Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    002c91bf1d0283f7c3ee4b044bf9f521

    Статья:

    Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.
    Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

    Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

    Этиология, факторы риска

    Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

    • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
    • черепно-мозговые травмы;
    • энцефалит;
    • болезнь Альцгеймера;
    • опухоли головного мозга;
    • болезнь Паркинсона.

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

    Причины апраксии

    Апраксия может развиваться из-за:

    • опухолей головного мозга (чаще всего, к развитию апраксии приводят глиомы, астроцитомы, ганглионейробластомы, склонные к постепенному прорастанию в кору и подкорковые центры, и постепенному разрушению зон, участвующих в обеспечении праксиса);
    • ликворных и дермоидных кист, аневризм и артерио-венозных мальформаций, приводящих к сдавлению и гибели нейронов коры, а также к разобщению связей между ассоциативными полями в коре подкорковых структурах головного мозга;
    • нейродегенеративных заболеваний, сопровождающихся диффузным поражением коры и базальных ганглиев на фоне болезни Альцгеймера, деменции, болезни Пика, алкогольных энцефалопатий, кортикобазальных дегенераций, осложнений сахарного диабета, болезни Паркинсона;
    • инсультов (причиной апраксии могут быть как ишемические (возникающие в результате спазма артерий головного мозга, тромбоэмболии) инсульты, так и геморрагические инсульты, связанные с разрывом стенки сосуда головного мозга);
    • черепно-мозговых травм (апраксия может развиваться как в результате непосредственного повреждения участков коры, отвечающих за праксис, так и на фоне вторичного поражения этих участков из-за посттравматической гематомы, отеков, ишемических процессов, воспаления);
    • инфекционного поражения головного мозга или/и его оболочек при энцефалитах, менингоэнцефалитах, абсцессах головного мозга;
    • аутоиммунных заболеваний, сопровождающихся диффузным поражением серого и белого вещества головного мозга;
    • различных тяжелых интоксикаций (алкогольных, наркотических, отравлениях лекарственными средствами, ядохимикатами).

    Справочно. Факторами риска развития апраксии считают возраст старше шестидесяти лет, наличие наследственной предрасположенности, тяжелой гипертонической болезни, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, хронического алкоголизма, наличие инсультов в анамнезе.

    Клиническая картина

    Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

    • отсутствие лепетания;
    • ребенок поздно начинает говорить;
    • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
    • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

    После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

    Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.

    В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

    Читайте так же  Темперамент — что это, его типы, особенности и как определить свой темперамент (популярные тесты)

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

    Различия течения патологии у взрослых и детей

    Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.

    Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

    • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
    • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
    • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
    • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

    Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

    Читайте так же  Дешевые аналоги корнерегеля для глаз

    Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Это предположение подтверждается и симптомами нарушения соматогнозиса (схема тела), возникающими в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их “отчуждения” от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела.

    В целом тактильные агнозии (впрочем, так же, как и зрительные) экспериментально исследованы недостаточно, остаются неясными их психологическая структура и психофизиологические механизмы. Вместе с тем оценка состояния функции тактильного гнозиса является значимой в диагностическом нейропсихологическом плане.

    Не менее важными в клиническом синдроме поражения теменной области представляются нарушения праксиса, обусловленные дефицитом афферентирующей движения информации от рецепторов, находящихся в двигательном аппарате. Нередко они проявляются в форме афферентного пареза, развертывающегося по гемитипу в контралатеральной очагу поражения руке. Вместе с тем афферентная (кинестетическая) апраксия может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором они теряют тонкую дифференцированность либо в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки. Особенно страдает выполнение последней пробы в отсутствие зрительной афферентации, когда больному предлагается перенести установленное обследующим положение пальцев с одной руки на другую. Такие расстройства праксиса, как правило, наблюдаются при поражении левого полушария и проявляются на обеих руках, что соответствует утвердившемуся в неврологии представлению о ведущей роли левого полушария в организации праксиса. При правосторонних очагах расстройства наблюдаются только в левой руке.

    Кинестетическая апраксия обнаруживается и в других психических функциях, имеющих в своей структуре моторное звено. К ним относятся письмо и речь. А.Р. Лурией выделена специфическая форма афазии – афферентная моторная афазия – обусловленная трудностями дифференцировки при произношении и восприятии обращенной к больному речи отдельных звуков, близких по артикуляции (б – м; н – д), и слов, произношение которых требует тонких дифференцировок в артикуляторной моторике. К последним относятся слова и выражения, содержащие как сочетания нескольких согласных звуков (“тпру”, “стропила”, “кораблекрушение”), так и их неоднократное повторение в структуре высказывания (“сыворотка из-под простокваши”, “из-под топота копыт пыль по полю летит”).

    Читайте так же  Визоптик глазные капли: инструкция по применению, аналоги

    Симультанная агнозия– предыдущая| следующая – Нарушения

    Диагностика патологического состояния

    Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

    • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
    • развитость координации;
    • упорядоченность движений мышц.

    Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

    Апраксия — лечение, профилактика, диагностика

    Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

    Принципы лечения

    Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе. Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития. Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

    Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

    Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом. Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

    Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *