§ 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    e8cf223107e9e3a9a2108fff75bcc769

    Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению.

    Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.

    Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. Если собрать список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных слоях они осуществляются по-разному.

    Например, удар является актом агрессии, но шутливое похлопывание по спине, далее весьма чувствительное, старых приятелей воспринимается как знак дружеского расположения. В разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко прикасаются друг к другу. В Кембридже между студентами принято обмениваться рукопожатиями дважды в год – в начале и в конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив, частота прикосновений очень велика.

    Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии.

    Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).

    Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у иностранцев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно.

    С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что ладонь оказывается повернутой вниз, – это властное рукопожатие. Такое рукопожатие свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером.

    Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, – это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимо в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

    Рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинаковом положении, означает, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

    Пожатие прямой, не согнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение состоит в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

    Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнеров по общению на удобном для себя расстоянии.

    Жест, называемый «перчаткой», означает, что его инициатор честен и ему можно доверять. Т

    акой жест применяется только по отношению к хорошо знакомым людям. Пожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи избыточных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.

    Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку. Если ее кладут на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем при захватывании запястья. Если руку кладут на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находится на предплечье.

    Жесты и позы. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов, отражающих внутреннее состояние человека. А. Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как расшифровываются эти знаки в поведении женщины:

    «Сила женщины не в красоте лица. Женская красота раскрывается именно посредством пластики. Женщина, у которой грациозная походка, отмеренные жесты, которая и на улице, и дома держится прямо и собранно, всегда производит хорошее впечатление. И наоборот, когда она движется неуклюже, сгорбившись, и ее движения небрежны – ленивы или слишком нервны, – мы при виде этой дисгармонии человеческого тела невольно думаем, что перед нами человек не очень привлекательный, небрежный и при ведении домашнего хозяйства, и на работе или чересчур нервный, способный на необдуманные действия».

    Кинесика, Мимика. Контакт глазами

    Американский психолог Р. Бёрдвистл предложил термин «кинесика» для изучения общения посредством анализа движений тела (Birdwhistell, 1952). «Кин» —мель­чайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интерпре­тировать сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения тела. Кинесика включает движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта, то есть зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющих экс­прессивно-регулятивную функцию в общении.

    Рис. 4.2. Описание мимических признаков эмоциональных состояний (Из: Лабунская В. А. Невербальное поведение {социально-перцептивный подход). — Ростов-н/Д.: изд-во Ростов, ун-та, 1986. — С. 33)

    Части и элементы лицаМимические признаки эмоций
    ГневПрезрениеСтраданиеСтрахУдивлениеРадость
    Положение ртаРот Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт открыт
    ГубыУголки губ опущены Уголки губ приподняты
    Форма глазГлаза Глаза Глаза Глаза раскры- сужены широко прищурены ты и при- раскрыты или щурены раскрыты
    Яркость глазГлаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не Глаза блестят выражен
    Положение бровейБрови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
    Уголки бровейВнешние уголки Внутренние уголки бровей подняты вверх бровей подняты вверх
    ЛобВертикальные складки Горизонтальные складки на лбу на лбу и переносице
    Подвижность лица и его частейЛицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное

    Поведение складывается из «кинем», также как чело­веческая речь — из последовательности слов, предложе­ний и фраз. Из повседневных наблюдений известно, что отношения партнеров по общению, их психологическое состояние, социальные роли выявляются в общении с помощью кинесической струк­туры раньше, чем через слова. Кинесическая структура выполняет функцию допол­нения либо замещения речевых сообщений, а следовательно, наделена своеобразным приоритетом в создании образа партнера и всей ситуации общения.

    Изучение кинесики — огромная область исследований в психологии, теории ком­муникации, культурологии. Наиболее изученными на сегодняшний день элемента­ми кинесической структуры невербального поведения можно считать мимику, жес­ты, позы, взгляды.

    Мимика, или выражение лица, — важнейший аспект невербальной коммуника­ции. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болез­ни) общение оказывается невозможным. Почему лицо имеет столь серьезное значе­ние? Прежде всего, потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояни­ях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произволь­ных мимических реакций (рис. 4.2). Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает — других.

    Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая сто­роны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому мо­гут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария (в ре­зультате перекреста связей управления) отражается на правой стороне лица и при­дает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно, на этой стороне труд­нее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица трени­рованный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и ис­кусственное поведение.

    Контроль за выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать, нейтрали­зовать, скрывать переживаемые эмоции.

    Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точ­ной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Например, празднуя дни рождения близких, встречая Новый год или получая пода­рок, мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, чтобы оказать под­держку нашим партнерам по взаимодействию. Можно усилить и отрицательную эмо­цию, например, в воспитательных целях, если мы хотим показать ребенку, как силь­но огорчены его поведением.

    Для сохранения хороших отношений может потребоваться и умение сдерживать лицевую экспрессию. Например, если двое приятелей подавали документы на полу­чение стипендии для обучения за рубежом, но только один получил приглашение, то, щадя чувства друга, счастливчик постарается сдержать свои эмоции и будет гово­рить о том, что стипендии распределяются не совсем справедливо, что его радость омрачена и т. п. Точно так же нам иногда приходится сдерживать неуместный гнев или какие-то другие эмоции.

    Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции. Так, если в соответствии с нормами данной культуры мужчина не должен публично проявлять страх или открыто плакать (в противном случае он будет подвергнут общественно­му осуждению), то ему придется нейтрализовать запретные эмоций, даже если в дей­ствительности он переживает какую-то из них.

    Эмоции нередко приходится маскировать, то есть демонстрировать противопо­ложные. Например, мы часто маскируем такие эмоции, как ревность или разочаро­вание.

    Одни люди лучше контролируют свою мимику, другие хуже. Однако, считаясь с обстоятельствами, всем нам приходится довольно часто управлять выражениями лица.

    Известный исследователь Поль Экман вместе с коллегами разработал технику, получившую название «Система Кодирования Движений Лица» (Facial Action Co­ding System — FACS). Основанная на анализе мышечных изменений методика позво­ляет свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц действий. В на­стоящее время выделено 24 дискретных единицы действий, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не ясна (например, ку­сание губ) (Экман, 1999).

    Ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описан­ные симпотомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным со­стояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства. Например, вы открываете дверь и видите друга, с которым не встречались много лет. Ваше лицо при этом выражает одновременно удивление (глазами) и радость (областью рта). В повседневных взаи­модействиях наши эмоции, как правило, носят смешанный характер.

    Читайте так же  Клофелин — гипотензивное средство для лечения гипертонии и глаукомы в офтальмологии

    Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимиче­ских реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин. Кто-то может долго не замечать явного выражения лица партнера, стремясь защи­тить себя от ранящей информации, другой, напротив, видит только те знаки, кото­рые подтверждают его установку и прогноз в отношении ситуации. Третий замечает только те эмоции, которые характерны для него самого, не воспринимая то, что для него чуждо.

    Контакт глазами — также подструктура кинесики, выполняющая в первую оче­редь функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало раз­говора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, за­кончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь, Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установле­но, что направление взгляда в общей ни зависит от содержания общения, от индиви­дуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений. Для правильногопонимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько стати­стические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в гла­за другого, менее важно, чем-то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него.

    Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистан­цию между людьми. Иногда такой взгляд может оказаться неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд «без согла­сия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию. Если вы смот­рите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть по­нят как предложение интимного характера.

    В целом, как показывают исследования, максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает трех секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и бес­покойство раньше. Наиболее оптимально мягкое «прикосновение» взглядами.

    Отсутствие прямого взгляда тоже опасно — у человека, особенно если он нахо­дится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен. Умышленный отказ от визуального контакта действи­тельно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доми­нирующее, антипартнерское поведение. Существуют и другие разновидности «не­видящего взгляда»: он может, например, проходить насквозь, может «зависать» пе­ред лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфоку­сированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность от­страняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно как защит­ная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (на­пример, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми — у продавцов, работников регистратуры и т. п.).

    В своей книге «Язык тела» американский исследователь Джулиус Фаст (Фаст, 1995) отмечает следующую особенность взглядов. Мы можем «глазеть» на неоду­шевленный предмет, подолгу рассматривать предмет искусства или пейзаж, живот­ных в зоопарке. Однако мы не смотрим так на людей, если считаем их людьми. Бе­лый житель южных штатов США, желая унизить чернокожего соотечественника, будет разглядывать его в упор и с помощью азгляда превращать из человека в неоду­шевленный предмет.

    Мы можем долго разглядывать актеров на сцене, но в этом случае настоящий че­ловек спрятан за маской своей роли, и наш взгляд его вряд ли побеспокоит.

    Имея дело с незнакомыми людьми (если мы признаем их человеческую природу), мы не должны ни пристально смотреть на них, ни игнорировать их. Для того чтобы сделать из них людей, а не предметы, следует использовать умышленное и вежливое невнимание. Мы смотрим на людей лишь столько времени, чтобы им стало понятно, что мы их увидели, а затем немедленно отводим взор. Так и а языке тела мы заявля­ем: «Я знаю, что вы здесь», а через миг добавляем: «Но я никогда не посмел бы поме­шать вашему уединению».

    4.2.2. Поза. Жесты. Такесика. Проксемика

    Поза— это положение человеческого тела. «Распрямись», «не горбись», «грудь впе­ред», «разверни плечи», «не сутулься» — вот лишь некоторые из фраз, с помощью которых один человек управляет позой другого. Поскольку позы — одна из наиме­нее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, наблюдение за ними дает значимую информацию о состоянии человека — напряжен он или раскован, на­строен на неторопливую беседу или только и ждет, чтобы уйти. Любое изменение позы или синхронизация поз собеседников указывают на изменение отношений меж­ду ними. Если в момент общения вы хотите создать доброжелательную, спокойную атмосферу, рекомендуется соблюдать такое условие, как свободный, мышечно не закрепощенный таз.

    Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно при­нять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа запрещают одни позы и поощряют другие. Наиболее изучены три группы поз, выражающих отношение к партнеру:

    1) включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Различ­ные способы строить свою позу как закрытую — скрещенные на груди руки; спле­тенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т. д. — соответствуют и внутренней закрытости в контакте. Распро­страненным способом дистанцирования является максимальное мышечное расслаб­ление. Оно позволяет уменьшить количество собственных коммуникативных реак­ций, что создает ощущение безопасности. Поза, указывающая на готовность к обще­нию: человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

    2) доминирование («нависание» над партнером, похлопывание по плечу, рука «за­быта» на плече собеседника и т. д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т. д.)

    3) противостояние (человек стоит сжав кулаки, подбоченясь, выставив плечо впе­ред) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).

    Походка — элемент кинесической подструктуры, свя­занный с позой. Характер походки указывает как на фи­зическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Элементами походки являют­ся ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. Именно эти параметры формируют образы ровной, плав­ной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и других видов походки.

    Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты в про­цессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмегу, о желаниях человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспри­нимаемого человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражающими случайное состояние. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состоя­ния, сколько об интенсивности его переживания.

    Такесика — невербальная коммуни­кация, связанная с тактильной системой вос­приятия; включает самые разнообразные прикос­новения — рукопожа­тия, поцелуи, поглажива­ния, похлопывания, объя­тия и т. д.

    Проксемика — пространственные взаи­моотношения людей в процессе общения.

    Жесты можно классифицировать следующим образом:

    описательно-изобразительные и выразительные, подчеркивающие — эти жесты сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл;

    конвенциональные ~ жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения вни­мания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные, дразня­щие. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

    модальные жесты — жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, не­уверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удив­ления. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

    • жесты, используемые в различных ритуалах.

    Манера одеваться и причесываться также входит в кинесическую структуру не­вербального поведения.

    Невербальное поведение, связанное с тактильной системой восприятия, образует такесическую систему .невербальной коммуникации. Это, прежде всего, самые разно­образные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д.

    Люди прикасаются друг к другу но разным причинам, разными способами и и разных местах. Исследования показывают, что человеку необходима и желательна какая-либо форма тактильной стимуляции. Однако интенсивность и частота при­косновения отличаются от культуры к культуре, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения сообщают как об эмоциональном состоянии, так и о характере взаимодействия. Среди прикосновений можно выделить;

    • профессиональные (используются исключительно в профессиональных или функ­циональных целях, косят безличностный характер: когда профессионал прикаса­ется к другому человеку, последний воспринимается им как объект, а не как лич­ность);

    • ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи и т. д.);

    • дружеские;

    • любовные.

    Проксемика, или пространственная психология, — термин, введенный американ­ским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной орга­низации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

    Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых под­разумевает определенные отношения близости или дистанцирования.

    Интимное расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашен­ное (например, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга.

    Личное пространство может достигать 120 см, здесь физический контакт не обя­зателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих преде­лах могут быть бесконечно разнообразными — от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующе­го любопытства.

    Социальные расстояния располагаются в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения.

    Публичное расстояние характерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами — таково общение докладчика с аудиторией (Холл, 1995).

    Кроме расстояния как такового, в организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение партнеров. Люди, разместившиеся друг против друга, легче переходят в отношениях к конфронтации, борьбе, чем при дру­гих вариантах расположения. Наиболее нейтральным является взаимное располо­жение партнеров под каким-либо углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу.

    Читайте так же  Состав чипсов. Есть ли картофель в картофельных чипсах

    Проксемика включает и анализ территориальности. Типы территорий могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодей­ствий. Категоризация по размеру ранжирует территорию от крошечной (пятачок в переполненном транспорте) до достаточно большой, чтобы можно было взаимодей­ствовать нескольким людям. Но признаку собственности территория может быть раз­делена на первичную (занимаемую только данным человеком) и вторичную (разде­ляемую им с другими), а также на публичную (например, двор возле дом»), времен­ную (например, рабочее место в офисе или на предприятии) и домашнюю. По типу осуществляемого на них взаимодействия можно выделять территории официальные, деловые и интимные. Важный аспект изучения территориальности — реакции лю­дей на проникновение других или узурпацию другими принадлежащего им простран­ства. Еще одна область изучения данного раздела проксемики — бездомность и пе­ренаселенность, вырабатывающие особые модели поведения и межличностного кон­такта.

    Таким образом, реализуя общую для них функцию невербальной коммуника­ции — передавать сообщения, касающиеся конкретного состояния коммуникатора, его отношения к себе, партнеру и ситуации, — каждый из каналов сохраняет при этом свою специфику. Характер содержания сообщения определяют кодировочные сред­ства.

    4.2.3. Акустические средства передачи невербальной информации

    То, как мы говорим, часто является более важным, чем само содержание сообщения. Произнесенное слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи; высота, громкость, скорость, рит­мичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и час­тично контролируемым сигналам относятся звуковые явления — стон, смех, плач, вздох и т. п.

    Невербальные аспекты речи передают сообщения:

    а) о том, какое значение в дан­ной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

    б) о самом говорящем — его биофизи­ческих характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях.

    Голосовые характеристики — важнейший фактор фор­мирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.

    Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции — страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные со­стояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

    Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, уве­личение резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется мед­ленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глу­хой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, воле­вым, решительным. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения.

    Регулятивную функцию в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

    Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным пока­зателем личности, тем не менее, следует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу, Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т, д.), при­писывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстети­ческие и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образован­ность, доброжелательность, великодушие, чувств (собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность).

    Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке.

    Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

    Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

    В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека.

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

    Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

    В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

    Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.

    Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

    Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

    Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался в застегнутых пиджаках. Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак.

    Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками.

    Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону.

    Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти.

    Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации следует чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

    Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы.

    Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь надевает очки, то это означает, что он хочет еще раз «взглянуть на факты».

    Жест «расхаживание» служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники прибегают к этому жесту, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять

    трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.

    Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.

    Создатель этой методики

    Рэй Бирдвистел, американский антрополог, является создателем науки кинесики. Именно он решил объединить свои исследования, а также исследования коллег, и, проанализировав их, пришел к выводу, что большинство жестов люди используют в определенных ситуациях. В 1952 г. была издана его монография «Введение в кинесику: аннотированная система записи движений рук и тела».

    Это издание и стало началом становления кинесики. В своих исследованиях ученый пытался создать нечто похожее на каталог жестов, в котором бы описывались универсальные для всех народов значения жестикуляции и мимики. Во время своих путешествий Бирдвистел заметил, что у одних народов есть жесты, которые используются только между ними, а с гостями они общаются совершенно по-другому. И именно тогда исследователь задался вопросом о соотношении речи и невербальных знаков.

    Рэй Бирдвистел одним из первых заинтересовался вопросом о соотношении жестов и высоты голоса. Таким образом, кинесика — это не только наука о жестах, она охватывает гораздо большую область.

    Это наиболее популярный жест неодобрения.

    Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.

    Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

    Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. Так, с помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.

    Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд.

    Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ.

    Что такое кинесика

    § 1. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

    Что такое кинесика? Это – наука, изучающая роль жестов, мимики, телодвижений и других неречевых проявлений в процессе общения. Одни из первых исследований кинесики были проведены Ч.Дарвином в труде о выражении эмоций у животных и человека. Понятие «кинесика» впервые было использовано Р. Бердвистелом в 1952 году.

    Читайте так же  Восстановление зрения при тонкой роговице и отказе в лазерной коррекции

    В отличие от речи, кинетические проявления не так сильно подвластны волевому контролю. Зачастую они могут дать даже больше информации, чем слова. Жесты и мимика позволяют человеку более точно донести до собеседника смысл сказанного, выразить свое отношение к информации, детально раскрыть подробности. Слушающий человек с помощью невербальных средств считывает дополнительные сведения, может отличить правду ото лжи, а также просто поддержать говорящего и показать свою сосредоточенность на нем, например, кивком головы или мимическими проявлениями.

    Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

    В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название ГА8Т (введена Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

    Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении. Но эта проблема еще окончательно не решена.

    Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными. Мы еще будем останавливаться на мимике в главе VII, а здесь рассмотрим лишь мимические

    реакции, которые позволят нам определить, обманывает нас собеседник или нет.

    По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас.

    Именно поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас, когда мы пытаемся лгать.

    Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что мы говорим.

    Актеры и адвокаты, профессии которых непосредственно связаны с обманом в разных формах его проявления, до такой степени отработали свои жесты, что трудно заметить, когда они говорят неправду. Для этого они, во-первых, отрабатывают те жесты, которые придают правдоподобность сказанному, во-вторых, почт полностью отказываются от жестикуляции, чтобы не присутствовали ни позитивные, ни негативные жесты.

    Что же касается других людей, им часто труднее дается подделка в языке мимики и жестов. Психологи считают, что лжеца, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает несоответствие между микросигналами подсознания, которые выражены жестами, и сказанными словами.

    Какие же жесты могут выдать собеседника, если он лжет?

    Например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой – один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. В то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова, некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

    Если подобный жест используется собеседником в момент его речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, то это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.

    Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

    Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

    Например, мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще– в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

    Если вы видите, что собеседник лжет, то вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное, и это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

    Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с вами в данный момент собеседник – это понаблюдать за положением его ладоней. Когда люди откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.

    Мы не рассматриваем все жесты и позы, которые встречаются в процессе общения между партнерами, так как это нецелесообразно. Мы отметили только наиболее распространенные из них, которые дают представление об их значимости.

    Здесь важно было сформировать определенную установку и интерес, что даст направленность к самостоятельному изучению подобного материала.

    Невербальное поведение и самопрезентация

    Итак, в ходе нашего обсуждения возникло предположение о том, что невербальное поведение является или самопроизвольным и неосознанным, или представляет собой потенциальный источник утечки информации об обмане. Однако невербальное поведение подвластно саморегуляции (DePaulo, 1992). Когда у людей присутствует мотивация произвести определенное впечатление, они часто делают это, в частности управляя своим невербальным поведением.

    Вспомните, что происходило, когда ваш друг в последний раз делился с вами своими проблемами. Если вы терпеливо и сочувственно слушали, как это делают большинство из нас, по меньшей мере в начале разговора, вы, возможно, сознательно произносили правильные слова, такие как «Это очень плохо» или «Так ужасно нельзя обращаться ни с кем». Вероятно, вы также сознательно использовали соответствующие формы невербального поведения, например установление зрительного контакта с другом, когда он говорил, и сочувственно кивали. Вы знали, к примеру, что нельзя улыбаться, а нужно выглядеть серьезно, и что не следует вскрывать и просматривать свою почту, пока он объясняет суть своей проблемы. Несмотря на то что у вас не было намерения каким-либо образом обманывать вашего друга, формы вашего невербального поведения находились под четким контролем, по крайней мере в определенной степени, так что вы выражали соответствующие чувства и реакции на откровения вашего друга.

    В течение жизни мы много узнаем о самопрезентации невербального поведения — столько, что когда мы взрослеем, она становится почти автоматической. Например, уже во время обучения в колледже мы, скорее всего, не думаем, что нам следует прекратить суетиться, долго смотреть кому-то в глаза и выглядеть сочувственно, когда другой человек рассказывает нам о своих проблемах. Эти формы поведения могут проявляться, в сущности, спонтанно, как реакции на страдание друга. Культурные нормы, определяющие, как человек передает эмоции другим людям, являются упорядоченными и следуют нормам, которые психологи называют правилами демонстрации (Ekman, 1992а, 1992b). Правила демонстрации определяют не только то, какая эмоция должна быть передана в определенной ситуации, но и то, как это должно быть сделано.

    Невербальное поведение также может быть использовано и для будущих социальных целей. Когда мужчина разговаривает с женщиной, которой он хочет назначить свидание, он много улыбается, устанавливает с ней длительный зрительный контакт, стоит довольно близко и может упереться рукой в стену за спиной своей предполагаемой партнерши. Будучи вынужденным разговаривать с кем-то, кто его не привлекает, он стоит на большем расстоянии от собеседника, время от время обводит глазами комнату, сохраняет более серьезное выражение лица и держит руки прямо перед собой.

    Люди отличаются друг от друга тем, насколько эффективно они используют свою невербальную коммуникацию. В частности, при использовании невербального поведения проявляются половые различия. Девушки и женщины обычно более экспрессивны, в большей степени вовлечены в свои межличностные взаимодействия и более свободно выражают эмоции. Им свойственно в большей степени использовать невербальное поведение во взаимодействии с другими людьми, например такие его проявления, как прикосновения, зрительный контакт, выразительные движения тела, улыбка и пристальный взгляд. Кроме того, женщины точнее интерпретируют и невербальные сигналы, чем мужчины. В передаче различных эмоций также существуют тендерные различия. Женщины гораздо лучше передают счастье, в то время как мужчины более способны к передаче гнева.

    Гендерные различия легко интерпретировать с точки зрения половых ролей. Обычно женщин считают специалистами в социальной и эмоциональной сферах жизни, и в этом плане невербальное поведение может оказать им явную помощь. Однако отдельные исследования показывают, что данные половые различия развиваются в очень раннем периоде жизни, даже в возрасте 3 месяцев. Соответственно бывает сложно определить роль природы и воспитания при попытке понять эти важные половые различия.

    В заключение можно отметить, что из всего вышесказанного следует, что при наличии мотивации к передаче своих собственных эмоций в процессе социального взаимодействия люди пытаются сделать это, в частности, контролируя формы своего невербального поведения. Несмотря на то что иногда люди используют это поведение для обмана других, более обычным служит их использование для передачи в определенной ситуации правильного впечатления о себе и своих чувствах. Более того, люди осуществляют этот невербальный контроль достаточно успешно, пока не совершают попыток передать ложное впечатление.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *