Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    682bf16c16eb18f12a128ebff2fcbac5

    Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

    Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

    Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

    Причины нарушения

    Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

    • значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
    • наследственный фактор;
    • органические поражения головного мозга;
    • нейроинфекции;
    • новообразования в головном мозге;
    • различные интоксикации;
    • дисметаболические отклонения;
    • поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
    • негативная социальная среда;
    • цереброваскулярные болезни;
    • черепно-мозговые травмы.

    Причины

    Появляется данный симптом из-за поражения коры мозга в различных его долях.
    Наиболее распространенными причинами для появления акалькулии являются:

    • цереброваскулярное нарушение
      – к таким причинам относятся геморрагический и ишемический инсульты, а также ишемия мозга в хронической форме, которая вызывает постепенное развитие сосудистой деменции;
    • открытые и закрытые черепно-мозговые травмы
      – если при повреждении образуется гематома в головном мозге, то риск развития нарушения счета достаточно высокий. Также может происходить размозжение вещества головного мозга в определенных участках травмы; и тогда, если в это вовлечена та зона коры, которая отвечает за арифметические действия, развиваются акалькулия. В зависимости от полученной травмы состояние может быть обратимым и необратимым;
    • нейроинфекции
      – помимо прочих симптомов поражения мозга, эти заболевания часто сопровождаются изменениями способности к счету. Наиболее распространенными инфекциями являются энцефалит, энцефаломиелит и менингоэнцефалит;
    • интоксикация
      – тяжелые отравления в острой или хронической форме, вызванные химическими веществами или нарушениями в работе организма, такими как гипергликемия или уремия, приводят к поражению различных отделов мозга, в том числе тех, которые используются при вычислении. В результате развивается акалькулия различной степени выраженности;
    • новообразования в мозге
      – при их наличии происходит сдавливание тканей мозга, из-за чего он перестает полноценно выполнять свои функции. В момент, когда повреждается кора больших полушарий в области, отвечающей за арифметические способности, развивается патологическое состояние;
    • заболевание центральной нервной системы дегенеративного характера
      – в этом случае нарушение счета происходит по причине общей дегенерации нервной системы и сочетается с такими симптомами, как ухудшение памяти, деградация мышления, не адекватное восприятие происходящего вокруг и утрата способности самостоятельно обслуживать себя.

    Акалькулия у ребенка обычно оказывается связанной с тем, что имеют место аномалии в развитии мозга, которые вызываются гипоксией, перенесенной в процессе внутриутробного развития или при родах, а также инфицированием плода или родовой травмой.
    Важно! Редко наследственные патологии приводят к акалькулии.

    Разновидности и формы заболевания

    Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

    1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
    2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
    3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
    4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
    5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

    Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

    Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

    1. Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
    2. Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.
    Читайте так же  Деловые коммуникации: вербальные и невербальные. Научный подход.

    Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

    1. Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
    2. Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
    3. Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.

    Отличие от дискалькулии

    Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.

    История основных понятий

    Хотя термин «акалькулия» был введен только в 1919 году, описание центра счета было сделано более чем за сто лет до этого швейцарский нейроанатомом Gall и его ассистентом Spurzheim. Однако согласно их описанию локализовался он в лобной доле в орбитофронтальной области и напрямую был связан с зоной экспрессивной речи. Расстройства счета при этом рассматривались как нарушения, напрямую связанные с моторной афазией.

    Только в 1926 году немецкий физиолог и психиатр Hans Berger предложил выделять первичную акалькулию, когда навык математических операций утрачен изолированно при повреждении центра счета (в теменно-височно-затылочной области), и вторичную, возникающую вследствие страдания других высших корковых функций (например, при цифровой алексии – неспособности прочесть цифры).

    Полная утрата навыка счетных операций встречается достаточно редко. Поэтому чаще прибегают к термину «дискалькулия», под которым понимают частичную утрату способности считать. Как правило, диагностируется дискалькулия у детей.

    Этиология

    В функции счета принимает участие большое количество когнитивных систем. Патология любой из них может привести к развитию акалькулии. Чаще всего к потере навыка счета приводят:

    • церебро-васкулярные заболевания;
    • черепно-мозговые травмы;
    • новообразования мозга;
    • инфекционные заболевания головного мозга;
    • хронические и острые интоксикации;
    • некоторые наследственные синдромы (например, генетически обусловленные деменции).

    Эти же факторы могут выступать в качестве причины дискалькулии.

    Кроме того, выделяют ряд заболеваний, которые могут спровоцировать задержку формирования центра счета у ребенка:

    • перинатальная отягощенность анамнеза;
    • органические поражения головного мозга;
    • наследственность;
    • нейроинфекции;
    • дисметаболические нарушения;
    • неблагополучное социальное окружение.

    Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    Подобные нарушения чаще приводят к частичной утрате способности производить арифметические действия. Как правило, ребенок в этом случае имеет сочетание данной патологии с различными видами нарушений развития (речевого, моторного, психического).

    Классификация

    Классификация акалькулий достаточно условна. Как правило, к развитию подобной патологии приводят расстройства нескольких когнитивных систем. Поэтому акалькулия будет ожидаемым элементом при афазиях, алексии и аграфии. В связи с преимущественным поражением одной из познавательных функций выделяют следующие виды акалькулий:

    • Вербальную. При этом страдает словесное обозначение математических понятий. Счетные операции выполняются успешно, однако пациент неспособен называть числа, символы, количества.
    • Апраксическую. Проявляется в виде нарушения системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов. Пациенты не способны пересчитать предметы, а также разделить их по количественным характеристикам.
    • Дислексическую. Первично наблюдается расстройство чтения математических символов (цифр, знаков), словесных выражений количественных терминов;
    • Графическую. Страдает навык записи математических знаков, символов и правильного воспроизведения геометрических фигур.
    • Операциональную. Связана с утратой способности выполнять математические операции.

    Существует иная классификация, согласно которой патология может быть подразделена на специфическую (первичная акалькулия) и неспецифическую (вторичная форма).

    К неспецифическим формам относят акалькулию:

    • Оптическую. Возникает при поражении затылочных долей полушария, являющегося корковым представительством зрительного анализатора. Страдает оптическое восприятие числа или математических знаков. Пациенты не могут распознать и оценить схожие по рисунку арифметические символы, часто отмечается дефект в оценке чисел, обозначенных римскими цифрами;
    • Сенсорную. Первично страдает акустическое восприятие речи. Нарушен устный счет и счетные операции, выполняемые на слух;
    • Акустико-мнестическую. При этой форме также нарушается акустическое восприятие речи, но связано оно с нарушением слухоречевой памяти и объема слухового восприятия.
    Читайте так же  Краткая характеристика социально психологической ситуации в семье

    Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    Представителями специфической формы являются лобный и теменной (или теменно-затылочный) подтипы.

    Лобная акалькулия связана с нарушением основных функций лобной доли – программирования, регуляции и контроля протекания всех психических функций человека. Патологические процессы, затрагивающие лобную долю, приводят к нарушению всех высших форм организации сознательной деятельности, в том числе и счета.

    Теменная (или теменно-затылочная) акалькулия возникает при поражении соответствующих областей мозга, где имеется первичный центр счета. Он складывается на основе уже сформированных и нормально функционирующих зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Как правило, это происходит к 7-летнему возрасту. При этом возникает центральное нарушение счета, первично страдает понятие «число» и счислительных операций, обнаруживается дефект восприятия системы пространственных координат.

    Симптоматика нарушения

    Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.
    При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:

    • затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
    • неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
    • трудности при выполнении простых арифметических действий;
    • нарушение понимания понятия «число»;
    • отсутствие способности к сравнению числительных значений;
    • нарушено восприятие пространственных координат;
    • трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
    • затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.

    Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:

    • отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
    • нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
    • проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.

    Симптоматика

    Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

    Больным акалькулией нужна помощь специалистов

    Нарушение проявляется не совсем одинаково у больных разного возраста. Также есть и общие признаки акалькулии.

    Признаки

    В зависимости от формы нарушения несколько меняется и общая симптоматика. Однако все равно для всех больных она близка по своим проявлениям и может оцениваться в диагностических целях.

    • При первичном поражении
      происходит утрата понимания чисел и числовых разрядов. В результате для больного исчезает разница между цифрами, которые близки внешне по написанию или по звучанию при произношении. Достаточно часто состояние сочетается с невозможностью ориентирования, так как утрачиваются правильные понятия право и лево, верх и низ.
    • Вторичная форма
      характеризуется зрительными нарушениями, при которых больной не может узнавать изображения чисел. В результате он не способен правильно назвать цифры, которые видит, а также путается при их написании. Слуховое восприятие и счет в уме сохраняются. Достаточно часто состояния сочетаются с неспособностью узнавать буквы, предметы на изображениях и лица людей.
    • При сенсорных нарушениях
      отмечается отсутствие восприятия звуков, из-за чего счет на слух оказывается невозможен. При лобной форме заболевания утрачивается способность к последовательности математических действий, что также приводит к невозможности счёта. Решение даже эллементарных задач оказывается крайне затрудненным.

    Акалькулия у подростков, школьников

    У детей по причине врожденных нарушений в строении мозга проблема возникает рано. Заметить ее не сложно, так как математическое развитие больного отстает. Ребенок не способен к освоению цифр на уровне со сверстниками.
    У младших школьников нарушение становится особенно заметно. Диагностика проводится при помощи комплексного обследования.

    Примеры

    Наиболее распространенным явлением в детском возрасте является невозможность запомнить цифры и научиться соотносить их с письменным обозначением. По этой причине может создаваться впечатление тяжелой умственной отсталости.
    Такие дети также не могут правильно определять время в зависимости от формы патологии на слух или зрительно.

    Акалькулия у взрослых

    У взрослых состояние развивается после повреждений мозга. В результате этого способности к счету, которые имелись ранее, утрачиваются.
    Когда нарушения в строении мозга врожденные, то они переходят во взрослую жизнь из детства, если терапия не приносит результатов.

    Осмотр и диагностика

    Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.

    Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.

    Читайте так же  Верхние и нижние веки глаза: строение, функции

    Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.

    Лечение и коррекция

    При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

    Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.

    Первичное нарушение

    При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

    Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

    Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

    Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

    При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

    После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

    Терапия вторичной формы

    Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:

    1. При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
    2. При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
    3. При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.

    Последствия и ограничения

    Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).
    К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

    При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *