Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

    afe900d1564330b032d6864e18ed9a01

    Карл Густав Юнг стал вторым, после Адлера, учеником Зигмунда Фрейда. Фрейд неохотно брал к себе учеников, но с 1909 по 1913 годы оба ученых были верными соратниками, сподвижниками, единомышленниками. Затем начались разногласия. Юнг опровергал постулат Фрейда о том, что в основе человеческой психики заложено либидо. Он начал собственные исследования, основываясь на истории развития человечества, основах культурологии, антропологии, религии и даже мистики.

    Так появилась аналитическая психология К.Г. Юнга, суть которой базируется на понятиях коллективного и индивидуального бессознательного, а также архетипах личности.

    Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

    Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

    Проблема смысла… — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии.
    Алексей Николаевич Леонтьев

    • 1.Основные положения
    • 2.Архетипы
    • 3.Коллективное бессознательное
    • 4.Индивидуальное бессознательное
    • 5.Аналитическая психология – это прежде всего терапия
    • 6.Вклад в современную психотерапию
    • Очень просто о подсознании
    • Деменция — что это за болезнь?
    • Шизоид и Шизоидность: Признаки и Причины
    • Парафренный синдром при шизофрении. Клиническая картина
    • Психолог — что это за специалист? Узнаём подробнее

    Основные положения

    Юнг ввел в терминологию новые понятия, определяющие глубинное влияние на становление и формирование личности человека. В психиатрической клинике под его наблюдением находилось несколько десятков человек с разными психическими отклонениями.
    Работая с пациентами, Юнг пришел к выводу, что цельность психики человека не определяется только его сознанием.

    Существуют системы, формирующие структуру личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти системы легли в основу его учения.

    Активное воображение

    При проведении юнгианского анализа отзывы о получении многочисленных положительных результатов имеет техника, выполняющая задачу порождения символов, позволяющих интегрировать сознательные и бессознательные процессы. Психологом в этом случае создается проективная ситуация, которая позволяет человеку сосредоточиться, представив образы из своих сновидений, фантазий и произведений искусства. Специалисты предлагают своему клиенту мысленно «перевернуть» эти объекты, проследив динамику их изменений и историю. Образы, которые проявляются при этом, человек должен зарисовывать или записывать.

    Подобный ход позволит конкретизировать увиденное и найти скрытое в нем значение. При этом у человека включается сознательный контроль, и он способен вжиться в появившиеся образы.

    Архетипы

    Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

    К.Г. Юнг об архетипах Под воздействием коллективного бессознательного у человека формируется общая модель восприятия мира, которая закладывается с детства. Юнг определяет следующие виды архетипов:

    1. Эго
      – центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека.
    2. Персона
      – это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе.
    3. Анима и Анимус
      – женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость.
    4. Тень
      – скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом.
    5. Самость
      – главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).

      Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.

    Читайте так же  Питание при глаукоме — диета и витамины для глаз при глаукоме

    Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

    Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.

    Статья по теме 5 самых известных психологических экспериментов всех времён По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

    Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

    По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

    Как это применяется сегодня?

    Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».

    Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

    И лечит, и калечит. Как развивалась психиатрия

    Подробнее

    Коллективное бессознательное

    Личность формируется под воздействием опыта предыдущих поколений человечества. Этнические группы, народности, нации и расы появились не на пустом месте. Они создавались на основе общих понятий о жизни, формировании общих мыслительных образов, ставших впоследствии основой для религиозных верований, культуры, философии.
    Коллективное бессознательное оказывает влияние на формирование правил поведения, менталитета, поступков, принятых для общества в целом. Тем самым оно определяет судьбу индивида в социуме. Связь прослеживается на интуитивном уровне, поэтому плохо поддается объяснению.

    Это бессознательное имеет не индивидуальную, а общую природу содержания и образа поведения. В нем заложены историко-этнические, социокультурные, семейные устои.

    Методы исследования и цели

    Методы:

    1. Ассоциативный тест. Суть его проста. Испытуемому зачитываются слова из произвольного списка. Человек должен как можно быстрее назвать ассоциацию, которая у него при этом возникает. Через определённое время некоторые слова повторяются. Как утверждает Юнг, если ассоциации на одни и те же слова будут различными, как и время реакции на них, это говорит, что именно эти явления человека и беспокоят.
    2. Анализ сновидений. Если проанализировать серию снов человека (Юнг исследовал их даже до ста), можно заметить, какое влияние бессознательное оказывает на испытуемого и в какой области. Для этого используют метод амплификации, когда с увиденным во сне проводятся определённые параллели.
    3. Активное воображение. Выбранный образ пациент должен развить практически бессознательно, дав волю своему воображению. В этом развитии, считают последователи Юнга, обязательно проявится то, что человека душевно беспокоит.
    Читайте так же  ОНИОМАНИЯ или ШОПОГОЛИЗМ: КАК ВОВРЕМЯ РАСПОЗНАТЬ ЗАБОЛЕВАНИЕ

    Индивидуальное бессознательное

    На основе личного опыта формируется индивидуальный тип личности. Опыт набирается посредством получения информации извне (экстраверсия) или с помощью погружения в себя и собственное переосмысление произошедших событий (интроверсия).
    В ходе исследований Юнг разделил получаемую человеком информацию на две системы:

    1. Эктопсихическая
      — связана с внешним миром и включает в себя ощущения, мышление, чувства и интуицию;
    2. Эндопсихическая
      — связана с внутренним миром и включает в себя память, эмоции и аффекты.

    Посредством познания бессознательного личность проходит процесс самореализации. Человек становится самостоятельной единицей.
    Это интересно

    : Считается, что под влиянием доминирующей функции формируется определенный психологический тип – экстраверт или интроверт, а также складываются основные типы характеров (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик).

    АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

    АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, шко­ла глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, ба­зи­рую­щая­ся на иде­ях К. Г. Юн­га, ко­то­рый рас­смат­ри­вал пси­хи­ку как взаи­мо­дей­ст­вие соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным – глу­бин­ной твор­че­ской си­лой, на­прав­ляю­щей раз­ви­тие лич­но­сти. Это раз­ви­тие (ин­ди­ви­дуа­ция), про­цесс об­ре­те­ния внут­рен­не­го един­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет­ся в А. п. как по­сте­пен­ное объ­е­ди­не­ние соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным во­круг са­мо­сти – транс­цен­дент­но­го цен­тра, ис­точ­ни­ка пси­хи­ки и соз­на­ния. В А. п. ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­соз­на­тель­ное, ко­то­рое ис­сле­до­вал З. Фрейд, со­став­ля­ет лишь не­боль­шую часть кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го, свя­зы­ваю­ще­го ин­ди­ви­да со всем че­ло­ве­че­ст­вом и кос­мо­сом че­рез ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные струк­тур­ные эле­мен­ты бес­соз­на­тель­но­го, схе­мы, на ос­но­ве ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся об­ра­зы, пе­ре­жи­ва­ния и со­бы­тия жиз­ни отд. лю­дей, ми­фы и куль­ту­ра це­лых на­ро­дов.

    За­да­ча А. п. – по­стичь пси­хи­че­ское как ес­те­ст­вен­ное це­ло­ст­ное яв­ле­ние, жизнь ду­ши че­ло­ве­ка. Ду­ша опи­сы­ва­ет­ся в А. п. в ви­де ком­по­зи­ции взаи­мо­дей­ст­вую­щих ме­ж­ду со­бой пар­ци­аль­ных лич­но­стей (ав­то­ном­ных ком­плек­сов). Бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ро­ва­но как мно­же­ст­вен­ное соз­на­ние, рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду пар­ци­аль­ны­ми лич­но­стя­ми. Лю­бые меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния ос­но­ва­ны на внут­ри­лич­но­ст­ных свя­зях.

    Пси­хо­те­ра­пия в А. п. по­ни­ма­ет­ся не как ле­че­ние сим­пто­мов, а как по­мощь в ин­ди­ви­дуа­ции, раз­ви­тии лич­но­сти. В ос­но­ве пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки ле­жит ана­лиз пе­ре­но­са и контр­пе­ре­но­са, ис­сле­до­ва­ние об­раз­ной сис­те­мы с ак­цен­том на сим­во­лич. пе­ре­жи­ва­нии са­мо­сти.

    Мож­но вы­де­лить два эта­па ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия А. п.: юн­гов­ский (1902–1961) и по­стъюн­гов­ский (с 1961). Пер­вый этап пред­став­лен пре­ж­де все­го тру­да­ми са­мо­го К. Г. Юн­га и мно­го­числ. ра­бо­та­ми его уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, а так­же раз­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем пре­им. в Зап. Ев­ро­пе и США пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, име­нуе­мой юн­ги­ан­ским ана­ли­зом. Вто­рой этап ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем неск. на­прав­ле­ний и школ на ос­но­ве пе­ре­смот­ра ряда осн. по­ло­же­ний А. п. (оп­ре­де­ле­ния ар­хе­ти­пи­че­ско­го, по­ня­тия са­мо­сти и прин­ци­пов раз­ви­тия лич­но­сти). На­ря­ду с «клас­си­че­ской шко­лой» по­сле­до­ва­те­лей Юн­га (Э. Эдин­гер, Э. Ной­манн, М. Л. фон Франц) с цен­тром в Цю­ри­хе сфор­ми­ро­ва­лась «шко­ла раз­ви­тия» (М. Форд­хам, Д. Хаб­бак, Х. Дик­манн, М. Яко­би) с цен­тром в Лон­до­не, ста­вящая ак­цент на раз­ви­тии пси­хи­ки и кли­нич. прак­ти­ке, а так­же «ар­хе­ти­пи­че­ская шко­ла» (Д. Хилл­ман, А. Гуг­ген­бюль-Крейг, В. Ги­ге­рих) с цен­тром в Дал­ла­се (США), ши­ро­ко ис­поль­зую­щая кон­цеп­цию ар­хе­ти­па для по­сти­же­ния глу­бин­ных из­ме­ре­ний лю­бо­го че­ло­ве­че­ско­го опы­та.

    В 1948 при уча­стии К. Г. Юн­га был соз­дан пер­вый Ин-т ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии в Цю­ри­хе, за­тем в Лон­до­не, Бер­ли­не, Нью-Йор­ке и др. Боль­шин­ст­во совр. по­сле­до­ва­те­лей Юн­га объ­е­ди­не­но в Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­цию ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (IAAP) со штаб-квар­ти­рой в Цю­ри­хе. Под влия­ни­ем А. п. сфор­ми­ро­вались гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия и транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. А. п. ока­за­ла боль­шое влия­ние на лит-ру (Г. Гес­се, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, ре­ли­гио­ве­де­ние (М. Эли­а­де, Дж. Кэм­пбелл), фи­лос. ан­тро­по­ло­гию, эт­но­гра­фию.

    Читайте так же  Офтан тимолол цена от 56 руб, Офтан тимолол купить в Москве, инструкция по применению, аналоги, отзывы

    Аналитическая психология – это прежде всего терапия

    Юнг был практикующим психотерапевтом, поэтому все открытия создавались им на теоретических умозаключениях и практическом применении. Юнг всю жизнь посвятил созданию методики работы с бессознательным.
    Он считал, что достичь положительных результатов можно только при полном доверии между пациентом и врачом. Поэтому он практиковал беседы, поощрял любой вид творчества, помогал пациенту выстраивать новые более комфортные отношения с окружающими, проецируя их на врача.

    Для осмысления бессознательного Юнг использовал следующие методы:

    • Ассоциативный тест
      . В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино.
    • Анализ сновидений
      . Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы. Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии).
    • Активное воображение
      . Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.

    Для справки:

    По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.

    Аналитическая психология

    Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

    Аналитическая психология (англ. analytic psychology) — одно из направлений неофрейдизма, основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом. В центре находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека.

    Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще Коллективное бессознательное. Интерпретируя с психологической точки зрения данные физической и культурной антропологии (этнографии), истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как «осадок» в психике человека опыта, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-исторического развития.

    В качестве единицы анализа коллективного бессознательного Юнг выдвигает понятие архетипа — врожденной установки к избирательному восприятию, переживанию и, возможно, некоторой форме поведения по отношению к определенным стимулам. Архетип определяется как «чистая потенция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики. Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо, которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики. Не в созидательной социальной деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного самоосуществления.

    Центром учения Юнга является представление об «индивидуации». Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие – неотъемлемый компонент процесса индивидуации.

    Юнг – это методика направленных ассоциаций и активное использование метафор в работе с клиентами. А кроме этого, это его теория психологических типов, в частности введенные им понятия экстраверт и интроверт.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *