13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    52e2e1da5f32d1ff102b90c670f6dc71

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Справиться с капризами ребенка порой бывает ой как непросто, ведь детский характер ещё только на пути становления и малыш сам зачастую не понимает, почему он ведет себя так невыносимо.

    Для начала нужно постараться выяснить причину столь неадекватного поведения, и только после этого пытаться применить ту или иную воспитательную методику.

    В зависимости от ситуации родители могут выбрать подходящую тактику и выработать свою линию поведения, что поможет ребенку научиться адекватно реагировать на различные обстоятельства.

    Воспитание должно включать разные методы. Чем богаче педагогический арсенал родителей, тем больших результатов они смогут добиться, а заодно научат своего ребенка общению и проявлению человеческих качеств (любви, понимания, терпения, выдержки), что поможет ему в развитии и формировании личности в социуме.

    Причины детских капризов

    Капризничающий ребенок кричит и плачет, не хочет выполнять просьбу взрослых, всеми средствами активно выражает несогласие и недовольство. Он может бегать по комнате, топать ногами и дойти в демонстративном поведении до истерики.

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Причины, почему ребенок становится очень капризным, могут быть различными, и поведение взрослых зависит от этих факторов.

    В первую очередь, необходимо убедиться, что ребенок находится в безопасности и его здоровью ничто не угрожает, плач не связан с травмами, болями в животе, повышением температуры и т. п.

    Далее обратите внимание на себя. Если вы взвинчены и кричите, то ребенку любого возраста передается ваше состояние, а ребенок первых трех лет жизни наверняка заплачет, постарается привлечь к себе внимание.

    Наиболее часто причиной капризов ребенка дошкольного возрастая являются отказы ему в чем-либо (игрушке, просмотре мультфильмов и др.). Если родители и другие члены семьи непоследовательны в воспитании, то у ребенка появится склонность к капризам. Таким способом он будет добиваться желаемого.

    В возрасте 3 — 5 лет капризы ребенка часто связаны с желанием сделать что-то самому. Нужно предоставлять ребенку по мере сил такую возможность, так как это способствует его развитию.

    Маленькие дети быстро утомляются. Все игры и занятия для них делают непродолжительными, так как внимание у них быстро переключается. Если какое-то действие затянулось, то ребенок быстро устает и начинает капризничать.

    Дети немного постарше могут говорить, что устали, если не желают выполнять просьбу родителей. Здесь важно разобраться, дать ребенку возможность немного отдохнуть или помочь ему завершить дело.

    Капризы ребенка могут быть связаны со скукой, если он не умеет играть наедине с собой, а взрослые не уделяют ему достаточного внимания.

    Найдите для ребенка занятие и немного поиграйте с ним, увлеките его делом. Периодически подходите к нему и ненадолго присоединяйтесь.

    Ребенок может капризничать, если получает недостаточно положительных эмоций (любви и ласки). Родители могут формально заботиться о нем, присматривать, ругать, но обделять в проявлениях нежности и тепла.

    Сначала ребенок будет требовать к себе внимания плачем и капризами, а в дальнейшем постепенно может привыкнуть к таким отношениям, что неблагоприятно отразится на его развитии и здоровье.

    Дети сообразительны и, если вы не знаете, как с ним справиться, поддаетесь на капризы, малыши могут прибегать к ним, чтобы получить желаемое.

    Часто капризами ребенок протестует против чрезмерной опеки со стороны родителей. Он испытывает потребность в самовыражении, проявлениях самостоятельности (в соответствии с возрастом) и нуждается в некоторой доле свободы.

    Протест вызывает авторитарное поведение родителей, которые требуют от ребенка выполнения задуманного ими и полного подчинения, не интересуются мнением и желаниями ребенка.

    Им следует понять, что ребенок в каждом возрасте — личность, с каждым годом ей нужно все большее развитие и самоутверждение. Нравоучения и требования подавляют ее достоинство.

    Авторитарным родителям при воспитании капризного ребенка следует признать его равным, полноценной личностью и научиться с ним общаться на одном уровне. Иногда стоит потратить немного больше времени на какое-либо дело, но предоставить ребенку возможность проявить в нем самостоятельность (например, самому одеться и застегнуть пуговицы).

    Капризничать дети могут в самых разных ситуациях — требуя игрушку в магазине или не желая отправляться в детский сад. Насколько быстро ребенок успокоиться, зависит от родителей.

    Если они могут найти подход к нему, последовательны в своих воспитательных действиях и сохраняют эмоциональное спокойствие, то ему станет неинтересно капризничать, ведь этим он ничего не добьется.

    В дальнейшем такие ситуации вряд ли возникнут. Если же ребенок часто капризничает, отправляясь в детский сад, необходимо выяснить причину. Возможно, у ребенка не складываются отношения с детьми в группе или проблема более серьезная. Это нельзя оставлять без внимания.

    Что же делать, если ребенок капризный, как вести себя с ним и как его воспитывать?

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Статья «Что такое детские капризы»

    Ольга Ивашкевич

    Статья «Что такое детские капризы»

    ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ?

    «Как понять своего ребёнка?»

    , «Как научиться быть терпимее к его шалостям и
    капризам?» — многие родители задают эти вопросы педагогам и психологам. Учёные пытаются не только «вложить знания, умения, навыки в личность ребёнка, но изучить её целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями.
    Рассмотрим, определение понятия «детские капризы»

    в различных психолого-педагогических источниках.

    Капризы детей (англ. child caprices) — формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (Мещеряков Б., ЗинченкоВ. Большой психологический словарь)

    .

    Мещеряков Б. и Зинченко В. о (Беринг Н. Хочу — не хочу! Буду — не буду! Работа с детскими капризами).

    Каприз выражается в особенном поведении ребенка, для которого характерно необоснованное противодействие взрослым, отказ следовать их советам, просьбам или требованиям, стремление непременно добиться исполнения своего желания. Внешними проявлениями типичных детских капризов обычно являются плач и чрезмерное возбуждение, принимающие в крайних случаях истеричные формы.

    Истерика представляет собой нервное, возбужденное состояние, доходящее до утраты самообладания и самоконтроля, выражающееся в немотивированных болезненного рода поступках, в крайне резком изменении настроения (Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка)

    .

    Капризы детей — это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость. Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы также «могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании или об эмоциональной травме» (Психологический словарь)

    .

    В словаре педагогических терминов «капризы — это лишенные разумных и понятных оснований действия детей, направленные, прежде всего на сопротивление требованиям, советам или пожеланиям старших и выражающие стремление ребенка добиться выполнения собственных желаний. Как правило, капризы имеют негативное эмоциональное выражение (крик или плач)

    и сопровождаются двигательным возбуждением»
    (Басова С. В., Корнеева И. Г. Словарь педагогических терминов)
    .
    Капризное поведение, отмечают авторы, когда ребенок без видимых причин и очевидного повода плачет, плохо ест, не хочет засыпать, может быть вызвано несвоевременным, неполным или некачественным удовлетворением определенных его потребностей. Такие эмоциональные реакции ребенка выступают в качестве своеобразных сигналов окружающим о неблагополучии, поскольку другого способа сообщить о своих проблемах или потребностях малыш ещё не знает. Причиной плача может быть недомогание или обострение хронического заболевания. Родители не всегда адекватно оценивают и точно понимают состояние своего малыша и могут отнестись к его беспокойному поведению, как к капризу. Для предупреждения неправильного отношения родителям и, в особой степени, матери важно установить с ребенком прочный эмоциональный контакт, выработать у себя способность быстро и точно реагировать на все нужды малыша. Эта способность полноценно формируется тогда, когда родители уделяют ребенку максимум внимания с момента его появления на свет, и позволяет взрослым оптимально планировать и эффективно корректировать суточный режим младенца для полного и всестороннего удовлетворения детских потребностей. Если же ребенок только криком и слезами привлекает внимание родителей к своим проблемам, то такая вынужденная реакция может закрепиться и создать основу настоящих капризов.
    Капризному поведению у дошкольников и младших школьников в значительное мере способствует неустойчивая нервная система, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением, присуща высокая эмоциональная возбудимость и чувствительность. При этих условиях «капризы нередко возникают как результат утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний» (Басова С. В., Корнеева И. Г. Словарь педагогических терминов)

    .

    Капризы могут иметь характер случайного и кратковременного действия, но при определенных условиях могут стать привычной формой поведения. Такое положение устанавливается тогда, когда ребенок подсознательно выбирает именно эту форму и способ добиваться своего желания или намерения. Капризы являются результатом неправильных взаимоотношений взрослых и ребенка. Обычно каприз отражает реакцию ребенка, который знает и понимает, что именно таким способом он сможет добиться исполнения своего намерения или желания, что окружающие уступят, даже если поначалу и последует отказ. Таким образом, основной способ предотвращения капризов — рациональная организация отношений в семье, предусматривающая достаточное, но не чрезмерное внимание к потребностям и желаниям ребенка.Непоследовательное поведение взрослых недопустимо: уступка после первоначального отказа формирует у ребенка привычку добиваться своего капризным поведением. Когда становится очевидным, что требования ребенка выходят за пределы разумных, оптимальная и правильная реакция родителей — спокойное игнорирование. Убедившись в непременной бесполезности каприза, ребенок вряд ли будет проявлять настойчивость в их повторении.

    Достаточно часто капризы имеют откровенно демонстративный характер и выражают стремление ребенка привлечь внимание окружающих. Обычно это происходит при недостаточном удовлетворении насущных потребностей ребенка в любви, внимании, признании и поддержке. Наблюдается некоторое обострение и учащение капризов в период возрастных кризисов, что связано с ростом самосознания и стремления к самостоятельности. Ошибкой родителей в этот период будет недооценка возросших возможностей ребёнка и сохранение привычных форм и способов отношений. Эта ошибка может придать негативным эмоциональным реакциям затяжной характер. Конечно, определенные притязания ребенка могут быть объективно преувеличенными. В этом случае, если отсутствует непосредственная угрозой жизни и здоровью, эффективен так называемый «метод естественных последствий, когда ребёнку предоставляется возможность испытать результаты своих капризов«.

    Каприз — это поведение детей, выражающееся в стремлении делать или сделать что-то вопреки установкам взрослых. Благоприятными условиями, которые способствуют возникновению капризов, являются неровное или физическое переутомление, слабость психической системы, высокая эмоциональная возбудимость (Краткий психологический словарь)

    .

    В основе каприза лежит конфликтное противоречие между требованиями, влечениями и желаниями ребенка и возможностями, существующими в реальности. Каприз отражает нежелание ребенка принять реальность и его отрицательное отношение к ней, что само по себе является следствием неудачного или еще не сформировавшегося приспособления к требованиям и установкам реальности.

    Луговская А. и Шевнина О. в своей книге пишут «Детский каприз представляет собой чаще всего бурно выражаемую настойчивость ребенка, добивающегося выполнения его намерений или желаний. Он не приемлет доводов, объяснений и возражений, готов использовать любые способы выражения неудовольствия и негодования для достижения своей цели».

    Детские капризы — это эмоциональные выражения гнева и даже злости, когда ребенок громко кричит или плачет, раскидывает вещи или топает ногами, он готов и может кусаться, царапаться и способен причинить боль окружающим или самому себе. Такие сцены могут иметь разную степень интенсивности и продолжительность. (Луговская А., Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться).

    Чем чувствительнее ребенок воспринимает отказ или запрет, тем значительнее его склонность к капризам. Если у малыша получилось добиться желаемого с помощью каприза, он станет применять этот способ чаще и охотнее (Корнеева Е. Н. Детские капризы)

    .

    Собственные желания ребенка являются главный источником его активности. Голодный младенец сообщает окружающим громким плачем о необходимости удовлетворения его потребности. Ребенок растет и развивается, потребности усложняются, формируются новые, среди них возникают и такие, которые окружающие не находят нужным удовлетворять. Но если простой, но эффективный способ добиваться своего капризами уже освоен, то несколько результативных повторений приводят к закреплению капризного поведения.

    Читайте так же  Возможно ли повлиять на полиграф?

    Сформировавшееся капризноеповедение характеризуется постоянной готовностью и предрасположенностью ребенка к демонстрации определенных внешних признаков и действий: если упрямство малыш проявляет как ответную реакцию на какое-то требование взрослых, то капризный ребенок готов изводить родителей по любому поводу. Упрямый добивается самостоятельности, капризный — внимания к себе. Упрямство ребенка чаще всего закономерный результат чрезмерной строгости и требовательности воспитания, капризы же, напротив, являются следствием непомерной уступчивости его взрослых (Хорсанд Д. В. Кто в доме хозяин)

    .

    Следовательно, можно заключить, что природа детских капризов основана на чрезмерной уступчивости воспитателей. Чаще всего каприз — это предсказуемая реакция ребенка, который привык к безусловному исполнению любых своих прихотей. Неудивительно, что капризы более характерны для ребенка, который один в семье, и на нем сконцентрировано все внимание родителей, нередко избыточное. Самый надежный путь предупреждения и преодоления детских капризов — формирование в семье таких отношений, когда желаниям ребенка уделяется достаточно внимания, но при этом не всякое требование исполняется. Для преодоления капризных тенденций простым и эффективным средством является спокойное восприятие и игнорирование эмоциональных вспышек ребенка; при возможности следует отвлечь ребенка от источника нервного возбуждения, постараться переключить и обратить его внимание на какое-либо другое спокойное и увлекательное занятие.

    В этом противостоянии всегда два главных участника — взрослый человек ребенок, из которых последний категорически отказывается подчиняться каким-либо требованиям первого, а взрослый с таким же эмоциональным возбуждением и столь же категорично и решительно стремится добиться своего. Выход из конфликта возможен только при обоюдном желании, достижение которого — задача взрослого, несравненно более опытного, знающего, подготовленного, обязанного понимать своего ребенка и помогать ему.

    Множество проблем детского периода обусловлено возрастными особенностями процесса развития, и многие поведенческие характеристики ребенка объяснимы с этой точки зрения, естественны и с годами постепенно исчезают.

    В возрасте от 1 года до 3-5 лет характер ребенка претерпевает серьезную перестройку, в ходе которой он получает новые представления и новый опыт, понимание и умение переживать эмоциональные состояния. В это время обычно и начинаются первые проявления капризности.

    Маленький ребенок часто плачет. Этот плач, как четкий сигнал рефлекторного свойства, возникает у младенцев из-за голода или чувства жажды, усталости и желания заснуть, неприятных температурных ощущениях и т. п. Ребенок растет, но его плач по-прежнему сигнализирует окружающим о всяком неприятном и нежелательном ощущении, вызывающим чувство раздражения и возбуждения. Разнообразная функциональная направленность плача, который может выражать каприз или истерику, протест или просьбу, требование или жалобу, представлять собой плач-сигнал или плач-разряжение, формирует сложную психическую структуру, выступает в качестве своеобразного средства общения с окружающими (Луговская А. Почему ребенок плачет)

    .

    Это важный период интенсивного и насыщенного эмоционального развития детей. По сложившейся традиции к этому времени относят достижения ребенка в сенсомоторной сфере и формирование первоначальных речевых навыков, на этом этапе малыш продолжает осваивать и совершенствовать индивидуальные особенности аффективной организации своих взаимоотношений с окружающим миром.

    Первые капризы не случайно проявляются у совсем маленьких, в возрасте до 3 лет, когда у ребенка значительно возрастает двигательная активность, проявляется самостоятельность и определенная настойчивость в реализации своих желаний. В этот период маленький человек уже способен иметь свое мнение, отнюдь не всегда похожее на мнение родителей, что может побудить малыша искать способы утверждения своей позиции. Стремление добиться исполнения своего желания может вызывать капризы, и упрямство в этот период — первая своеобразная попытка самоутверждения (Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием).

    Таким образом, в психологии и педагогике капризы детей — это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость.

    Часто капризы провоцируют излишняя уступчивость взрослых, противоречивые или непонятные требования, необоснованно строгое воздействие. Капризы свидетельствуют о фрустрации потребностей ребенка в любви, внимании и поддержки.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997. — 286 с.

    2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. — М.: Теревинф, 2009. — 109 с.

    3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М., 2005.- 256 с.

    4. Беринг Н. Хочу — не хочу! Буду — не буду! Работа с детскими капризами — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 218 с.

    5. Биддалф С. Секрет счастливых родителей. — М.:Рипол Классик, 2009. — 240 с.

    6. Божович Л. И.Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. — М.: 2001. — 352 с.

    7. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.

    8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967. — 192 с.

    9. Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г. А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. — М., 1998. Вып. 1. — 130 с.

    10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. — М., 2000. — 240 с.

    11. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О.Ступени общения: от года до шести. — М.: Интер, 1996. — 160 с.

    12. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, 2010. 118 с.

    13. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978. — 429 с.

    14. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1984. — 176 с.

    15. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. 127 с.

    16. Змановская Е. В.. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2008. — 288 с.

    17. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М., 1990. — 127 с.

    18. К вопросу о «детских капризах»

    . Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. — М., 2003. — 218 с.

    Как реагировать на детские капризы: терпение

    Многие задаются извечным вопросом: «Что делать с непослушанием?» Представьте, что этот маленький ангел, который так улыбается, так мил и послушен, вдруг начинает бузить, капризничать, испытывать ваше терпение самым жестоким образом.

    Грустно, что даже самые умные и образованные люди в периоды непослушания их детей считают, что это не общее правило, а просто им достался такой ребенок, с которым нет сладу.

    Когда ребенку от 2 до 4 лет, это самый решающий момент в его жизни. Именно в эти годы складывается мир желаний и чувств, именно в это время мы передаем ребенку наши пороки.

    Взрослые не всегда понимают, что ребенок постепенно и настойчиво осваивает свой внутренний мир, мир желаний и возможностей. Он вышел из колыбели, количество желаний резко возросло, появилась потребность в использовании своих возможностей.

    Новые желания возникают на каждом шагу, и родители все чаще употребляют слова «нельзя», «нетрогай», «отойди». А ребенку трудно бороться со своими желаниями, все так ново и необычно, так хочется попробовать на вкус, потрогать, завладеть.

    Родители знают, что ребенок должен понимать слово «нельзя». Взрослые нетерпеливы, они забывают, что периоды непослушания проходят, а борьбу с непослушанием начинают именно в тот момент, когда сама природа требует от ребенка непослушания, самостоятельности, отрицания.

    Но родители готовы все сломать: и характер, и природу. Им все нипочем: шлепнули, поставили в угол, дернули, накричали, пригрози множеством «а то»:

    • А то мама уйдет.
    • А то больше тебя с собой не возьму.
    • А то смотри мне.
    • А то волку отдам.

    В результате ребенок ищет оружие против нас. Сначала плач, он пользовался им бессовестно, вымогал уступки, он чувствовал и знал, что родители боятся плача.

    Затем этот способ перестал действовать. И что малыш? Он не отступает, вырабатывает более изощренные методы: капризы, дерзость, настырность и особенно хитрость. Дорогие родители, заметьте, как умело нами воспитывается хитрость.

    Ребенок становится мастером хитроумия, при помощи которого он скрывает свои проказы. Сначала развивается наивная хитрость, потом ловкая, потом коварная и, наконец, злобная. Все зависит от тяжести наказаний, которые обрушиваются на ребенка.

    Родители думают, что учат слову «нельзя», а на самом деле учат хитрости: «Нельзя, чтобы мама знала, видела».

    Как же реагировать на детские капризы, и что нужно в эти периоды непослушания ребенку от взрослых? Немножко внимания и много, много терпения.

    Запомните, чтобы ребенок ни натворил, это всегда попытка привлечь к себе внимание. Сколько бы ему ни было лет, ему необходимо, чтобы с ним разговаривали, чтобы им занимались, чтобы его замечали.

    Вспомните, как ведет себя малыш — отвлеклась мама на секунду, а он тут же что-нибудь натворил: «не забывай я рядом, я здесь». Родители устают от общения с детьми не потому, что они надоедливы, а потому, что общение идет не полностью, наполовину.

    Читаем сказку, а сами думаем о несваренном обеде, играем и не можем дождаться, когда закончится время игры. Постоянно то с ребенком, то со своими проблемами, постоянно отвлекаемся и пытаемся сосредоточиться.

    У детей море энергии, необходимо давать волю игре, физической нагрузке, иначе покоя вам не будет. Покой взрослых — замри, покой детей — движение.

    Часто употребляемая фраза «Я устала, разве ты не видишь?» воспринимается ребенком как вымогательство, к которому он сам прибегал неоднократно: «Я устал, возьми меня на ручки, ножки болят».

    У ребенка нескончаемый запас физической энергии, но он гораздо быстрее устает эмоционально. Он устает не телом, а душой, и начинает капризничать, поступать наперекор, все разрушать.

    В эти периоды непослушания ослабевает связь с родителями, он становится агрессивным, возбудимым. Капризы и агрессия следуют один за другим, одна просьба за другой, требования и натиск, ребенок вымогает, выбивает то, что ему необходимо.

    Взрослые сначала держатся стойко, но в дальнейшем оборона ослабевает и заканчивается: «На, только не плачь, только отстань».

    Капризы появляются там, где есть брешь, и нет цены слова и дела. Если сказали, что нет, значит, нет. Как бы и что бы ни вытворял ребенок, ваша задача не ублажать и не отступать, если вы о чем-то сказали.

    Если же у вас не хватает силы характера отказать ребенку в его просьбе, будьте хотя бы настолько прозорливы и добры, чтобы сразу согласиться, а не давать ему упражняться в вымогательстве.

    Известно, что японцы самые дисциплинированные люди, как в работе, так и в семейных отношениях. Парадокс состоит в том, что индекс послушания у них самый высокий и составляет 60-80 %, тогда как в других странах — 27-30 %. Дети видят вокруг себя очень дисциплинированных взрослых. Вырастая, дети входят в их круг и также начинают ценить дисциплину.

    Большинство родителей дергают детей потому, что сами недостаточно дисциплинированны. Чем слабее собственный пример, тем сильнее педагогические меры и тем они бессильнее. Пример заменяется суровыми педагогическими мерами, что в принципе неприемлемо и невозможно.

    Если родителям не хватает характера и терпения, если легче сломать отношения с ребенком, чем понять его, то, что с ним станет, когда он вырастет и выйдет в самостоятельную жизнь?

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Как справиться с капризами: занятие для ребенка

    Вы замечали огромную разницу между миром детей и миром взрослых? Для малышей все ново и неожиданно, для взрослых все привычно и обыденно, даже, может быть, и скучно. Дети полны радости, взрослые — забот, а зачастую и усталости от них.

    Взрослые могут что-то домысливать, иметь в виду, но не говорить, а только подразумевать, дети же реагируют непосредственно, без подтекста. Такая разница между взрослой и детской логикой и порождает непонимание проблемы.

    Что же будет, если привести ребенка к общему с взрослыми знаменателю? Послушен, не пристает, приходит только тогда, когда его зовут, многое делает сам (только когда он этому научится, интересно?), никуда без разрешения не лезет и т. д.

    Может быть, и удобно, только за счет чего, скажите, пожалуйста, такой малыш будет развиваться, как сможет познавать новое и этому новому учиться? Ведь все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, развивались хорошо.

    Просто у них законы развития другие, иные, нежели у взрослых. Изучая что-то новое, взрослый уже имеет определенный опыт, навыки обучения, он может прочитать об интересующем его предмете в книге, многое может продумать.

    Недаром такое мышление называется словесно-логическим (мышление с помощью слов). Малыш же такого опыта не имеет, он приобретает его по ходу развития, своими собственными силами. Чтобы понять, как все устроено, ему надо потрогать, повертеть в руках, возможно, даже сломать что-то.

    Читайте так же  Болит затылок с левой стороны и отдает в ухо висок

    Такое мышление называется наглядно-действенным (чтобы подумать, надо действовать), именно оно у маленьких детей является ведущим. Ну не может ребенок все обдумывать в уме, предвидеть, что произойдет с тем или иным предметом в результате его действий, не готов он к этому. До более высоких типов мышления надо еще дорасти.

    Примите это, пожалуйста, во внимание, дорогие взрослые. Кто из вас может подтянуться на перекладине 30 раз? Или пробежать стометровку за 9 с? Не можете? Это почему же? А олимпийские чемпионы могут! Но ведь к вам никто не подходит с их меркой, и это, конечно, правильно. И наши привычные поступки для ребенка как достижения чемпионов. Можно ли сразу от него их требовать?

    Задумываясь о том, как справиться с капризами, помните, что ребенок развивается по другим законам и правилам. Ему надо экспериментировать, играть, пробовать и ошибаться.

    Но что же тогда получается: позволять ему все, что его душе угодно? Что же получится из этого? В каком беспорядке мы все будем жить!

    На самом деле позволять ребенку все подряд — это и есть лучший способ вырастить маленького тирана. Просто, если вы поняли, что малышу надо экспериментировать, создайте ему для этого подходящие, но безопасные условия.

    Нельзя брать острые предметы, любимую мамину вазу, папины книги? Так уберите их подальше, спрячьте. Но зато можно рисовать на специально для этого предназначенной бумаге, можно строить из кубиков или конструктора, а потом ломать свои произведения, можно рвать старые газеты и журналы. Нельзя играть в мяч в квартире, но во дворе-то наверняка можно.

    Возможно, даже мама или папа дадут на время те предметы, которыми обычно пользуются они, ведь малышу так хочется попробовать сделать что-то, как они.

    Может быть, кто-то вздохнет и скажет, что не имеет возможности купить ребенку массу дорогих игрушек, но поверьте, что это как раз совсем и не обязательно, для игры сгодится все: и собранные на улице каштаны, и желуди, и кусочки тряпочек, и стулья, и самые разные коробочки, да все, что угодно! Да, конечно, нужно и потрудиться, но, организуя ребенку интересную среду, вы тем самым помогаете ему изучать окружающий мир, удовлетворяете одну из самых важных его потребностей, а в конце концов облегчаете в чем-то жизнь и самому себе.

    Ну, на самом деле, как бы вы сами себя вели, если бы на ваши желания постоянно налагали запрет, вы бы слышали бесконечное: «Нельзя! Нельзя!» На каком по счету «нельзя» лопнуло бы ваше терпение?

    Иногда в жизни можно наблюдать поведение ребенка, который уже умеет немного ходить с поддержкой взрослых, а кроватку свою вообще исходил вдоль и поперек самостоятельно. Ребенок живой, энергичный и довольно любознательный, но родители все еще пытаются завлечь его игрой в погремушки, которые крохе уже порядком надоели.

    При попытке дать ему погремушку он ее берет и тут же выбрасывает из кровати, никакого интереса она для него не представляет. В поисках новых занятий ребенок начинает дергать занавеску, которая висит рядом, пытается исследовать подоконник.

    Конечно, это не нравится родителям, они водворяют его обратно, и все начинается сначала. Единственное, что более или менее можно ребенку в этом случае, это раскачивать кровать и при этом гудеть.

    Да и то в конце концов родителям надоедает. Они пытаются всячески успокоить малыша, раздражаются, сердятся на него. Но кто, спрашивается, виноват в такой ситуации? Неужели сам ребенок?

    Довольно часто взрослые недоумевают: «Ну, неужели он не может посидеть спокойно пять минут!» Вспомните, доставляет ли вам удовольствие долгое стояние в какой-нибудь очереди. «Да я терпеть их не могу!» — скажет большинство из вас.

    В очереди ваша активность ограничена, вы испытываете скуку. У детей запас прочности в таких ситуациях гораздо меньше, чем у взрослых. Яркий пример тому можно довольно часто видеть на улице.

    Идет мама с ребенком, все у них хорошо, идут, мирно разговаривают, малыш доволен. Потом вдруг мама встречает какую-нибудь знакомую, останавливается с ней поговорить. Сначала ребенок рассматривает все вокруг, потом начинает переступать с ноги на ногу, потом тянуть родительницу за руку. Мама занята интересным для нее разговором, а ему скучно.

    Ещё одна рекомендация на тему того, как бороться с капризами ребенка, и что делать, если малыш вредничает – организуйте ему интересную среду и увлеките разнообразными занятиями.

    Каприз: первая помощь

    Ваше драгоценное дитя требует пойти гулять в ноябре в летней курточке. Получив решительный отказ, начинает плакать, кричать, падает на пол и дрыгает ручками и ножками. Сердце кровью обливается при виде зареванного, корчащегося на полу малыша? Как быть?

    Первым делом успокойтесь. Ваш ребенок здоров и он в безопасности. Ничего страшного с ним не произойдет. Поплачет, покричит, потом успокоится. Чтобы бороться с капризами, надо, прежде всего, показать, что таким поведением он ничего не добьется.

    К каждому малышу в этом вопросе, конечно, нужен индивидуальный подход. Кого-то излечивают от капризов песни-дразнилки, кто-то перестает плакать, увидев в зеркале свое зареванное лицо. Но в любом случае это не должно быть угождение, потакание прихотям.

    Есть и общие правила для тех, кто хочет минимизировать капризы.

    • Когда требование ребенка неразумно, вредно для него, то, как бы он ни кричал, ни плакал, ни топал ножками, его исполнять нельзя.

    Надо проявить достаточную твердость в этом. Если вы один раз сказали, что нельзя, значит, нельзя. Не меняйте свою позицию, несмотря ни на какие истерики. Иначе ваше чадо усвоит, что, поплакав и покричав, всегда можно добиться своего. И, соответственно, будет плакать и кричать еще больше.

    То же самое происходит, если один родитель говорит «можно», а другой «нельзя». Ребенок поймет, что, закатив скандал, можно получить желаемое.

    • Нельзя ласкать и утешать капризничающего малыша. Так вы только поощряете его дурное поведение. «Я тебя люблю и уважаю, но не одобряю сейчас твой поступок», — вот основной посыл в этой ситуации.

    «Каприз представляет собой внутренний конфликт между требованиями реальности и собственными желаниями ребенка. Другими словами, когда малыш капризничает, это означает, что он не желает или не может по каким-либо причинам принять сложившуюся ситуацию, ему сложно приспособиться к ее требованиям. Почему же так происходит? Поведение ребенка напрямую связано с состоянием родителей и сложившимися в семье отношениями. Взрослые должны привить детям навыки адаптации и умение принять существующую действительность. Поэтому предъявляйте к ребенку разумные требования, всегда выполняйте свои обещания, а также совместно научитесь переживать чувства обиды и досады из-за несбывшихся желаний. Это требует от мамы и папы большого количества внимания, понимания и любви! Капризы неизбежны в процессе взросления ребенка. Они дают возможность научить его чему-то, а также узнать что-то новое и самому родителю», — говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и Открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

    Как успокоить капризного ребенка: любовь и ласка

    Ребенок с первых дней жизни нуждается в любви. Только ласковые прикосновения мамы и ее забота создают у него ощущение комфорта и безопасности.

    Когда ребенок подрастает и начинает ходить, он также не может обойтись без маминых объятий и ее ласкового голоса. Говорите совсем маленькому ребенку, что вы его любите, погладьте, обнимите, даже если он капризничает.

    Это часто помогает успокоить малыша. Если ребенок сопротивляется объятиям, то не удерживайте его, оставьте в покое. Ребенка постарше приголубьте после того, как он успокоится. Не стоит обнимать его кричащим и машущим руками.

    Чтобы успокоить ребенка с капризным поведением как можно быстрее, проявляйте к нему нежные и теплые чувства. Причем делайте это в течение дня, не дожидайтесь того, чтобы ребенку приходилось капризничать только затем, чтобы мама посадила его на колени, поцеловала и прижала к себе.

    Необходимо, чтобы ребенок рос с сознанием того, что его любят, несмотря ни на что просто потому, что он есть. Рядом с любящей мамой дети быстро успокаиваются и от ее ласкового голоса забывают о причине каприза.

    После того как ребенок успокоился, доброжелательно поговорите с ним. Скажите, что огорчены его поведением, но все равно его любите и надеетесь, что он будет вести себя хорошо. Это поможет ребенку избежать ощущения виноватости и сохранить положительную самооценку, а также понять, что он хороший, а вот вел себя неправильно.

    В дальнейшем не напоминайте ребенку о капризе, тогда будет меньше вероятность, что у него сложится комплекс вины и он повторит плохое поведение.

    Если ребенок раскапризничался и никак не хочет успокаиваться, вырывается из объятий, то просто посидите рядом с ним, будьте терпимы и доброжелательны. Если капризы не прекращаются, то оставьте ребенка в комнате одного. Вскоре он успокоится и сам к вам придет.

    Что можно и чего нельзя делать взрослым, когда капризничает ребенок?

    Итак, существуют ли конкретные советы о том, как успокоить малыша, впавшего в истерику и неконтролируемое негодование? Как бы это ни парадоксально звучало, но капризные дети воспитывают своих родителей даже больше, чем те влияют на них. Взрослым важно понять, что во время детской истерики ни в коем случае нельзя показывать собственную раздраженность или агрессию. Взаимные негативные эмоции будут только накапливаться и усиливаться. Даже в традиционных системах воспитания, где предусмотрены телесные наказания, всегда существовал строгий запрет на то, чтобы пороть ребенка, находясь в состоянии негодования или ярости. Сегодня же не рекомендуется проявлять по отношению к капризному ребенку даже вербальную агрессию.

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Задумавшись над тем, как вести себя с капризным ребенком, прежде всего важно усвоить следующий принцип: во время детской истерики необходимо сохранять максимальное хладнокровие. Часто соблюсти это правило бывает очень сложно. Но ведь никто и не обещал родителям, что воспитание будет простым процессом. Что бы ни собрался предпринимать взрослый, он должен предстать перед малышом в облике полного спокойствия. Только таким образом можно заработать авторитет у капризного плаксы. Далее следует выбрать одну из стратегий поведения, которой придется строго придерживаться изо дня в день.

    Разумные уступки

    Планируя процесс того, как успокоить капризного малыша, необходимо изначально определиться с тем, на какие уступки можно пойти. Важно определить, до какой степени родители готовы предоставить малышу определенную самостоятельность, чтобы затем ограничить его поведение определенными рамками. Это можно назвать мягким вариантом стратегии кнута и пряника.

    Если родители смогут разработать рациональную систему уступок и ограничений, ребенок постепенно привыкнет к тому, что ему можно, а что запрещено. Когда истерика входит в активную фазу, можно показать, что взрослые готовы идти на уступки, но в то же время после предотвращения плача и капризов ребенку следует сразу предъявить и какие-то ограничения. Удовлетворенный и успокоившийся малыш воспримет их более спокойно. Взрослым обязательно необходимо пользоваться такой иллюзией переговорного процесса.

    Общение на равных

    Лучшим способом воспитательной профилактики детских капризов является частое и регулярное общение родителей с ребенком. Такое общение должно быть выстроено на доверительных основах, происходить на равных без употребления наставительного, менторского тона. Чем чаще каждый из родителей будет разговаривать с малышом, тем меньше шансов будет у того найти повод для истерических припадков. При этом такую коммуникативную связь лучше всего начать налаживать еще со второго года жизни ребенка, даже если он сам еще не может полноценно разговаривать.

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Часто родители недооценивают коммуникативную, разговорную часть воспитательного процесса. Считается, что воспитание представляет собой выстраивание определенной системы ограничений и запретов. На самом же деле воспитание — это введение ребенка в жизнь. И если родители хотят, чтобы малыш оптимально вписался в их образ жизни, регулярные разговоры просто необходимы. К сожалению, такое общение часто отодвигается на второй или третий план, ведь родители постоянно заняты более важными вещами.

    Четкое установление рамок

    Часто отец и мать не договариваются о том, как бороться с капризами ребенка, и действуют разобщенно. Один из родителей позволяет малышу больше, а другой, наоборот, пытается установить систему жестких запретов. С одной стороны, это приводит ребенка в состояние недоумения, и он не учится рационально объяснять свое поведение и поступки окружающих. С другой стороны, он учится манипулировать людьми, пытаясь добиться от более податливого родителя выполнения собственных желаний.

    Читайте так же  Множественное расстройство личности

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Самым неудачным вариантом поведения родителей является ситуация, в которой они вступают в конфликт между собой, споря о том, удовлетворить ли каприз ребенка или же запретить ему то, что он требует. Взаимные претензии, обиды и раздраженность родителей обязательно приведут к тому, что капризы и истерики только усилятся. Взрослые должны четко определиться с теми границами, в которых они будут сообща удерживать желания своего непослушного чада.

    Переключаем энергию капризности на творчество и физическую активность

    Чаще всего в капризное поведение ребенка вытекает неизрасходованная энергия. Чтобы максимально снизить градус психического напряжения, проявляемый малышом, желательно в течение дня предоставить ему возможность заняться каким-нибудь активным делом. Прогулки, пробежки, активные игры на свежем воздухе, занятия спортом, подходящие для того или иного детского возраста, являются лучшей прививкой против необоснованной капризности.

    13 эффективных способов успокоить капризного ребенка

    Очень полезными для детской психики являются и творческие занятия. Малыша можно занять раскрасками, складыванием конструктора, лепкой из пластилина. В старшем дошкольном возрасте ребенка желательно водить в школу творчества, что будет иметь не только развивающий, но и дисциплинирующий эффект. Чем больше энергии малыш потратит на активное времяпрепровождение, общение и творчество, тем меньше сил у него останется на капризы и истерики.

    Какую бы воспитательную стратегию ни выбрали родители, важно понимать, что основная ответственность лежит именно на взрослых. Однажды начав реализовывать свой воспитательный план, его нельзя будет бросить на полпути.

    Метки:Каприз

    Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

    • Совместные игры для родителей и детей
    • Воспитание детей в семье: поощрение и наказание
    • Совет родителям: как успокоить ребенка во время истерики?
    • Особенности наказания детей

    Как вести себя с капризным ребенком: переключение

    Один из способов прекращения каприза — это переключение внимания ребенка. Если вы замечаете, что он готов вот-вот расплакаться и разбушеваться, то обратите его внимание на какой-либо объект.

    Покажите птичку за окном, расскажите немного о ней, предложите поближе посмотреть: может, она «волшебная»? Если капризне успел разыграться в полную силу, то ребенок обычно переключается с интересом на новую тему.

    Переключить внимание ребенка с негативных эмоций можно и другим способом. Напомните о значимом для него деле, например предложите успокоиться и пойти погулять, пока солнышко светит. Или попросите ребенка пока не плакать, отложить это дело на некоторое время. На многих детей такое предложение действует успокаивающе.

    Часто малыши начинают капризничать, когда нужно собираться и успеть куда-либо к определенному сроку. Они не хотят одеваться, плачут, все делают медленно, а нервозность родителей от спешки только повышается, что еще больше усугубляет ситуацию.

    В этом случае лучше на минуту остановиться и попытаться успокоить ребенка обычным способом, ласковым голосом, а потом задать более быстрый темп, вставить слова «быстро-быстро».

    Если вы замечаете, что ребенок вот-вот расплачется, то можно отвлечь его шутливыми словами и пощекотать. Можно увлечь его с собой и покувыркаться на кровати. Расшевелившись, ребенок уже забудет о том, что собирался капризничать и с удовольствием включится в игру, главное — не доводить его до взвинченного состояния и во время умерить пыл.

    Если ребенок собирается расплакаться и каприз еще не вошел в полную силу, то можно отвлечь его внимание быстрой речью. Расскажите ему о чем-нибудь интересном и важном. Смена ритмов изменит поведение ребенка, и он забудет о том, что капризничал.

    Еще один способ отвлечь ребенка от каприза — обратиться к нему с просьбой (подать газету дедушке, отнести платок бабушке, поискать домик для пупсика). Это займет внимание ребенка и переключит его на другую деятельность, к тому же он сможет проявить самостоятельность.

    Воспитание капризных детей: обещания

    Родителям следует быть честными по отношению к ребенку и всегда выполнять обещания. Это подкрепляет их авторитет и вызывает у ребенка уважение, веру. Нередко случается, что родители обещают ребенку что-либо (конфеты, игрушки, катание на лыжах), пытаясь его успокоить или добиться выполнения каких-либо действий.

    В дальнейшем они не выполняют обещания, а ребенок о нем помнит. Такое поведение подрывает доверие ребенка и постепенно не только перестает действовать, но и отдаляет от родителей. Однако это еще не все.

    Постепенно ребенок понимает, что можно самому использовать этот способ в достижении цели, и дает обещания без выполнения. Таким образом в нем поселяется безответственность, а затем и безволие.

    Если родители используют обещания для того, чтобы успокоить ребенка или побудить к каким-либо действиям, то они подчеркивают, что сказанные ими до этого слова имеют меньшее значение. Постепенно он перестает реагировать на обычные обращения и просьбы, а с помощью капризов привыкает добиваться новых игрушек, поблажек и т. п.

    Иногда невыполнение родителями обещаний связано с непредвиденными обстоятельствами. Например, прогулка в парке в выходной день откладывается из-за дождя или в семье кто-то заболел.

    Маленьким детям трудно принять подобные ситуации, и у них складывается ощущение обмана. Если это повторяется, доверие и авторитет родителей оказываются основательно подорванными.

    Попытайтесь объяснить ребенку причину невыполнения обещания и постарайтесь все-таки сдержать слово в ближайшее время. Никогда не давайте невыполнимых обещаний. Освойте другие способы для успокоения капризничающего ребенка.

    Не требуйте обещаний и от ребенка. Вряд ли он сдержит слово «всегда хорошо себя вести», «никогда не плакать» по самым разным обстоятельствам. Ребенок может повторить за вами слова, но не сможет нести за них ответственность. Возникшую неуверенность он перенесет на родителей, перестанет им доверять, а ему необходима уверенность в них и вера в себя.

    Еще хуже ситуация, когда один член семьи что-то обещает ребенку в обмен на прекращение капризов, а другой — не согласен и запрещает выполнять обещанное.

    У ребенка формируется состояние двойственности и появляются психологические проблемы. Ему приходится прибегать к хитрости и приспосабливаться, чтобы добиться обещанного и угодить всем.

    Как отучить ребенка от капризов: запреты

    В процессе развития каждый ребенок сталкивается с запретами. Он еще мал, и родители что-то запрещают ему для его же безопасности, в воспитательных целях, по различным другим обстоятельствам.

    Важно при этом доступно объяснять ребенку причину запрета (нельзя потому, что детишкам полезнее вот это, для детей больше подходит вот то, так у тебя лучше получится…). Всем членам семьи обязательно нужно быть последовательными в запретах.

    Если папа сказал «нельзя», то и маме следует придерживаться такого же мнения. Не стоит поддаваться капризам ребенка и идти на уступки.

    Часто повторяются ситуации, когда ребенок просит родителей купить игрушку в магазине и начинает капризничать в случае отказа, а то и устраивает истерику. Нужно сохранить спокойствие и выдержку и не поддаваться на провокацию.

    Объясните ребенку понятно, почему вы не можете выполнить его просьбу. Может, вы потратили все деньги на продукты и лекарство, а может быть, у ребенка есть уже похожая игрушка.

    Избегайте отговорок «потому что, потому», «говорю нет, значит — нет» и т. п. Их можно услышать от родителей, которым лень всерьез думать о ребенке, они не воспринимают его как полноценную личность, так как сами еще психологически не созрели.

    Эти слова подрывают доверие ребенка и разобщают с ним. Он, может, и перестанет капризничать от сердитого тона, а вот в дальнейшем перестанет обращаться к вам с вопросами и не будет рассказывать о себе.

    Между тем в семье важны гармония и взаимопонимание, поэтому отношения необходимо беречь. Понятное для ребенка объяснение запрета поможет ему успокоиться и сохранит доверие. В следующий раз он будет меньше капризничать и научится спокойно реагировать на разумные «нет» и «нельзя».

    Уступают в капризах детям чаще те родители, которые испытывали сами ограничения в детстве. Попустительство и радость ребенка компенсируют их собственные лишения в прошлом.

    Конечно, у ребенка должны быть радости и нельзя все только запрещать, однако и разрешать нужно в меру, если это не противоречит общим принципам воспитания и не несет вреда.

    Если ребенок находится в среде сплошных запретов, то у него появится бурный протест против такого положения, и капризы не только не уменьшатся, но и превратятся в более серьезные психологические проблемы.

    Нельзя баловать ребенка и потакать всем его прихотям и в то же время необходимо сохранять у него желание что-то получить, сделать, освоить.

    Обращайте внимание на просьбы ребенка, может быть ему действительно необходима какая-то вещь, новая игрушка окажется полезной для развития, а собственноручное выполнение поможет выработать навык в нужном деле.

    Не создавайте для него двусмысленных ситуаций. Если вы отказали по понятным причинам ребенку в покупке игрушки, то не поддавайтесь на уговоры во время прогулки зайти в магазин и только посмотреть на нее. Тогда он будет точно знать, что капризами ничего не добьется, а ваше слово будет для него весомым.

    Говоря ребенку «нельзя», предлагайте другое действие, которое отвлечет и удовлетворит малыша. Например, нельзя мучить кошку, но можно налить ей в миску молочка; нельзя есть много конфет, но можно съесть яблоко или грушу.

    Профилактика капризов у детей

    Избежать или же минимизировать частоту капризов, приступов истерик, нервных расстройств вполне возможно, если придерживаться нескольких простых правил:

    • следите за тем, чтобы ребенок полноценно отдыхал, соблюдались режимные моменты;
    • малыш не должен переутомляться;
    • проявляйте уважение к досугу ребенка, к его играм. На все это нужно отводить достаточно времени;
    • больше времени проводите вместе с малышом;
    • постарайтесь обеспечить положительную атмосферу в семье. Ребенок не должен быть свидетелем ссор или конфликтов между родителями или другими членами семьи;
    • чаще говорите и демонстрируйте своему чаду, что вы его любите;
    • проговаривайте ребенку его чувства. Этот прием поможет крохе научиться со временем самому разбираться в собственных чувствах, и подбирать слова для их объяснения. Например, «Ты расстроился, потому что сломалась твоя любимая игрушка», «Ты сердишься, потому что брат разбил твою чашку» и т.п.;
    • предоставляйте малышу право выбора. К примеру, пусть он решает: одеть бейсболку или панамку, какую игрушку с собой взять на улицу, кушать кашу с ягодами или с молоком и т.д.;
    • не нужно делать за ребенка то, с чем он в состоянии уже сам справиться. Привлекайте его к домашним делам, но только в игровой форме, просите о помощи. Такой прием позволит показать малышу, что он уже достаточно большой, чтобы справиться с трудностями;
    • если выбора как такового нет, то оговаривайте с ребенком предстоящие планы. К примеру, «Сейчас мы зайдем в магазин, а потом пойдем гулять на площадку»;
    • старайтесь как можно быстрее предотвращать истерики, улавливая первые их признаки. Помните, что подобные приступы сигнализируют о сильнейшем внутреннем конфликте в душе малыша. Если не получается договориться с ребенком, то попытайтесь переключить его внимание, попросите найти что-нибудь или посмотреть на что-то интересное и т.д.

    Важно понимать, что капризы у детей являются проходящим явлением, которое при правильном подходе здравомыслящих родителей уходит из жизни семьи совершенно бесследно. Следует проявлять понимание и сочувствие к любимому чаду в сложный для него период, и что очень важно, своевременно обозначить границы допустимого поведения.

    Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

    6, всего, сегодня

    (64 голос., средний: 4,02 из 5)

      Похожие записи
    • Почему увеличивается щитовидная железа при беременности
    • Секс после родов: когда можно возобновлять интимную жизнь?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *