    Саксофон

    – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;

    Кларнет

    – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;

    Металлофон, колокольчики

    – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).

    Бубны, барабаны, дудочки, рожки, флейты, трубы

    – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует).

    Гитара, скрипка, виолончель, арфа, альт

    (т.е. струнные) – лучшие инструменты для «сердечников».

    В ходе исследований было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка

    и
    фортепиано
    , расслабляет –
    флейта,
    активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) –
    гобой
    и
    кларнет
    , лечит
    сердце

    виолончель
    .

    Профессор НИИ традиционной народной медицины и музыкотерапии г. Санкт-Петербурга, руководитель Академии нетрадиционной народной медицины в том же городе, композитор Рушель Блаво, на основании собственного многолетнего музыкотерапевтического опыта сделал свои выводы о целительной силе определенных музыкальных инструментов в отношении конкретных органов и систем человеческого организма. При этом Р. Блаво выявил и наиболее благоприятное время суток для “адресного” музыкотерапевтического воздействия на эти органы (системы) [4]:

    Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)

    III. Заключение.

    Слушание музыки – это самый безопасный и экономичный способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же не имеет противопоказаний. Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. И в целом, в тот момент, когда звучит любимая композиция, нервная система приходит в тонус, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание и кровообращение.

    Именно поэтому с помощью музыки можно навсегда забыть о плохом настроении, бессоннице, чувстве неуверенности и тревоги, улучшить память и внимании и даже развить всевозможные творческие способности.

    В целом, медикам и психологам все же удалось доказать общую закономерность положительного и отрицательного воздействия конкретных музыкальных направлений. В частности, к «вредной» музыке были отнесены панк-рок, тяжелый рок, хэви-металл. А вот в список «полезных» попали практически все произведения классиков. Не менее полезно слушать детские и народные песни, которые формируют ощущение защищенности и полного спокойствия.

    Использование музыкотерапевтических приемов на любых школьных уроках, во внеурочное время, в семье поможет учащимся познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определенное эстетическое отношение к действительности, развивать способности к эстетическому восприятию и переживанию, к творчеству по законам красоты как возможности самосовершенствоваться.

    Выше перечисленные факты еще раз подтверждают и доказывают мою гипотезу: «Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях».

    IV. Информационное обеспечение.

    1. Бегун А. «Музыкотерапия» — https://www.begun.ru.
    2. Белоусов В. В. «Лечение музыкой – музыкотерапия» https://zvann.narod.ru/aIS.html#id_03
    3. Лихолет Н. «Лечебные свойства музыки».

    https://zdd.1september.ru/2005/02/14.htm

    1. Леви М. «Музыкальные инструменты и специфика их влияния на органы и системы человека».

    https://www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/

    1. Семенова Г. Д. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12943, 10.02.2006? https://www.trinitas.ru.
    2. Собчик Л. И.. «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». «Речь». Санкт-Петербург. 2001
    3. Шопина Л. П. «Организация музыкальной среды детского оздоровительного лагеря». «Дополнительное образование и воспитание» №4, 2008 г.
    4. Шушарджан С. В. « Музыкотерапия и резервы человеческого организма». — М., 1998/
    1. «Звукотерапия». https:// www.homed.ru /
    Читайте так же  Как восстановить зрение при близорукости в домашних условиях

    Примеры из художественных произведений

    1. А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда».

    Главный герой рассказа – Яков Матвеевич по прозвищу Бронза. Это был простой крепкий мужик лет семидесяти, который, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком и делал хорошие прочные гробы. Его главная особенность заключалась в том, что он всегда и везде видел одни убытки. Его скупость начинает даже пугать, например, в ситуации со смертью жены. Находясь возле мёртвой супруги, Бронза думает только о качестве гроба, который он подготовил уже давно. Ещё его мысли заняты тем, что похороны обошлись дёшево, но благопристойно. Вся жизнь Якова Матвеевича убыточная, но он осознает это слишком поздно, когда уже нельзя будет ничего изменить.

    Бронза занимался не только гробами, он прекрасно играл на скрипке. У него был истинный талант, поэтому когда была необходимость в скрипке, его всегда звали, несмотря на отвратительный нрав исполнителя. Кроме мрачного скрипача в местном оркестре было много других музыкантов, в том числе и флейтист Ротшильд. Именно Ротшильд стал жертвой нападок Якова Матвеевича, который не только угрожал ему, а даже натравливал собак.

    Всё начало меняться после смерти его жены. Бронза смотрел на смертельно больную Марфу и понимал, что она счастлива покинуть этот жестокий мир, где не видела ничего хорошего и доброго. То, что он увидел, произвело на него ужасающее впечатление. Наконец, его непомерная скупость отошла на второй план, уступая место чему-то более важному.

    В скором времени Яков Матвеевич сам начинает себя плохо чувствовать, а визит к врачу лишь подтвердил то, что ему осталось жить совсем недолго. После этого к нему пришло осознание того, что он ошибался на протяжении многих лет. Бронза понял, что был несправедлив по отношению к окружающим, беспричинно их обижал и унижал. В первую очередь ему стало стыдно перед Ротшильдом, поэтому он научил его играть свою самую красивую мелодию. Перед смертью гробовщик даже завещал Ротшильду свою скрипку.

    Главный герой рассказа в финале смог обрести всё, чего хотел, и оставить после себя хорошую память. Ему неважно было, что люди не будут знать настоящего автора его мелодии, главное, что они получат удовольствие и душевное удовлетворение от его творения. Его будут помнить как талантливого музыканта, а не чёрствого гробовщика. Созданная Яковом Матвеевичем музыка была близка каждому, она заставляла слушателей плакать. Эта музыка символизировала его душу, которая раскрывалась людям только при помощи скрипки. Передавая скрипку Ротшильду, Бронза отдал ему часть своей души, которая будет жить вечно в музыке, звучащей от прикосновения смычка.

    1. Х.К. Андерсен «Соловей».

    Основная проблема сказки Х.К. Андерсена «Соловей» – отличие настоящего искусства от фальшивого. Император, прочитав о соловье, захотел на него посмотреть и послушать его. Он был очень удивлён, увидев перед собой маленькую серенькую птичку, внешность которой не отличалась ничем выразительным. Император представлял её себе совершенно другой. Но когда соловей запел, все были заворожены чудесным пением, у императора даже покатились слёзы из глаз. После окончания пения правитель хотел наградить певца, но соловей отказался, сказав, что слёзы слушателей и были лучшей наградой для него. Ни сам император, ни его поданные не поняли смысла этих слов, потому что для них единственной ценной наградой были деньги.

    Спустя недолго время император получил подарок – большую коробку, в которой лежала маленькая искусственная птичка, очень похожая на живую, но вся обсыпанная драгоценными камнями. Внутри этой птички был механизм, при запуске которого звучала одна мелодия из тех, что пел живой соловей. Оказалось, что вельможам понравилось пение искусственной птички гораздо больше, ведь она так красиво сверкала бриллиантами и сапфирами. Через год птичка сломалась, и теперь её можно было слушать только в исключительных случаях. Раз в год все желающие могли насладиться её пением, а живого соловья изгнали за пределы государства. Простые люди говорили о том, что в искусственном пении чего-то не хватает, но чего именно – понять не могли.

    Вдруг, случилась неожиданная беда: император оказался при смерти, и единственное чего ему хотелось – это послушать музыку, но никто не слышал его слабого голоса и не заводил искусственную птичку. В этот момент раздалось чудесное пение, это прилетел настоящий соловей, который услышал о болезни императора и решил утешить его. Истинная музыка не только порадовала правителя, но и смогла вернуть его к жизни. Целительная сила природы и искусства отогнала смерть от императорского ложа.

    Мораль этой сказки заключается в том, искусственное может быть очень красивым снаружи, но только настоящая музыка способна вселять радость и надежду в человеческие сердца, делать людей лучше. Именно поэтому искусство вечно.

    Влияние музыки на растения

    Уже не раз проводились данные эксперименты. Брались одинаковые семена, сажались в одинаковые условия, словом было соблюдено все, что могло отразиться на их росте.

    Первую группу семян помещали под 3-х часовое воздействие тяжелого рока Вторую группу семян под «попсовую» музыку на то же самое время.

    Третья группа семян под классику, музыка Баха на 3 часа. Спустя определенное время, когда семена взошли и подросли, выяснилось, что самые маленькие растения это в первой группе, потом во второй и самые высокие и здоровые в третье группе.

    Подобные эксперименты проводились не раз, и на других растениях и оценивали плоды растений.

    Везде было замечено негативное влияние тяжелой и популярной музыки.

    Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)

    Примеры из жизни

    1. Л.В. Бетховен – знаменитый на весь мир глухой композитор, создавший более 600 музыкальных произведений, которые признаны шедеврами. Вся жизнь талантливого музыканта состояла из борьбы с трудностями и невзгодами. Бетховен родился в очень бедной семье, поэтому всё его детство было связано с нуждой. Дед и отец мальчика работали в придворной капелле. Бетховен жил в маленькой комнатке на чердаке, где стояла железная кровать и старенький клавесин. Его отец часто был пьян и срывал свою злость на жене и сыне. Мама очень любила Людвига и пыталась сгладить трудное детство мальчика своими песнями. Музыкальный талант Бетховена рано стал заметен, чему несказанно обрадовался его отец, который завидовал славе Моцарта. Несостоявшийся музыкант решил сделать из своего сына гения, и с этого момента жизнь мальчика состояла только из занятий игры на фортепиано, скрипке, клавесине, органе, альте и флейте. Отец хотел таким способом выяснить, к какому инструменту у его сына больший талант. Малейшие ошибки строго наказывались поркой. Мужчина стремился как можно быстрее обучить мальчика в надежде на высокие гонорары. Благодаря поддержке матери, Бетховен начал импровизировать и записывать собственные творения на бумагу. В дальнейшем на него обратил внимание новый директор придворной капеллы и занялся разносторонним образованием мальчика. В 1787 году юный музыкант встретился со своим кумиром Вольфгангом Амадеем Моцартом, который высоко оценил талант мальчика и сказал: «Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нём заговорит мир». Бетховен стал обучаться у великого композитора музыкальному мастерству, но уроки прервала болезнь матери, из-за которой юноша был вынужден вернуться домой. А после её смерти взвалил на свои плечи заботу о младших братьях и отце-пьянице. Будущий композитор верил, что сможет выбраться из нищеты и его вера помогла ему стать модным пианистом Вены. Через три года после обретения популярности у Бетховена начало стремительно развиваться опасное заболевание, поражающее слух. 10 лет удавалось композитору скрывать свою прогрессирующую глухоту, списывая на рассеянность и невнимательность ответы невпопад. Бетховен понимал, что скоро оглохнет окончательно, поэтому с рвением взялся за работу. Этот период принято считать расцветом творчества музыкального гения. В 1815 году музыкант полностью лишился слуха, но не перестал писать музыку. Он держал тонкую деревянную палочку в зубах, а другой её конец прикасался к передней панели фортепиано, благодаря вибрации композитор чувствовал звучание инструмента. Композиции этого периода проникнуты глубоким трагизмом и страданием. Л.В. Бетховен стал величайшим музыкантом всех времён и народов, а его произведения признаны мировой классикой.
    2. Роль музыки в военное время была чрезвычайно высокой. Война отбирала у людей самое дорогое, что было в их жизни: любовь, детство, семью, надежду и уверенность в завтрашнем дне. Оставалось только одно – музыка. Особую популярность имели песни. В них рассказывалось всё, что происходило на фронте, воспевался подвиг и сила русского народа. Музыка всегда поддерживала измученных людей, согревала их души. Только благодаря музыке сердце солдата не черствело, песня была нужна ему как воздух. Каждая песня того времени имеет свой путь, свою историю и свою судьбу. Самой популярной была «Катюша». Первые два куплета были созданы Михаилом Исаковским ещё до начала войны, а в скором времени состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, который настолько был поражён началом песни, что сразу же вызвался написать музыку. Премьера Катюши состоялась в 1938 году, и её автор даже получил Сталинскую премию. Эта песня обрела популярность не только в Советском Союзе, но и во всём мире. А в дальнейшем стала гимном всего доброго и светлого, что пытались отобрать у русского народа фашистские захватчики.
    3. Ещё одним известным музыкальным произведением, ставшим символом непокорности русского народа, стала Симфония № 7 Д.Д. Шостаковича. Её второе название – «Ленинградская». Это название она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Знаменитому советскому композитору неоднократно предлагали эвакуироваться из осаждённого Ленинграда, но он оставался там по собственному желанию. В первый день войны он приступил к работе, и через несколько месяцев после начала Великой Отечественной была готова первая часть симфонии. Сам композитор говорил о том, что хотел запечатлеть образ своей страны, которая отчаянно сражалась с фашистскими захватчиками в нотах. Это музыкальное произведение стало символом борьбы русского народа с немецкими войсками. Впервые симфония была представлена миру 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. В этот день высшим командованием было приказано нанести огневой удар по вражеской артиллерии, чтобы обстрелы не мешали слушать музыку. Дата премьеры была выбрана не случайно, именно в этот день фашисты планировали захватить Ленинград. Став невольными слушателями Ленинградской симфонии немцы осознали всю силу русского народа, который может преодолеть любые испытания. Многие фашистские солдаты говорили после окончания войны, что именно в тот день, когда раздались звуки симфонии, им стало ясно, что Ленинград останется неприступным. Ленинградская симфония была создана в блокадном городе как ответ фашистским захватчикам, которые хотели покорить СССР. Эта композиция ознаменовала веру русского народа в свою победу.

    Негативное влияние музыки на человека

    В настоящее время обнародованы результаты многих опытов и экспериментов по негативному воздействию современной музыки на психические процессы. По своей сути мы могли бы выделить четыре основные области, на которые «мелодии» популярных направлений оказывают наибольшее отрицательное влияние:

    • Область физических действий
      Область человеческой психики, которая непосредственно связанна с мозгом, отвечает за физические действия, которые должны контролироваться нами самими. Но, к сожалению, в связи с большой нагрузкой со стороны внешнего мира, мы наполовину утратили эту способность. Поэтому внешние факторы, такие как музыка, могут провоцировать некоторые неконтролируемые действия. Особенно это заметно при прослушивании таких дисгармоничных направлений, как тяжелый металл и рок, от воздействия которых молодые люди способны не только разбивать и разрушать здания и транспортные средства, но и производить насилие над другими.
    Читайте так же  Глазные капли Окуфлеш: инструкция по применению, аналоги

    За что я так люблю своего робота-пылесоса: делюсь собственным опытом

    • Эмоциональная сфера
      Музыка стала легкодоступным средством для воздействия на человеческие эмоции. Как известно, эмоциональная сфера является подвижной областью, которая очень чувствительна к внешним воздействиям. Посредством ее можно ввести человека, как в состояние чрезмерной разрушительной эйфории, так и погрузить в полный транс. Даже обычная попса и джаз могут создавать нисходящие спирали отрицательных эмоций, которые способны привести к депрессии и безысходности.
    • Высшая умственная деятельность
      Есть типы музыки, действие которых на высшую нервную систему схоже с наркотическими веществами. К одному из таких разрушительных направлений относится психоделическая музыка. Ее звуки столь дисгармоничны, что человеку в нормальном психическом состоянии просто невозможно ее выносить. Несогласованное и давящее действие такой музыки на ментальную область способствуют созданию неестественных паттернов и программ, которые перегружают мозг и постепенно разрушают его.

    Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)

    Фото: влияние музыки на человека

    • Сфера идентичности
      Самая глубокая область нашей психики представляет собой место, где хранятся наши представления о нас самих, о том, кем и какими мы себя видим. Музыка легко проникает и в эту область. Она способна вносить как позитивные, так и негативные коррективы. Последние особенно заметны, когда мы говорим о таких направлениях как, например, панк рок. Фанаты такой музыки видят себя как противопоставление остальному обществу. В основе их свободы лежит неподчинение принятым нормам поведения, что демонстрируется их образом жизни, манерой одеваться и пренебрежением личной гигиеной.

    Народная мудрость

    1. «Под хорошую музыку и медведи пляшут». В этой пословице говорится о том, что хорошая музыка способна на многое. Даже медведя можно увлечь правильной мелодией.
    2. «Не вся та музыка, что звучит». Смысл данной пословицы заключается в том, что не все музыкальные произведения могут назваться настоящим искусством. Для этого необходим талант, который присутствует далеко не у всех музыкантов.
    3. «Какая жизнь, такие и песни». Наши мудрые предки говорили о том, что музыка тесно связана с человеческой жизнью. Если человек живёт счастливо, то и песни он поёт радостные, а если его жизнь трудна – песни грустные и печальные.
    4. «Мир без музыки, что птица без крыльев». Птица без крыльев не сможет жить, потому что без них она не сможет выполнять своё жизненное предназначение – летать. Так же и мир без музыки – это несовершенный мир, который не сможет существовать.
    5. «Гусли звонки, да струны тонки». Наши предки так сильно ценили музыкальное искусство, что сравнивали с ним судьбу человека. Некоторые люди, словно гусли звонкие – много и громко говорят о себе и своих способностях. Но, когда доходит до дела – их «струны рвутся», не хватает силы духа и решительности.
    6. «Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец». В этой пословице говорится о способных людях, у которых много талантов. За какое бы дело не взялся такой человек, всё у него получается.
    7. «Музыкант уж умирает, а пальцы всё играют». Истинный музыкант отдаётся целиком и полностью искусству. До самой своей смерти он живёт музыкой.
    8. «Без песен мир тесен». Смысл данной пословицы заключается в том, что с песнями жить веселей. Без музыки наш мир стал бы скучным и серым.
    9. «Замуж идёт – песни поёт, а вышла – слёзы льёт». В этой пословице идёт речь о женской судьбе, которая часто оказывает несчастливой после замужества. В девичестве все девушки весёлые и задорные, живут под опекой отца и матери, горя не знают. А выйдя замуж за нехорошего человека, познают все тяготы семейной жизни.
    10. «Красна сказка складом, а песня – ладом». В этой пословице говорится о том, что в сказке основное значение имеет её содержание, а в песне – гармоничность звучания. Именно по этим критериям и определяется ценность сказок и песен.

    Влияние рок-музыки на человека

    Не только одна популярная музыка негативно влияет на человека, это еще и тяжелый рок. Тут тоже используется и ритм, частота чередования света, громкость. Переизбыток высоких или низких частот серьезно травмируют мозг. Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). Мощность на рок концертах с каждым годом только растет и уже давно перешло за 20 тысяч ватт.

    Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Роль музыки» (ЕГЭ по русскому языку)

    Музыканты и певцы на данных выступлениях одеты как правило вызывающе и угнетающе (подражание слугам сатаны), все их поведение только и делает что насаждает насилие плюс тексты песен, особенно зарубежных исполнителей, которые прямо призывают к насилию и восхваляют сатану. Кроме насилия, рок-музыка способствует приобщению к наркотикам (читайте подробно в статье «Корпорация Drug и ее глобальный маркетинг»). Вы наверное замечали как подростки после концертов рок-группы выходили на улицы и нередко крушили, ломали, что попало под руки. В Америке зафиксировали, что с приходом рок-музыки возросли случаи суицида.

    Hаl Ziеglеr, один из первых распространителей рок-музыки, писал еще в 50-ых годах: “Я понял, что эта музыка проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них… Они будут ее носить в себе всю свою жизнь” (журнал Lifе,28 июня 1968).

    Афоризмы

    1. «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что музыка способно менять настроение человека. От хорошей музыки становится теплее на душе, а от плохой – тоскливо.
    2. «Музыка – универсальный язык человечества». Американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло считал, что музыка может рассказать о многом без слов. Поэтому любой народ поймёт то, что хотел сказать композитор и для этого нет необходимости в знании определённого языка.
    3. «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе». Американский философ Ралф Уолдо Эмерсон говорил о том, что музыка способно пробудить нечто великое в душе человека. То, о чём он раньше даже не догадывался.
    4. «Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств». Французский композитор Гектор Берлиоз говорил о том, что музыка способна вдохновлять человека на подвиги, поднимать его боевой дух. Поэтому правильная музыка способна увеличить армию и патриотичность каждого солдата.
    5. «Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими». Французская писательница Жорж Санд говорила о том, что музыка оказывает наибольшее влияние на душу человека. Из-за неё образуются волнения, ранее отсутствующие.
    6. «Ноты – это лишь искусство записывать идеи, главное – это иметь их». Французский писатель Стендаль говорил о том, что записанное произведение в нотную тетрадь – само по себе не так много значит, главное – это наличие таланта у композитора.
    7. «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Заслуженный норвежский композитор Эдвард Григ высказал своё мнение относительно того, что некоторым писательским творениям необходимо музыкальное сопровождение для раскрытия мысли или передачи эмоционального состояния главных героев. А музыка всегда способна существовать сама по себе, её не нужно никакое дополнение.
    8. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В.М. Бехтерев всю свою жизнь посвятил медицине, поэтому не понаслышке знал о многих методах лечения. Он был уверен в том, что музыка способна исцелять не только душу, но и тело.
    9. «Музыка – высшее в мире искусство». Л.Н. Толстой считал музыку самым высшим видом искусство. Для него не было ничего важнее музыки, которая была способна задеть душу.
    10. «Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чём невозможно молчать». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что музыка способна донести то, чего нельзя добиться при помощи слов.

    Как именно музыка влияет на человека

    Имеет влияние не только жанр и этническая принадлежность, ритм и громкость, а также музыкальные инструменты, участвующие в исполнении произведения. Из практики музыкальных исследований было выявлено, что произведение, сыгранное на скрипке, вызывало у человека головную боль и приступы тошноты, тогда как исполнение на барабанах вселяло радость и энергию, нормализуя ход внутренних процессов организма. Сюда же стоит отнести влияние музыки на нейроэндокринную функцию, когда звучание некоторых инструментов (пианино) очищает щитовидную железу, стимулирует мозговую активность.

    Влияние музыки на психику было замечено и используется сейчас даже в сфере маркетинга и продажи: для того, чтобы покупатели быстрее совершали покупки, ставят динамичную и бодрую музыку, а чтобы дольше засиживались в ресторанах – медленную и расслабляющую. Невольно ритмы человеческого организма подстраиваются под ритмы звучащей мелодии. Замедляется или ускоряется частота сердечных сокращений, дыхания, резкость движений, скорость принятия решений и яркость испытываемых эмоций.

    Музыка способна влиять на настроение человека и его здоровье – еще в древности при помощи музыки лечили и считали это воздействием духов, которые приходят на зов инструмента и помогает страждущему. Сейчас это называется музыкотерапией, где проводились исследования влияния частот и вибраций непосредственно на ткани организма и психику.

    Музыка своим воздействием охватывает полностью все существо человека, невозможно выделить какую-то отдельную систему или эмоцию, а остальные убрать от влияния звуков и вибраций (сюда относятся обменные процессы и интеллектуальный уровень, количество ошибок в работе и координация движений).

    Разноплановость воздействия обусловлено тем, что влияние музыки на мозг огромно, а отсюда и на все остальные процессы, подчиняющиеся ему. Не стоит полагать, что все воздействия позитивны, поскольку, как и любое сильнодействующее вещество, музыка способна нанести и вред. При несоответствии ее вибраций происходит разрушение тканей организма, может вызываться мышечное напряжение и боли. В случае совпадения ритма и частот музыки с частотами работы мозга возможно возникновение психических отклонений (маниакальные состояния и психотические видения), но и без совпадения частот минорные мотивы способны вызвать депрессию или усугубить имеющуюся вплоть до суицидальных попыток. Фоновая музыка, столь распространенная не только в общественных местах, но и дома, воспринимается мозгом как шумовые эффекты и лишние раздражители, что перегружает нервную систему.

    Музыка схожа по своему воздействию на человека с любым химическим веществом, должная дозировка и своевременный прием которого может, как спасти, так и убить. Аналогия настолько актуальна, что охватывает даже сферу зависимостей. Поскольку существуют определенные музыкальные наркотики, оказывающие воздействие на психику, сравнимое с химическими препаратами. Умелое использование силы музыки способно наладить межполушарные связи (если настроить подаваемый звук в одна ухо на частоту 150Гц, а в другое на 157Гц), что обеспечивает их синхронизацию. В неумелых руках, музыка приводит к деградации, снижению реакций и уровня интеллекта (особенно это касается длительного прослушивания однотипной музыки).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *